Понятие межличностных отношений и их общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:23, реферат

Краткое описание

Фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли, и поведение каждого участника ограничено экспектациями (), обусловленными культурными нормами.

Оглавление

1. Проблема межличностных отношений в современной психологической науке
2. Подходы в изучении межличностных отношений (западные и отечественные)
3. Понятие и природа межличностных отношений и его структурных компонентов (взаимодействия и общения)
4. Классификации межличностных отношений и их виды
5. Основные феномены межличностных отношений
6. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

лекция !!!!!!!!!!!!!!!!!1.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

формируются важные образования: групповые нормы и групповые  санкции. 
Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом и его отдельных групп. В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой и которым должно соответствовать поведение ее участников, чтобы их пребывание в группе было возможным. Нормы группы основываются на определенной системе групповых ценностей, т.е. должны получить обоснование как значимые для группы и для ее отдельных участников. Групповые ценности складываются благодаря выработке определенного отношения к социальным явлениям, обусловленного реальным местом этой группы в обществе, ее опытом и целями.

Групповые санкции выступают  как механизм поддержания поведения  членов группы в рамках соответствующих  групповых норм. Они могут быть поощрительными и запретительными. Существует определенная зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением групповых норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им легче прощаются и нарушения.

 

 

 

 

 

5.основные  феномены межличностных отношений

1)симпатия (избирательная привлекательность (вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик), эмоциональная привлекательность) 

2)аттракция ((притяжение) понимает потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями)

3)антипатия 

4)эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой) 

5)совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) –несовместимость

6)сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий) 

7) симтомность (феномен, приобщающий к жизни другого человека)

Динамика межличностных отношений:отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, ослабляются, разрываются) Зависит отследующих критериев: 1)наличие и глубина эмоц. связей 2)частота и интенсивность контактов 3)повторяемость контактов 4)доверительность в контактах

Уровень межличностных отношений:1)первичное знакомство 2)приятельские отношения (создает основу для дальнейшего развития отношений)3)товарищеские отношения (позволяет закрепить межличностный контакт, происходит сближение интересов и т.д.)4)дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т.д.)5)супружеские

На проявление межличностных  отношений влияет: пол, возраст, национальность, темперамент, положение, профессия  и др.)

 

6.особенности  личности, влияющие на формирование  межличностных отношений. 

Благоприятной предпосылкой для успешного  формирования межличностных отношений  является взаимная информированность  партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями  общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые  личностные характеристики.

Пол. Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно {у мальчиков наоборот). У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество (Кон, 1987).

Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных  отношениях, а для мужчин — деловые  качества,

В межличностных отношениях женский  сталь направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической  близости с людьми. В дружеских  отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке  и интимности. «Дружеские отношения  у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень  широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений  усложняет их» (Кон, 1987, с. 267). Расхождение, недопонимание и эмоциональность  расшатывают женские межперсональные  отношения.

У мужчин межличностные отношения  характеризуются большей эмоциональной  сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед  незнакомыми людьми. Их стиль межличностных  отношений направлен на поддержание  своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксирую г чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

Возраст. Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт (Кон, 1987, 1989). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения приобретают весомость. Эго объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.

Некоторые свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником» (Обозов, 1979).

Состояние здоровья. Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Временные заболевания влияют на общительность  и устойчивость интерперсональных  контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенном возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической  неустойчивостью и пр., — все  это как бы «раскачивает» межличностные  отношения и негативно влияет на них.

Профессия. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те. которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.).

Опыт общения  с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителям» разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций.

Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Завышенная самооценка привносит  в интерперсональные отношения  элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают  напряженный характер.

Заниженная самооценка личности вынуждает  ее подстраиваться к стилю межличностных  отношений, которые предлагаются партнером  по общению. В то же время это может  вносить определенную психическую  напряженность в межличностные  отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

Потребность в общении, установлении межличностных контактов с людьми является фундаментальной характеристикой  человека. Вместе с тем среди людей  встречаются лица, у которых потребность  в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) несколько  завышена. Дружеские межличностные  отношения чаще всего формируются  с одним человеком или несколькими  лицами, а аффилиация и альтруизм, как правило, проявляются ко многим людям. Результаты исследований свидетельствуют, что помогающее поведение выявлено у людей, обладающих эмпатией, высоким  уровнем самоконтроля и склонных принимать самостоятельные решения. Показателями аффилиативного поведения  являются положительные вербальные высказывания, продолжительные контакты глаз, дружелюбное выражение лица, увеличенное проявление вербальных и невербальных знаков согласия, доверительные  звонки по телефону и др. Изложенная характеристика аффилиативного поведения  по форме напоминает стадию дружеских отношений, а ее показатели — критерии развития положительных межличностных отношений. В ходе исследований были выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001)

 

 

 

Экспектация – явление, когда партнер по коммуникации ждет от собеседника соблюдения соответствующего поведения – исполнения, осуществления соответствующей ему социальной роли, настраивается на разговор с ним с учетом этого и имеет соответствующее состояние сознания. 

конвенциальными ролями(роли, связанные с официальными требованиями организации


Информация о работе Понятие межличностных отношений и их общая характеристика