Половое созревание и половое воспитание девушек подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:53, реферат

Краткое описание

Объектом изучения моей курсовой являются девушки. Предметом изучения является воспитания девушек.
Задачи:
1. изучение литературы;
2. рассмотрения истории воспитания и образования девушек в России;
3. рассмотрение вопросов полового воспитания;
4. рассмотрение вопросов взросления девушек;
5. рассмотрение различий мальчиков и девочек;
6. рассказать немного о традициях воспитания и т.д.

Оглавление

Введение
Глава 1. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ
Глава 2. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ
2.1 Институт благородных девиц
2.2 Женское «Мариинское» училище
2.3 Многоуровневая система женских учебных заведений
2.4 Дом трудолюбия
2.5 Домашнее образование
2.6 Изменения в системе женского образования в России XIX в
2.7 Курсы «домашней наставницы»
2.8 Женские гимназии ведомства Марии Федоровны и Министерства народного образования
2.9 Епархиальные женские училища
2.10 Остальные женские учебные заведения
Глава 3. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
3.1 Девушки в период полового созревания
3.2 Различия между юношами и девушками
3.3 Психосексуальное развитие и полоролевое воспитание
3.4 Девушки и взросление
Глава 4. ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК (обобщение)
4.1 О традициях воспитания девушек
4.2 Основные задачи воспитания девушек
4.3 Подготовка девушек к семейной жизни в процессе обучения
4.4 Внеурочная воспитательная работа с девушками
4.5 «Трудные» девушки и методы работы с ними
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Женские гимназии преимущественно  находилось под руководством ведомства  императрицы Марии, к работе в  них привлекались лучшие педагогические кадры. К началу XIX в. в России начинает складываться система среднего специального педагогического образования. Так, с 1858 по 1869 г. количество женских гимназий и курсов при них увеличилось до 61, к 1877 г. - до 148, а к 1888 г. в России насчитывалось 319 женских гимназий. 

Расширение сети высших и средних женских учебных  заведений было направлено на удовлетворение потребностей общества в национальных кадрах гувернанток и домашних наставниц. В 1825 г. в Варшаве открывается  специальное училище для подготовки гувернанток, которое в 1827 г. было преобразовано  в Институт «для приготовления гувернанток». По справедливому замечанию М.Песковско-го, институты стали «питомниками русских гувернанток». Получившие в них образование девушки составили мощную конкуренцию гувернанткам-иностранкам, «пригодным для чего угодно, но только не для воспитания». Институт гувернерства в России в середине XIX в. был ориентирован уже на отечественные кадры. 

Решение вопросов среднего женского образования в значительной мере снималось открытием частных  пансионов, которые, в отличие от институтов, носили характер открытых учебных заведений. Известен опыт князя  Чарторыйского, осуществлявшего через  систему частных женских пансионов  подготовку воспитательниц, домашних учительниц и гувернанток в частные  дома.[2,145-150] 

2.7 КУРСЫ «ДОМАШНЕЙ  НАСТАВНИЦЫ» 

В 1864 г. открываются  первые педагогические курсы при  Санкт-Петербургской женской гимназии ведомства императрицы Марии  Федоровны. Обучение на курсах ограничивалось двумя годами: младшим и старшим  классами. Принимались девушки с 16 лет, предъявившие аттестат об окончании  женской гимназии, и лица, имеющие  звания домашних учительниц от Министерства Народного Просвещения. 

Зачислялись на курсы  девушки, успешно сдавшие экзамены по русскому языку, математике и иностранному языку (французскому или немецкому). За два года обучения слушательницы  овладевали методикой преподавания и практической деятельностью наставника, изучали, кроме русской словесности, математики, педагогики и географии, иностранные языки, русскую, всеобщую и естественную историю, физику. По окончании курса обучения девушкам выдавался аттестат на звание «домашней  наставницы», который давал право  учительствовать в женских учебных  заведениях и частных домах.[2,161- 163] 

2.8 ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ  ВЕДОМСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ  ФЕДОРОВНЫ И МИНИСТЕРСВА НАРОДНОГО  ПРОСВЕЩЕНИЯ 

Положение 1870г. регламентировало открытие женских гимназий Министерства народного просвещения с семилетним сроком обучения и дополнительным одно- и двухгодичным педагогическим классом. 

