Половое созревание и половое воспитание девушек подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:53, реферат

Краткое описание

Объектом изучения моей курсовой являются девушки. Предметом изучения является воспитания девушек.
Задачи:
1. изучение литературы;
2. рассмотрения истории воспитания и образования девушек в России;
3. рассмотрение вопросов полового воспитания;
4. рассмотрение вопросов взросления девушек;
5. рассмотрение различий мальчиков и девочек;
6. рассказать немного о традициях воспитания и т.д.

Оглавление

Введение
Глава 1. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ
Глава 2. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ
2.1 Институт благородных девиц
2.2 Женское «Мариинское» училище
2.3 Многоуровневая система женских учебных заведений
2.4 Дом трудолюбия
2.5 Домашнее образование
2.6 Изменения в системе женского образования в России XIX в
2.7 Курсы «домашней наставницы»
2.8 Женские гимназии ведомства Марии Федоровны и Министерства народного образования
2.9 Епархиальные женские училища
2.10 Остальные женские учебные заведения
Глава 3. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
3.1 Девушки в период полового созревания
3.2 Различия между юношами и девушками
3.3 Психосексуальное развитие и полоролевое воспитание
3.4 Девушки и взросление
Глава 4. ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК (обобщение)
4.1 О традициях воспитания девушек
4.2 Основные задачи воспитания девушек
4.3 Подготовка девушек к семейной жизни в процессе обучения
4.4 Внеурочная воспитательная работа с девушками
4.5 «Трудные» девушки и методы работы с ними
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

В 1809г. в Санкт-Петербурге была открыта первая духовная академия, позже - в Москве (1816), затем в Киеве (1819) и Казани (1842). Первоначально  в духовные училища принимали  для обучения только лиц мужского пола, подготавливая их к деятельности священника. С середины XIX в. появляются учебные заведения для девиц  из духовного звания. Первое женское  духовное училище было открыто в  Царском Селе в 1843 г., двумя годами позже - в Солигаличе (переведенное впоследствии в Ярославль), затем  в Казани, Иркутске, Пензе и других городах. К 1903 г. религиозная система  воспитания в России представлена широкой  сетью разноуровневых учебных заведений для лиц духовного звания обоих полов.[2,147-153] 

2.2. ЖЕНСКОЕ «МАРИИНСКОЕ»  УЧИЛИЩЕ 

К середине XIX в. в  России насчитывалось четыре духовных академии, 57 семинарий, 184 духовных училища, 13 женских духовных училищ (под покровительством Ее Императорского Величества.), 14 епархиальных училищ. Выпускницы духовных училищ имели  право работать в семье в качестве домашней воспитательницы и наставницы. Анализируя содержание подготовки отечественных  кадров домашних педагогов, приведем в  качестве примера опыт организации  учебных занятий в женских  учебных заведениях ведомства императрицы  Марии. 

По указу нового императора Павла I (1796-1801) его жена императрица  Мария Федоровна возглавила воспитательные и благотворительные учреждения, в том числе и Воспитательное общество благородных девиц. Однако уже через год последовательница  Екатерины II изменяет правила приема, запретив обучение девочек 5-6 лет. Сократив, таким образом, двенадцатилетний срок обучения в «Смольном» на 3 года, Мария  Федоровна утверждает прием на дворянское и мещанское отделение с 9-10 лет. 

Новая покровительница  воспитательных учреждений не одобряет закрытый тип воспитания смолянок и  сословность обучения. И тем не менее императрица позволила себе лишь смягчить отдельные положения Устава, продолжив в целом традиции Смольного. Во время путешествия по Европе с цесаревичем' Павлом Мария Федоровна убеждается в том, что в России необходимо создать такие женские воспитательно-образовательные учреждения, которые соответствовали бы русским национальным традициям и потребностям. В 1797 г. императрица Мария Федоровна, реализуя свои взгляды на правильное женское воспитание, открывает на собственные средства воспитательное учреждение для сирот и бедных девушек. Женское училище ведомства императрицы Марии, впоследствии «Мариинское», в значительной степени отличалось от уже имеющихся в России женских учебных заведений. Будучи сторонницей первоначального семейного воспитания, императрица не освобождала родителей от обязанностей воспитания своих собственных дочерей, увеличив возраст поступавших и таким образом сократив срок обучения. Возраст принимаемых в училище воспитанниц не превышал 10-12 лет (в некоторых случаях он снижался до 8 лет). 

При наборе 40 кандидаток подразделялись на 3 разряда. Первый разряд составляли круглые сироты - они  могли поступать в институт без  баллотировки. Ко второму разряду  относились кандидатки-полусироты, к третьему -девочки, имевшие родителей. Кроме вышеперечисленных сорока претенденток на обучение в Смольный набиралось еще 10 пансионерок по личному усмотрению императрицы, которая вносила за них плату отдельно. В дальнейшем к 560 руб. ассигнаций на каждую воспитанницу государыня прибавляла еще по 250 руб. из собственных средств. В итоге сумма по тем временам получалась значительная, что позволяло училищу содержать достаточный штат прислуги. Чтобы избежать казарменности, обезличивания, план приема воспитанниц был значительно сокращен. 

