Понятие деятельности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:28, доклад

Краткое описание

Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Файлы: 1 файл

Понятие деятельности в психологии.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

Всякая  деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и  операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющею  вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру  познавательной деятельности, можно  назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых  инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная  его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно  выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Принципы и законы высшей нервной деятельности

Деятельность  коры головного мозга подчинена  ряду принципов и законов. Основные из них впервые были установлены  И.П.Павловым. В настоящее время  некоторые положения павловского  учения уточнены, развиты, а отдельные  из них пересмотрены. Однако для  овладения основами современной  нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положениями  павловского учения.

Аналитико-синтетический  принцип высшей нервной деятельности.

Как установлено И.П.Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного  мозга является аналитико-синтетический  принцип. Ориентация в окружающей среде  связана с вычленением отдельных  ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков  с тем, что является полезным или  вредным для организма (синтез). Синтез —это замыкание связей, а анализ —это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.

Аналитико-синтетическая  деятельность коры головного мозга  осуществляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения  и торможения. Эти процессы подчинены  следующим законам.

Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные (так же, как и очень слабые) раздражители при длительном воздействии  на организм вызывают иррадиацию —распространение возбуждения по значительной части  коры больших полушарий.

Только  оптимальные раздражители средней  силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.

Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из определенного  пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредоточивается в  месте своего первичного возникновения.

Этот  закон лежит в основе главного условия нашей деятельности —внимания (сосредоточенности сознания на определенных объектах деятельности).

При концентрации возбуждения в определенных участках коры мозга происходит его  функциональное взаимодействие с торможением, это и обеспечивает нормальную аналитико-синтетическую  деятельность.

Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс  с обратным знаком.

Если  в одном участке коры сконцентрирован  процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее сконцентрированное возбуждение тем интенсивнее  и шире распространен процесс  торможения.

Наряду  с одновременной индукцией существует последовательная индукция нервных  процессов —последовательная смена  нервных процессов в одних  и тех же участках мозга.

Только  нормальное соотношение процессов  возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде.

Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической  регуляции проведения.

Так, преобладание торможения, недостаточное  взаимодействие его с возбуждением приводит к снижению активности организма. Преобладание возбуждения может  выразиться в беспорядочной хаотической  деятельности, излишней суетливости, снижающей  результативность деятельности. Процесс  торможения —это активный нервный  процесс. Он ограничивает и направляет в определенное русло процесс  возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации возбуждения.

Торможение  бывает внешним и внутренним. Так, если на животное внезапно подействует  какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятельность животного  в данный момент затормозится. Это  внешнее (безусловное) торможение. В  данном случае возникновение очага  возбуждения по закону отрицательной  индукции вызывает торможение других участков коры.

Одним из видов внутреннего или условного  торможения является угасание условного  рефлекса, если он не подкрепляется  безусловным раздражителем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.

Торможение  возникает и при чрезмерном перевозбуждении  мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным торможением.

На  внутреннем виде торможения основана и аналитическая деятельность коры мозга, способность различать близкие  по своим свойствам предметы и  явления. Так, например, при выработке  у животного условного рефлекса на эллипс оно вначале реагирует  и на эллипс и на круг. Происходит генерализация, первичное обобщение  сходных раздражителей. Но, если постоянно  сопровождать предъявление эллипса  пищевым раздражителем и не подкреплять  предъявление круга, то животное постепенно начинает отчленять (дифференцировать) эллипс от круга (реакция на круг затормаживается). Этот вид торможения, лежащий в  основе анализа, дифференцирования, называется дифференцировочным торможением. Оно  уточняет действия животного, делает его  более приспособленным к окружающей среде.

Высшая нервная деятельность человека и животных

В опытах с животными И.П.Павлов установил, что у некоторых животных положительные  условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные  условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей  группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так, было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит  не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями  высшей нервной деятельности имеется  в виду динамика протекания нервных  процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов. Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой  нервных процессов —работоспособностью  нервных клеток при возбуждении  и торможении;

2) уравновешенностью  нервных процессов —соотношением  между силой процессов возбуждения  и торможения, их сбалансированностью  или преобладанием одного процесса  над другим;

3) подвижностью  нервных процессов —скоростью  смены процессов возбуждения  и торможения.

В зависимости  от сочетания вышеуказанных свойств  выделяются четыре типа высшей нервной  деятельности.

Первый  тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью  и высокой подвижностью (живой  тип).

Второй  тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они  не уравновешены, возбудительный процесс  преобладает над тормозным, процессы эти подвижны (безудержный тип).

Третий  тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный  тип).

Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).

Таким образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума.

Различные типы высшей нервной деятельности лежат  в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

Сила, уравновешенность и подвижность  нервных процессов обеспечивают более быстрое и эффективное  приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних  воздействий и неадекватно реагирует  на их действие (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).

При недостаточной подвижности нервных  процессов организм не может быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болезненна ломка  стереотипа; она нередко вызывает невротические состояния.

Но, как показали исследования И.П.Павлова, сила и подвижность нервных процессов  могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соответствующих условий  жизни. Природные конституционные  особенности организма могут  быть изменены.

Особенности высшей нервной  деятельности человека

Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для  человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает  высокого уровня развития принципиально  новая сигнальная система.

Первая  сигнальная система действительности —это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений  от конкретных предметов и явлений  окружающего мира. Слово (речь) —это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и  имеет значение лишь в тесной взаимосвязи  с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у  человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо  слово несет в себе общественно  выработанное значение предмета. Временные  нервные связи человека более  устойчивы и сохраняются без  подкрепления в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и  опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый  принцип нервной деятельности —отвлечение  и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов —принцип, обусловливающий  безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека —науку”.

Действие  слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как  непосредственный первосигнальный  раздражитель. Под влиянием слова  находятся не только психические, но и физиологические процессы (это  лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая  сигнальная система имеет две  функции —коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию  отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко  второй сигнальной системе относится  слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Выше  были рассмотрены типологические особенности  высшей нервной деятельности. Они  общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются  специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система  преобладает над первой. Степень  этого преобладания неодинакова. Это  даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три  типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).

К мыслительному  типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы  над первой. У них более развито  абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение  действительности происходит у них  в недостаточно ярких образах.

К художественному  типу относятся люди с меньшим  преобладанием второй сигнальной системы  над первой. Им присущи живость, яркость  конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и  др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между  двумя первыми.

Чрезмерное  преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным  качеством человека.

“Нужно  помнить, —говорил И.П, Павлов, —что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему  и в связи с последней, а  если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места  в жизни”.

У людей  с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее  развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуются развитием интегрального  подхода к изучению целостной  работы мозга.


Информация о работе Понятие деятельности в психологии