Понятие деятельности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:28, доклад

Краткое описание

Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Файлы: 1 файл

Понятие деятельности в психологии.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

В первых играх ребенка отчетливо выступает  руководящая роль взрослых. Взрослые “обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок  начинает играть самостоятельно. Затем  инициатива организации игры переходит  к ребенку. Но и на этом этапе руководящая  роль взрослых остается.

С развитием  ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими  предметами, что приводит к возникновению  функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные  для него свойства предметов и  способы действия с ними. Так, впервые  открыв и закрыв дверь ключом, ребенок  начинает многократно повторять  это действие, пытаясь • при  всяком удобном случае повернуть  ключ. Это реальное действие переносится  в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его  характерным звуком: “трик-трак”.

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные  и конструктивные игры относятся  к разряду манипулятивных, в них  ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных  для него формах. Отношения между  людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают  в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые  игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в  коллективные игры зависит от условий  воспитания. Дети, воспитывающиеся  дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые  игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение  партнеров.

Коллективная  сюжетно-ролевая игра расширяет  круг общения ребенка. Он привыкает  подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются  в игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти  игры воспитывают чувство коллективизма  и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

Игры  по правилам широко представлены в  жизни школьников и взрослых. В  спортивных состязаниях, в решении  кроссвордов и других играх, требующих  умственного напряжения, человек  переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

Являясь основным видом деятельности ребенка  дошкольного возраста, игра не исключает  и других видов деятельности. С 3—4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5—  лет трудовыми обязанностями  ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.

Посильные поручения по хозяйству формируют  и укрепляют трудовые навыки и  Прививают ребенку положительные  черты характера: ответственное  отношение к делу, заботу о товарищах.

В жизнь  дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото “Животные” — игра, которая учит ребенка  классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее  время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к  школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских  учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.

Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят  ребенка к школе.

Учение 

Учение  — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для  выполнения трудовой деятельности, для  воспитания гражданской зрелости. В  учебной деятельности участвуют  непременно два лица: учитель и  учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения  знаниями, умениями и навыками под  руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и  наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется  личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность  и т. д.

Поступление в школу — ответственный момент в жизни ребенка. Начало учения изменяет его положение в семье. У него появляется множество новых обязанностей: вовремя прийти в школу, выполнить  домашнее задание, помочь товарищу.

Таким образом, с первого дня поступления  в школу отношения ребенка  с окружающими регулируются принципом  обязательности. Расширяется круг обязанностей. Хорошо учиться — это долг не только перед родителями, но и перед  классом, перед школой, перед всей страной, перед самим собой. Для  ребенка положение ученика —  новый социальный статус личности.

В процессе школьного обучения формируются  и изменяются мотивы учения: от случайных, связанных с личной заинтересованностью, у младшего школьника, к общественным, вытекающим из чувства долга, — у  старшеклассников. В первые.годы школьного  обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей. В средней  школе развивается дифференцированный интерес к предметам. В связи  с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив  приобретения знаний, удовлетворяющих  познавательные интересы подростка. Формирование чувства долга, совести как высших регуляторов поведения включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства.

За  время обучения в школе ребенок  проходит длительный путь развития. В  начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными  и историческими знаниями, а также  элементарными формами труда (обработка  бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших  классах.

Экспериментальное обучение показало, что дети в начальной  школе способны усваивать не только простые арифметические действия, но и сложные математические зависимости. Они усваивают родной язык так  прочно, в таком объеме и на таком  уровне теоретического обобщения, что  это значительно облегчает его  дальнейшее изучение в средней школе. Поэтому вопросы рациональной организации  педагогического процесса находятся  в центре внимания советских психологов, работающих в области педагогической психологии.

Учебная деятельность в средней школе  требует от учащегося большей  ответственности и сознательного  отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием  ослабевает контроль учителя за деятельностью  ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника  требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.

Предметы  политехнического цикла лежат в  основе практической подготовки к трудовой деятельности. На уроках по этим предметам  вырабатывают трудовые умения и навыки, что увеличивает долю участия  школьника в общественно полезном труде.

В старших  классах средней школы формируются  материалистическое мировоззрение  и убеждения, с которыми связываются  мотивы учебной и трудовой деятельности.

Труд 

Труд  — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или  духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов  труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение  к трудовой деятельности, мотивы труда.

Полное  раскрытие способностей и качеств  личности в труде возможно лишь в  обществе, свободном от эксплуатации. Труд по принуждению (физическому, юридическому, экономическому) , характерный для  рабовладельческого, феодального и  капиталистического способов производства, глушил естественную для человека потребность трудиться. Свобода труда от эксплуатации, механизация трудоемких процессов, стирание грани между умственным и физическим трудом создают в советском обществе самые благоприятные условия для проявления в полной мере потребности человека в творческом труде.

В прямой зависимости от существующих производственных отношений находятся мотивы, побуждающие  человека к достижению высоких показателей  в трудовой деятельности. В обществе, основанном на эксплуатации трудящихся, эти мотивы связаны преимущественно  со стремлением к личному благополучию. Мотивы труда советских людей  включают не только личную заинтересованность, но и общественные стимулы. Труд на благо Родины, осознание того, что  в нашем обществе благополучие самого труженика зависит от роста общественного  богатства увеличивают значимость роли общественных мотивов в деятельности.

В труде  раскрываются и формируются способности  человека, его характер, личность в  целом. Производство ставит перед тружеником огромное количество проблемных ситуаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к  делу. Таким образом, производство стимулирует  познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Решение задач, возникающих в современном промышленном и сельскохозяйственном производстве, часто требует широкой общетехнической  подготовки.

Изучение  условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства для человека нет безразличных факторов. Окраска помещений, организация  рабочего места, режим напряжения и  пауз в работе, отношения с товарищами по работе — все это имеет прямое отношение к производительности труда, создает общий настрой  на работу и облегчает или затрудняет проявление трудовых усилий.

Деятельность  педагога (по объекту, целям и средствам) отлична от других видов труда. Обычное  для трудовой деятельности отношение  субъект — объект выступает в  обучении отношением субъект — субъект. В педагогическом труде сталкиваются два вида деятельности: обучение —  деятельность педагога по организации  процесса передачи знаний и контролю за их усвоением и учение — деятельность обучающегося, связанная с активным восприятием знаний, их переработкой и усвоением.

В условиях технического прогресса, достигнутого нашей страной, значительно изменились особенности труда учителя и  требования к его знаниям, умениям  и навыкам. Широкое распространение  средств массовой коммуникации (печатное слово, радио, кино, телевидение) привело  к тому, что школьники получают большое количество информации по всем отраслям знаний вне школы. Учитель  теперь не является тем единственным источником информации, каким он был  до недавнего времени. Возникли более  высокие требования к его труду. В его задачи все больше входят психолого-педагогические цели: формирование личности и познавательной активности школьников. Быстрое пополнение фактического материала во всех областях науки  заставляет учителя все время  заниматься самообразованием. Творческий подход к учебной и воспитательной деятельности стал необходимым условием успешного обучения подрастающего  поколения.

Понятие деятельности

Деятельность  можно определить как специфический  вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает  предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении  таких предметов, ни один из которых  не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в  той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что  их можно считать материальным воплощением  человеческих способностей. В них  как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения  с такими предметами, включение их в деятельность выступает как  собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется  и продолжается в творениях, она  носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности  людей приобретают культурный характер.

Деятельность  человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана  естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается  и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического  развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в  познании (научном и художественном) , творчестве, в нравственном самосовершенствование  и другие.

Информация о работе Понятие деятельности в психологии