Обучение девушек  осуществлялось не по сословности, а  по способностям и прилежанию. Государыня обычно заботилась о трудоустройстве  воспитанниц после завершения обучения. Особым преимуществом пользовались сироты и девушки, оставшиеся без  приюта. Решением императрицы они  обеспечивались одеждой, денежным пособием, а выходившим замуж дополнительно  жаловалось по 100 руб. ассигнаций. Выпускницы, не имевшие родителей и других родственников, могли подолгу жить при институте, ожидая подходящего  места службы. В отдельных случаях  Мария Федоровна самолично подыскивала  им место домашней учительницы или  гувернантки, принимая во внимание прежде всего благонадежность нанимателей. Выпускницы, прошедшие полный курс обучения в Мариинском институте, находили себе место, как правило, без затруднений -потребность в русских гувернантках была велика. Их охотно приглашали в дворянские семьи, нанимали давать частные уроки, назначали на должность классных дам в женских учебных заведениях. Одну из выпускниц - Прасковью Кругликову - государыня определила воспитательницей своей дочери княжны Анны Павловны. 

В первые 14 лет своего существования Мариинский институт считал своей задачей сделать из воспитанниц честных и добродетельных жен, хороших и сведущих хозяек. В 1811 г. помощник и приверженец идей императрицы Г.И.Вилламов издает новый Устав Мариинского института, где четко оговаривались основные направления педагогической и воспитательной деятельности учреждения, порядок приема и выпуска воспитанниц, содержание образовательной работы. В отличие от первого Устава Мариинского института, Устав Вилламова точно определял его практические и нравственные цели. Задачи воспитания нравственных добродетелей были едиными для всех воспитанниц, практические же цели различны и определялись призванием и способностями пансионерок: одних готовили к семейной жизни (обучали рукоделию, умению вести хозяйство и т.п.), других - к выполнению функций домашних учительниц и воспитательниц. Под формированием нравственных добродетелей пансионерок Мариинского института подразумевалось воспитание черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости,воспитанности. 

Что касается режима жизни воспитательного учреждения, то он был составлен лично императрицей Марией Федоровной и остался почти  без изменений со дня открытия. Поднимаясь утром в 6 часов, воспитанницы после гигиенических процедур посвящали  какое-то время утренней молитве. Затем, после легкого завтрака, с 7 до 9 часов (а позже с 9 до 12 часов) - они обучались  наукам и еще час дополнительно - рукоделию. После обеда, состоящего из двух блюд, час-полтора отводились на отдых. С 14 часов занятия науками  и рукоделием возобновлялись и продолжались до 19 часов. До ужина, который подавался  через час, девушки могли отдохнуть  и заняться играми. После ужина  до 22 часов разрешались свободные  занятия. 

Наиболее способных  воспитанниц готовили к педагогической деятельности, поэтому особое внимание уделялось их умственному образованию  и обучению языкам. Императрица Мария  Федоровна стремилась расширить  кругозор своих воспитанниц. Поэтому  в учебный план своего института она ввела изучение ботаники и зоологии, физические опыты для разъяснения законов природы и суеверий, сама составила список литературы для дополнительного чтения.[1,107-109] 

2.3 МНОГОУРОВНЕВАЯ  СИСТЕМА ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 

Итак, XIX век был  ознаменован созданием многоуровневой системы учебных заведений, выпускники которых могли составить серьезную  конкуренцию иностранцам-гувернерам. 

Учебные заведения  разных форм собственности были разделены  на 3 разряда. В качестве примера  рассмотрим некоторые из них. В женские  училища и институты I разряда  принимались дочери потомственных  дворян и лиц, имеющих в семье  военных, и гражданские чины не ниже штаб-офицерского. I разряд женских  учебных заведений подразделялся  на два отделения, из которых к  первому относилось только Воспитательное общество благородных девиц, а ко второму - остальные учебные заведения I разряда. К ним относились: Воспитательное общество благородных девиц, училища  ордена св. Екатерины в Москве и  Сибири, Патриотический институт, Институты  благородных девиц в Харькове, Одессе, Киеве, Полтаве и других городах, Александрийский институт (в Тамбове  и Новом Александрине) и Мариинский институт. 

Учебные заведения II разряда предназначались для  дочерей личных дворян, военных и  гражданских обер-офицеров, а также  почетных граждан и купцов. Ко II разряду  относились Елизаветинские и Александровские  училища, Павловский институт и Училище  графини Левашовой в Киеве. Училища  Александрийского сиротского дома. Училище  солдатских дочерей и нижних чинов  Черноморского флота. 

Николаевский сиротский  институт относились к учебным заведениям III разряда и предназначались  для дочерей разночинцев, купцов, мещан и лиц духовного звания. 

