Понятие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т. д.? В этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.

Файлы: 1 файл

психол..docx

— 249.90 Кб (Скачать)

1. Введение

Каждый из нас имеет  какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется  с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и  т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у  других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в  любой ситуации спокойно, другие находятся  в постоянном напряжении и т. д.? В  этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.

 В современной психологии  выделяют семь основных подходов  к изучению личности. Каждый подход  имеет свою теорию, свои представления  о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот  почему можно предложить лишь  следующее схематическое определение:  личность — это многомерная  и многоуровневая система психологических  характеристик, которые обеспечивают  индивидуальное своеобразие, временную  и ситуативную устойчивость поведения  человека.

Личность — многомерная  и многоуровневая система психологических  характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную  и ситуативную устойчивость поведения  человека.

Теория личности — это  совокупность гипотез, или предположений  о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать  поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

Каков характер главных источников развития личности — врожденный или  приобретенный?

2. Какой возрастной период  наиболее важен для формирования  личности?

3. Какие процессы являются  доминирующими в структуре личности  — сознательные (рациональные) или  бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность  свободой воли, и в какой степени  человек осуществляет контроль  над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен  и может быть выявлен с помощью  объективных методов?

 Каждый психолог придерживается  определенных ответов на поставленные  выше вопросы. В науке о личности  сложилось семь довольно устойчивых  комбинаций таких ответов, или  теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

 Существует три уровня  анализа личности как психологического  образования: свойства отдельных  «элементов» личности, компоненты («блоки»)  личности и свойства целостной  личности. Соотношение свойств и  блоков личности всех трех  уровней называют структурой  личности. Некоторые теории, а иногда  и разные авторы в рамках  одной и той же теории, обращают  внимание не на все уровни, а лишь на один из них.  Названия элементов и блоков  личности при этом сильно варьируют.  Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки — компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.

 Каждая теория позволяет  построить одну или несколько  структурных моделей личности. Большинство  моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном  диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

 Рассмотрим каждый  подход более подробно. В конце  изложения каждой теории попытаемся  дать более развернутое определение личности в рамках каждого подхода и ответить на такой вопрос: «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?»

2. Психодинамическая теория личности

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый З. Фрейд.

  По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо (от лат. libido — влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и,             во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд 3., 1989). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

 Фрейд утверждал, что  личность не обладает никакой  свободой воли. Поведение человека  полностью детерминировано его  сексуальными и агрессивными  мотивами, которые он называл  ид (оно). Что касается внутреннего  мира личности, то в рамках  данного подхода он полностью  субъективен. Человек находится  в плену собственного внутреннего  мира, истинное содержание мотива  скрыто за «фасадом» поведения.  И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы  могут дать более или менее  точную информацию о личности  человека.

Основные психологические  свойства отдельных «элементов»  личности часто называют чертами  характера (Фрейд 3., 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.

 На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

 На третьем, «фаллическом»,  самом важном этапе развития  ребенка (от 3 до 6 лет), происходит  формирование «комплекса Эдипа»  у мальчиков и «комплекса Электры»  у девочек. Комплекс Эдипа выражается  в том, что мальчик ненавидит  своего отца за то, что тот  прерывает его первые эротические  влечения к противоположному  полу (к матери). Отсюда — агрессивный  характер, незаконопослушное поведение,  связанное с неприятием семейных  и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

 Фрейд выделяет три  основных концептуальных блока,  или инстанции личности:

1) ид («оно») — главная  структура личности, состоящая из  совокупности бессознательных (сексуальных  и агрессивных) побуждений; ид  функционирует в соответствии  с принципом удовольствия;

2) эго («я») — совокупность  преимущественно осознаваемых человеком  познавательных и исполнительных  функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши  знания о реальном мире; эго  — это структура, которая призвана  обслуживать ид, функционирует в  соответствии с принципом реальности  и регулирует процесс взаимодействия  между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

 Ид, эго и супер эго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

 Таким образом, в  рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

 На поставленный контрольный  вопрос «Почему одни люди более  агрессивны, чем другие?» в рамках  теории классического психоанализа  можно ответить следующим образом:  потому что в самой природе  человека содержатся агрессивные  влечения, а структуры эго и  суперэго развиты недостаточно, чтобы им противостоять.

Либидо – общая биологическая  энергия.

Ид – совокупность бессознательных  побуждений.

Эго – совокупность преимущественно  осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики.

Суперэго – психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества.

3. Аналитическая теория личности

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много  общих корней. Многие представители  этого направления были учениками 3. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным  этапом в развитии классического  психоанализа. Это — качественно  другой подход, основанный на ряде новых  теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические  факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные  идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра  и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека — наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

Архетипы — наследственно  передающиеся первичные идеи.

Коллективное бессознательное  — совокупность всех врожденных архетипов.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» — совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

 Основными элементами  личности являются психологические  свойства отдельных реализованных  архетипов данного человека. Эти  свойства также часто называют  чертами характера (Юнг К., 1994). Например, свойства архетипа «персона» (маска) — это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» — это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) — быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) — нежность, мягкость, заботливость.

 В аналитической модели  выделяют три основных концептуальных  блока, или сферы, личности:

1. Коллективное бессознательное  — основная структура личности, в которой сосредоточен весь  культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека  в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное  — совокупность «комплексов», или  эмоционально заряженных мыслей  и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить  «комплекс власти», когда человек  всю свою психическую энергию  тратит на деятельность, прямо  или косвенно связанную со  стремлением к власти, не осознавая  этого.

3. Индивидуальное сознательное  — структура, служащая основой  самосознания и включающая те  мысли, чувства, воспоминания  и ощущения, благодаря которым  мы осознаем себя, регулируем  свою сознательную деятельность.

 Целостность личности  достигается за счет действия  архетипа «самость». Главная цель  этого архетипа — «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

- экстраверсия — установка,  заключающаяся в том, чтобы  наполнить врожденные архетипы  внешней информацией (ориентация  на объект);

- интроверсия — ориентация  на внутренний мир, на собственные  переживания (на субъект).

Экстраверсия — ориентация на объект.

Интроверсия— ориентация на внутренний мир,на собственные переживания.

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может  быть совершено различной.

Информация о работе Понятие личности