Рассмотрим на примере  отдельных женских учебных заведений  условия приема, учебные планы  и квалификационные свидетельства  выпускниц женских гимназий и  институтов ведомства императрицы  Марии Федоровны и Министерства народного просвещения. Так, учебный  год в Фундуклеевской и Киево-Подольской женских гимназиях и пансионе графини Левашевой начинался с 1 августа. Перевод из гимназий ведомства императрицы Марии Федоровны в гимназии МНП осуществлялся без экзаменов. Ученицам гимназии Министерства народного просвещения и других женских учебных заведений необходимо было выдержать дополнительный экзамен при переводе. При гимназии существовал приготовительный класс, куда принимались дети всех сословий и вероисповеданий в возрасте 9-11 лет. При поступлении в 7 класс (10-11 лет) необходимо было подать прошение, представить свидетельство о рождении и послужной список отца, а также оплатить учебу за весь год вперед. При Фундуклеевской гимназии был открыт пансион графини Левашевой, где за 360 рублей в год обучались дочери чиновников, принадлежавших к личному дворянству. В качестве своякоштных пансионерок принимались дочери личных дворян, почетных граждан и купцов 1-й и 2-й гильдий. Из наук здесь преподавали Закон Божий, русский язык и словесность, математику, французский и немецкий языки. С 6 по 2 классы изучалась география, с 5 по 1 - история, с подготовительного класса - естествознание. В старших классах (2, 1) дополнительно вводились такие предметы, как физика, космография и педагогика (курс интегрирован с курсом психологии). В дополнение к общеобразовательным наукам с 7 по 1 классы вводились рисование, рукоделие, чистописание, хоровое пение, гимнастика и танцы. 

В женские институты  ведомства императрицы Марии  Федоровны принимались ученицы  на бесплатные и своекоштные вакансии с 10-12 лет. Учебный год начинался  с 20 августа и длился до 1 июня, рождественские каникулы приходились на конец декабря - начало января. При отсутствии прилежания и плохой успеваемости воспитанницы оставались в том же классе на второй год. За счет государства получали образование прежде всего дочери потомственных дворян, а также лица других сословий - военные и гражданские чины. На дополнительные вакансии принимались дочери личных дворян, духовенства и купцов (русских и иностранных). Учебные планы женских гимназий и институтов ведомства императрицы Марии Федоровны отличались незначительно, лишь по количеству учебных часов. Совпадал и возраст приема воспитанниц. Таким образом, женские гимназии и женские институты в России второй половины XIX века относились к средним учебным заведениям. По окончании гимназий и институтов выпускницам выдавались аттестат, удостоверение о поведении и разрешение на право заниматься педагогической деятельностью в роли домашней наставницы, также без дополнительных испытаний быть домашней учительницей по тем предметам, знание которых оценивалось не ниже четырех баллов. 

Женские гимназии и  прогимназии, находившиеся в ведомстве  Министерства народного просвещения, предназначались для всех сословий и вероисповеданий. Срок обучения длился 7 лет и 8-й год - дополнительный (педагогический класс). Принимали в 1 класс с 9-12 лет. Преподававшиеся предметы подразделялись на обязательные и дополнительные (необязательные). К обязательным относились: с 1 по 7 класс - Закон Божий, русский язык и словесность, математика; с 1 по 4 класс - география и чистописание; с 3 по 7 класс - естественная история и физика, рукоделие и история. Необязательными предметами считались немецкий и французский языки, рисование и в 7 классе - педагогика. За изучение необязательных предметов взималась дополнительная плата. 

В 8-й, дополнительный, класс без экзамена принимались  ученицы женских гимназий Министерства народного просвещения с положительными аттестатами, а также ученицы, успешно  окончившие другие женские учебные  заведения. Остальные претендентки подвергались специальному экзамену по программе женских гимназий. В  дополнительном 8-м классе также  изучали общие обязательные предметы - Закон Божий, педагогику, методику начального обучения русскому языку  и арифметике, гигиену - и специальные  предметы на выбор, по которым затем  присваивалось звание домашней наставницы или учительницы., Специальными предметами являлись: русская словесность, математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), история, география, немецкий и французский языки. Ученицы педагогического класса выполняли отдельные виды зачетных работ: писали рефераты по педагогике и выбранным предметам специализации, составляли планы-конспекты пробных уроков. Кроме этого, с целью формирования практических навыков они должны были посещать уроки русского языка и арифметики в 1 классе и уроки по предметам специализации. 

Однако практика заключалась не только в пассивном  наблюдении, но и в проведении пробных  уроков и выполнении обязанностей помощниц по надзору за воспитанием в младших  классах. 