Большая часть учебных  заведений носила закрытый характер. Воспитанницы находились на казенном содержании, их обучение оплачивалось благотворительными обществами, частными лицами и членами императорских  фамилий. Сословный характер образования  выражался и в содержании обучения. Программа учебных заведений I разряда  значительно отличалась от программы  заведений III разряда: в ней имелись  дополнительные курсы естественных наук, а также курсы, дающие расширенное  представление о явлениях общественной жизни. Программа учебных заведений I разряда включала изучение основ  музыки, пения и значительно сокращенный  по сравнении со II разрядом курс хозяйственного рукоделия. Третьеразрядные учебные заведения предлагали воспитанницам сокращенный курс; изучения наук, к которым относились: Закон Божий, русский язык, арифметика, русская история и география. В отличие от учебных заведений II разряда в третьеразрядных обучали некоторым ремеслам. Государственные женские учебные заведения, находившиеся под покровительством императрицы Марии Федоровны, получали материальную поддержку и самые благоприятные условия развития.[1, 109-110] 

2.4 ДОМ ТРУДОЛЮБИЯ 

Вместе с ростом сети государственных учебных заведений  в начале XIX в. стали возникать общественные и благотворительные учебные заведения. Так, в Санкт-Петербурге, под покровительством Попечительского Комитета Человеколюбивого Общества, в 1806 г. был основан Дом Трудолюбия для 50 воспитанниц бедных сословий. Туда принимались девушки 10-15 лет, которые находились в стенах учебного заведения до 24-летнего возраста. Воспитанницам предлагался традиционный набор учебных предметов: чтение, письмо, арифметика и рисование. Основное внимание уделялось обучению девушек рукоделию и другим практическим навыкам, так как учебное заведение существовало только за счет частных пожертвований и продажи изделий труда воспитанниц (впоследствии, при императрице Александре Федоровне, Дом Трудолюбия был переименован в Елизаветинское училище). 

Императрица Мария  Федоровна, верная идеям Екатерины II, придерживалась принципа сословности  в образовании. Широкая сеть открытых под ее покровительством женских  учебных заведений была направлена на воспитание и обучение детей высшего  дворянства. Мещанские училища и  отделения институтов ставили своей  целью, прежде всего подготовку домашних воспитательниц и учителей в дворянские семьи.[1,103-105] 

2.5 ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

Положение 1834г. о  домашних наставниках обязывало  принимать в дома дворян, чиновников и купцов для работы учителями, наставниками и гувернерами лишь тех иностранцев, которые имеют аттестаты русских  университетов. Желающие заниматься наставнической деятельностью проходили специальные  испытания на звание домашнего учителя. К ним допускались мужчины  с 17, женщины - с 16 лет по полному или  сокращенному курсу. Они должны были также представить свидетельство  о рождении и звании, характеристику об одобрительном поведении, аттестат или свидетельство об окончании  курсов, подать прошение с указанием  предметов, избранных для преподавания. Полному испытанию подвергались лица, не имевшие свидетельства об окончании среднего учебного заведения. Они сдавали письменные и устные экзамены по основным и вспомогательным предметам. По сокращенному курсу проходили испытания лица, имевшие аттестат об окончании среднего учебного заведения. Лица же, окончившие женские училища I разряда или гимназии, при которых существовали педагогические курсы, а также окончившие женские институты и гимназии при Мариинском и Александро-Мариинском училищах, освобождались от испытаний и получали звание домашней учительницы или воспитательницы, имея на руках положительную характеристику из этих учебных заведений. 

Право работать домашним учителем предоставлялось лицам, окончившим женские гимназии, Высшие женские  курсы, учительские институты, а  также епархиальные училища и  частные учебные заведения. 

В России к тому времени  насчитывалось 15 женских институтов. Среднее женское образование  быстро завоевывало авторитет среди  разных сословий. К середине века количество желающих обучаться в средних  учебных заведениях в 10 раз превышало  число свободных мест в них. [1,98-100] 

2.6 ИЗМЕНЕНИЯ В  СИСТЕМЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИИ XIX в. 

По инициативе профессора педагогики Н.А. Вышеградского в 1859 г. открывается Мариинское женское училище. В него было подано 162 заявления от представительниц самых разных сословий, в том числе дворян - 70%, купцов - 14%, духовенство - 8%, мещан - 7%, крестьян - 1%. 

Вскоре в Санкт-Петербурге открывают еще три женских  училища (Коломенское, Василеостровское и Петровское), а к концу 1858 г. такие  училища создаются в Виль-но, Ковно, Гродно и Минске. 

В 1859г. заведование  средними женскими училищами было разделено  между Министерством Народного  Просвещения (МНП)2 и Главным Советом  учреждений ведомства императрицы  Марии. К январю 1860 г. в России насчитывалось  уже 16 женских средних учебных  заведений. В 1860 г. женские училища  были переименованы в женские  гимназии, число которых быстро увеличивалось. Спустя 20 лет, по количеству и численности  они значительно опережали мужские  гимназии. 

Информация о работе Половое созревание и половое воспитание девушек подросткового возраста