Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:23, реферат
Фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли, и поведение каждого участника ограничено экспектациями (), обусловленными культурными нормами.
1. Проблема межличностных отношений в современной психологической науке
2. Подходы в изучении межличностных отношений (западные и отечественные)
3. Понятие и природа межличностных отношений и его структурных компонентов (взаимодействия и общения)
4. Классификации межличностных отношений и их виды
5. Основные феномены межличностных отношений
6. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.
формируются важные образования:
групповые нормы и групповые
санкции.
Групповые нормы являются социальными
нормами, т.е. представляют собой установления,
модели, эталоны должного поведения с
точки зрения общества в целом и его отдельных
групп. В более узком смысле групповые
нормы - это определенные правила, которые
выработаны группой и которым должно соответствовать
поведение ее участников, чтобы их пребывание
в группе было возможным. Нормы группы
основываются на определенной системе
групповых ценностей, т.е. должны получить
обоснование как значимые для группы и
для ее отдельных участников. Групповые
ценности складываются благодаря выработке
определенного отношения к социальным
явлениям, обусловленного реальным местом
этой группы в обществе, ее опытом и целями.
Групповые санкции выступают как механизм поддержания поведения членов группы в рамках соответствующих групповых норм. Они могут быть поощрительными и запретительными. Существует определенная зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением групповых норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им легче прощаются и нарушения.
5.основные
феномены межличностных
1)симпатия (избирательная привлекательность (вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик), эмоциональная привлекательность)
2)аттракция ((притяжение) понимает потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями)
3)антипатия
4)эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой)
5)совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) –несовместимость
6)сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий)
7) симтомность (феномен, приобщающий к жизни другого человека)
Динамика межличностных
Уровень межличностных отношений:1)перв
На проявление межличностных отношений влияет: пол, возраст, национальность, темперамент, положение, профессия и др.)
6.особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.
Благоприятной предпосылкой для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.
Пол. Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно {у мальчиков наоборот). У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество (Кон, 1987).
Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества,
В межличностных отношениях женский
сталь направлен на уменьшение социальной
дистанции и установление психологической
близости с людьми. В дружеских
отношениях женщины делают акцент на
доверии, эмоциональной поддержке
и интимности. «Дружеские отношения
у женщин менее устойчивы. Свойственная
женской дружбе близость по очень
широкому кругу вопросов, обсуждение
нюансов собственных
У мужчин межличностные отношения
характеризуются большей
Возраст. Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт (Кон, 1987, 1989). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения приобретают весомость. Эго объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.
Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.
Некоторые свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником» (Обозов, 1979).
Состояние здоровья. Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.
Временные заболевания влияют на общительность и устойчивость интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенном возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.
Профессия. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те. которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.).
Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителям» разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций.
Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.
Завышенная самооценка привносит
в интерперсональные отношения
элементы высокомерия и
Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.
Потребность в общении, установлении
межличностных контактов с
Экспектация – явление, когда партнер по коммуникации ждет от собеседника соблюдения соответствующего поведения – исполнения, осуществления соответствующей ему социальной роли, настраивается на разговор с ним с учетом этого и имеет соответствующее состояние сознания.
конвенциальными ролями(роли, связанные с официальными требованиями организации
Информация о работе Понятие межличностных отношений и их общая характеристика