Ученицам, награжденным по окончании 8 класса за успехи в учебе  золотыми и серебряными медалями, присваивалось звание домашней наставницы. Не награжденные медалью, но имевшие  положительные аттестаты, получали право быть домашней учительницей. Частные женские гимназии также  присваивали эти звания своим  выпускницам при успешном окончании  ими курса. Так, например, женская  частная гимназия С.Н.Фишер (с 1872 г. - частная женская классическая гимназия) после шести лет обучения и успешного завершения учебы присваивала своим воспитанницам звание «домашняя учительница», а при окончании гимназии с отличием - звание «домашняя наставница».[1,93-95] 

2.9 ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ  УЧИЛИЩА 

Подготовка домашних воспитателей, учителей и наставниц  осуществлялась и в епархиальных женских училищах и семинариях. В  епархиальные училища для дочерей  православного духовенства (с 6-летним сроком обучения) принимали на воспитание девочек с 9 лет. Как и в женских  учебных заведениях МНП и ведомств императрицы Марии Федоровны, здесь  тоже были обязательные и необязательные предметы. К обязательным дисциплинам  относились Закон Божий, история  Ветхого и Нового Заветов, Пространный  Катехизис, Объяснение Богослужения, церковная  история, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география, гражданская история, общие сведения из физики, чистописание, церковное  пение и педагогика. Курсы необязательных предметов составляли музыка, рисование, шитье, кройка, вязание и домашнее рукоделие. Аттестат об окончании епархиальных училищ давал право на звание домашней учительницы тех предметов, в  которых воспитанница проявила успехи. В женские учительские семинарии, включавшие 4 класса училищ и 4 класса семинарий, принимались на приготовительное отделение  девочки с 8 лет. С 10 до 14 лет обучение проводилось в стенах училища, с 14 до 21 года - на младших и старших  курсах семинарии. 

По завершении обучения в женских учительских семинариях выпускницы имели право на получение  от Московского учебного округа свидетельств на звание «домашняя учительница», пройдя специальные испытания.[3,83-85] 

2.10 ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ  УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 

Таким образом, к  началу XX в. в России сложилась целостная  разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования. 

В феврале 1872 г. открылись  специальные курсы Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Общество Ф. Фре-беля ставило перед собой цель образования детских «садовниц» и нянь, обучение их теоретическим и практическим знаниям и умениям в деле начального воспитания. Фребе-левское общество издавало журнал по воспитанию и обучению детей, предлагало курс платных лекций матерям и гувернерам. За 30 рублей в год можно было прослушать теоретический курс по анатомии, физиологии, гигиене и физическому воспитанию, зоологии и ботанике, педагогике и психологии. На практических занятиях женщин обучали «фре-белевскому» рукоделию, рисованию и лепке, пению, музыке и гимнастике. Курсы предназначались для будущих домашних воспитателей и нянь для детей дошкольного возраста. 

В том же году при  Императорском Санкт-Петербургском  воспитательном доме только для девушек  воспитательного дома открывается  училище нянь, где изучаются специальные  дисциплины: физиология, анатомия и  педагогика с целью обучения выпускниц  уходу за грудными детьми. Курс «детские болезни» давал практические навыки ухода за больным ребенком. Уроки  пения, рукоделия, рисования и гимнастики помогали организовывать различные  игры и занятия со старшими детьми. В младших классах практиковались и ночные дежурства, когда воспитанницы наблюдали за кормилицей и уходом за грудным ребенком. Летом, с июня по август, девушки выезжали для  прохождения практики за город на дачу. За каждой закреплялся один ребенок  с целью обеспечения ухода  за ним, организации игр и его  обучения. По окончании училища девушки  получали звания русских нянь и дипломы  двух разрядов (1 и 2). Выпускницам выплачивались 50 рублей, выдавалась одежда и обеспечивалось место няни в частном доме. 

При первом выпуске  дипломы нянь получили 20 человек, при последующих - 11 и 8; сокращалось и число учениц, получивших дипломы I разряда. Нянь выпускали больше, чем требовалось, и постепенно заявки на них вовсе перестали поступать. Оплата труда нянь была небольшой -10-12 рублей в месяц. Шесть лет после окончания девушками училища его начальство контролировало деятельность своих выпускниц-нянь в семьях. Затем их приписывали к мещанскому сословию. Если выпускница проработала не менее трех лет в звании няни и находилась еще под покровительством Императорского воспитательного дома, при замужестве ей выдавались 60 рублей.

Информация о работе Половое созревание и половое воспитание девушек подросткового возраста