Понятие межличностных отношений и их общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:23, реферат

Краткое описание

Фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли, и поведение каждого участника ограничено экспектациями (), обусловленными культурными нормами.

Оглавление

1. Проблема межличностных отношений в современной психологической науке
2. Подходы в изучении межличностных отношений (западные и отечественные)
3. Понятие и природа межличностных отношений и его структурных компонентов (взаимодействия и общения)
4. Классификации межличностных отношений и их виды
5. Основные феномены межличностных отношений
6. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

лекция !!!!!!!!!!!!!!!!!1.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Содержание:

  1. Проблема межличностных отношений в современной психологической науке
  2. Подходы в изучении межличностных отношений (западные и отечественные)
  3. Понятие и природа межличностных отношений и его структурных компонентов (взаимодействия и общения)
  4. Классификации межличностных отношений и их виды
  5. Основные феномены межличностных отношений
  6. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений. 

 

  1. Проблема межличностных отношений

 

Фактически при всех групповых  действиях участники выступают  одновременно в двух качествах: как  исполнители конвенциальных ролей  и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы  социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли, и поведение каждого участника ограничено экспектациями (), обусловленными культурными нормами. Однако, включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем им случится вступить в контакт. Поэтому характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен. Начальные реакции могут различаться от любви с первого взгляда до внезапной ненависти к другому человеку. Производится своего рода оценка, ибо совершенно неправдоподобно, чтобы двое или более людей могли взаимодействовать, оставаясь безразличными друг к другу. Если контакт поддерживается, участники могут стать друзьями или соперниками, зависимыми или независимыми друг от друга, они могут любить, ненавидеть или обижаться один на другого. То, как каждый человек реагирует на связанных с ним людей, образует вторую систему прав и обязанностей. Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях, по-видимому, имеют место своего рода межличностные реакции. Когда  встречаются мужчина и женщина, часто происходит взаимная оценка в  эротических терминах. Однако воспитанные  люди в таких случаях обычно не обнаруживают своих внутренних переживаний. Замечания относительно персоны  противоположного пола чаще оставляют  для одного из своих самых близких  друзей. В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют  большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Хотя выражение «межличностные отношения» по-разНому употребляется  в психиатрии и в социальной психологии, здесь оно будет использоваться для обозначения взаимных ориентаций, которые развиваются и кристаллизуются  у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений  в каждом случае будет зависеть от личностных черт включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений оказывается связана с рядом особых прав и обязанностей. Каждый играет роль, но такие межличностные роли нельзя смешивать с конвенциальными ролями(роли, связанные с официальными требованиями организации). Хотя оба типа ролей могут определяться на основе групповых экспектации, между ними существуют важные различия. Конвенциальные роли стандартизованы и безличны; права и обязанности остаются теми же самыми независимо от того, кто эти роли исполняет. Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, какие предъявляют ему конкретные индивиды, с которыми он вступает в контакт.

 

Одиночество, конфликтность, непонимание  Социальные сети

 

 

2. Проблема  межличностных отношений в отечественной  и зарубежной психологической  науке

Впервые в отечественной т.е. русскоязычной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».

Проблема межличностных отношений  в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н. Н. Обозова(академик Международной академии психологических наук, доктор психологических наук, профессор)(1979) обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интересным совместным исследованием Т. Хустона и Г. Левингера является «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» (Huston, Levinger, 1978), не потерявшее значения и в настоящее время.

Сейчас в печати появляется много  работ, в которых рассматриваются  проблемы межличностных и деловых  контактов (деловое общение), и даются практические рекомендации по их оптимизации (Дерябо, Ясвин, 1996; Вечер, 1996; Кузин, 1996). Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов  психологических исследований, порой  без ссылок и списка использованной литературы…………

 

В западной психологии ……  Майерс Зимбардо……

В социально-психологической литературе высказываются различные точки  зрения на вопрос о том, где «расположены»  межличностные отношения, прежде всего  относительно системы общественных отношений. Природа межличностных  отношений может быть правильно  понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд  отношений, возникающий внутри каждого  вида общественных отношений, не вне  их.

Природа межличностных отношений  существенно отличается от природы  общественных отношений: их важнейшая  специфическая черта -- эмоциональная  основа. Поэтому межличностные отношения  можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных  контактов. Сама деятельность задает и  другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно  важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как  межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому  относительно их изучения значительно  раньше и полнее был разработан арсенал  методических средств. Главным из таких  средств является широко известный  в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической  позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута  критике, методика, разработанная в  рамках этой теоретической схемы, оказалась  весьма популярной.

Таким образом, мы можем сказать, что  межличностные отношения рассматриваются  как фактор психологического «климата»  группы. Но для диагностики межличностных  и межгрупповых отношений в целях  их изменения, улучшения и совершенствования  применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

 

  1. Понятие и природа межличностных отношений и его структурных компонентов (взаимодействия и общения)

Понятие «межличностные отношения». Межперсональные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г. М, Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 1999).

Общественные отношения — это  официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные  связи. Они являются ведущими в регулировании  всех видов отношений, в том числе  и межперсональных.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

 

Межличностные отношения включают: 
1) восприятие и понимание людьми друг друга; 
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); 
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных  отношений: 
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: 
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности; 
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида; 
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: 
а) симпатии или антипатии; 
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.; 
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием); 
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений  оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности  группы и ее членов.

 

 

 

Взаимодействие-….

Межличностное общение - ….

 

 

 

Виды межличностных  отношений:

1 Классификация

1) производственные отношения –  складываются между сотрудниками  организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых  и др. проблем и предполагают  закрепленные правила поведения  сотрудников по отношению друг  к другу. Разделяются на отношения: 
а) по вертикали – между руководителями и подчиненными; 
б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус; 
в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого; 
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах; 
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

2 Классификация

Доминирования-подчинения

 

3 Классификация

Знакомства

Дружба

Любовь

 

Этапы развития межличностных отношений: 
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними; 
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.); 
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

 

Структура предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена:

 его статус, т.е. позиция в  системе групповых отношений; 

его роль в соответствие с этим статусом;

а также система групповых ожиданий относительно поведения данного  члена группы.

 Это последнее означает, что  каждый участник группы не  просто выполняет свои функции,  его поведение оценивается остальными  участниками группы. Через систему  ожидаемых образцов поведения  группа контролирует деятельность  каждого своего члена. В ряде  случаев может возникать рассогласование  между ожиданиями относительно  конкретного члена группы и  его реальным поведением. Для  уменьшения этого расхождения  в группе

Информация о работе Понятие межличностных отношений и их общая характеристика