Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:04, контрольная работа
Цель настоящего курсового проекта – изучение понятия личности и присущих ему характеристик в таких науках как социология и психология.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
- изучить понятие личности в психологии: ознакомится с основными определениями личности в отечественной и зарубежной психологии; проанализировать основные особенности психологического подхода к личности;
Введение
1. Личность в психологии
Сущность понятия «личность» в современной психологии
Особенности психологического подхода к изучению личности
2. Личность в социологии
2.1 Основные определения личности в социологии
2.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Список литературы
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям28.
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации29. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация личности предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. В процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека, субъекты социализации с их механизмами воздействия на мышление и поведение человека.
Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека.
Перейдем к структуре личности в социологии. Здесь можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты30.
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
- Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
- Способности к творчеству, знания, навыки;
- Степень овладения
культурными ценностями
- Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
- Способ реализации
в деятельности всех
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Поэтому, именно социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Основные подходы к изучению личности можно свести к следующим31:
- социально-психологический подход. В основе него лежит постулат о том, что биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений;
- функциональный подход подразумевает статусно-ролевую теорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.
Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и, следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Дадим определение социальному статусу и социальной роли32;
- -социальный статус - это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус имеет смысл только в соотношении с другими позициями;
- социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса.
Таким образом, подведем основные выводы данной части нашего изложения:
- на социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное;
- при определении сущности
личности в социологии
- формирование личности
в социологии рассматривается
в контексте двух
- основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому подходу и подходу функциональному. В основе первого лежит постулат о том, что биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений; второй подход подразумевает статусно-ролевую теорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.
В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. То есть личность в социологии – это механизм, который позволяет который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь в соответствии с поставленными нами целями и задачами подведем общие выводы нашей работы.
Личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии.
Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности. В целом, в психологической науке, понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии. Обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности.
Таким образом, личность
в психологии – это особое качество,
приобретаемое индивидом в
Перейдем к понятию личности в социологии. При определении сущности личности в этой науке существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому и функциональному подходу. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.
Таким образом, сделаем общий вывод работы. Если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Приводится по: Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. – с. 16.
2 Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 56.
3 Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 94.
4 Приводится по: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. – с. 47.
5 Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. – с. 385.
6 Приводится по: Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
7 Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 315.
8 Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 54.
9 Там же, стр. 87.
10 Там же, стр. 112-114;
11 Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 156.
12 Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 167.
13 Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 94
14 Там же, стр. 104.
15 Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 49.
16 Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 118-119.
17 Там же, стр. 136.
18 Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2005. – 93 с.
19 Приводится по: Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 186-189.
20 Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 35.
21 Лебедева С.О. Указ. соч. С. 39.
22 Лебедева С.О. Указ. соч. С. 66.
23 Лебедева С.О. Указ. соч. С. 67.
24 Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 81-84.
25 Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – с. 89.
26 Лебедева С.О. Указ. соч. стр. 98.
27 Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. – с. 96.
28 Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 51.
29 Лебедева С.О. Указ. соч. 215.
30 Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. С. 56.
31 Лебедева С.О. Указ. соч. 217.
32 Приводится по: Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. С. 114 .