Понятие «методы и формы обучения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т.п.) обусловливает мотивацию к достижению, что определяет успешность реализации стремления к признанию

Оглавление

1. Особенности общения детей дошкольного возраста………………….3
1.1. Становление и развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста……………………………………………3
1.2. Особенности общения мальчиков и девочек…………………...8
2. Понятие «методы и формы обучения»………………………………..11
2.1. Методы обучения………………………………………………..11
2.2. Формы обучения………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Педагогика 1Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.46 Кб (Скачать)

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:

Способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, слушателя), направленные на решение задач обучения.

Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

2) развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);

3) воспитывающую (влияют на результаты воспитания);

4) побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

5) контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения).

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации.

Рассмотрим разнообразные классификации методов и выделим некоторые из них, оптимально подходящие для использования в педагогической практике и обеспечения эффективности познавательного процесса в системе образования.10

1. Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:

  • практический (опыты, упражнения);
  • наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
  • работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);
  • видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль).

2. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий – последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • формирование творческой деятельности;
  • закрепление и контроль знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

  • поисковые;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемного изложения;
  • эвристические (частно-поисковые);
  • исследовательские.

Кроме того выделяют инновационные методы:

  • игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);
  • методы тренинга;
  • методы программированного обучения;
  • методы компьютеризированного обучения;
  • методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);
  • ситуационный метод;
  • методы обучающего контроля и др.

4. Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания. Методы подразделяются по основным этапам постижения истины: "живое созерцание", абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов:

  • организации наблюдения, накопления эмпирического материала;
  • обобщающей теоретической обработки фактических данных;
  • практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности.

5. Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы подразделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Для познания реальной действительности необходимо понятийное и образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группы:

  • научного познания реальной действительности;
  • освоения искусства;
  • практического применения знаний.

Для достижения успеха в обучении и воспитании профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать специфику преподаваемых дисциплин и применять соответствующие методы.

Кроме того, классификацию методов обучения осуществляют:

  • по их роли и значению в развитии сущностных сил, психологических процессов, духовно-творческой активности;
  • по их соответствию возрастным особенностям обучающихся;
  • по степени эффективности их воспитательного воздействия, влиянию на формирование сознания, внутренних мотивов и стимулов поведения обучающихся.

Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским, в которой выделены три большие группы методов:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Первая группа включает следующие методы:

  • перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
  • словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);
  • практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
  • логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
  • гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
  • самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся:

  • методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
  • методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельностью.11

Как видим, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных нами классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных моделей подготовки и переподготовки специалистов.

В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. При этом выбор методов обучения определяется:

  • общими целями обучения, воспитания и развития человека;
  • особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
  • целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
  • временем, отведенным на изучение того или иного материала;
  • уровнем образования и практического опыта человека;
  • уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
  • уровнем квалификации и личных качеств преподавателя.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения занятия.

 

2.1. Формы обучения

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.12

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и  оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по  схеме:

- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее  пройденного материала, проверка  домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.;

- освоение нового материала. На этом этапе новый материал  излагается учителем, либо «добывается»  в процессе самостоятельной работы  учащихся с литературой;

- отработка навыков и  умений применения знаний на  практике (чаще всего - решение задач  по новому материалу);

- выдача домашнего задания;

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Информация о работе Понятие «методы и формы обучения»