Подросток

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути»1, говорил Вейнвальд Н. И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., - накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, пред дошкольное, дошкольное и школьное детство»2.

Оглавление

Введение 2
Основная часть 3
Девочка становится девушкой 5
Подросток и взрослые 7
Подросток в кругу сверстников 9
Самосознание, самооценка 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 60.77 Кб (Скачать)

                                                          8.

                            1.3. Подросток в кругу сверстников

Как относиться к дружбе подростка со сверстниками, если она, эта дружба, занимает, чуть ли не главное  место в его жизни? Если она  мешает ему учиться, отдаляет его  от дома, влияет на него не лучшим образом? Как быть, если ваши попытки хоть что-то изменить оказываются бесплодными, наталкиваясь на глухое сопротивление  подростка?

Собственно, общение с  товарищами-сверстниками привлекательно  для ребенка всегда, в любом  возрасте. Но когда он становится подростком оно приобретает совершенно исключительное значение. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение со взрослыми, каким бы интересным оно не было, уже не может заменить полностью общение с товарищами. Это общение все больше выходит за пределы учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.

Общения с товарищами –  большая ценность для подростка. Оно нередко становится настолько  притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность  общения с отцом и матерью  выглядит уже не такой привлекательной. Подросток удаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам. Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкивается на его сопротивление.

                                                         9.

«Я сам знаю, с кем  мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело» - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

Подростку свойственно стремиться  к общим делам со сверстниками, он хочет жить жизнью коллективной, быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Ребята ради завоевание симпатий и заметного положения в классе на все лады стараются развлечь товарищей: паясничают, кривляются, выкидывают всевозможные номера с расчетом на зрителей и слушателей.

Подростки, у которых отношения  со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются изменить их к лучшему, стремятся завоевать  симпатию и уважение товарищей, пытаются занять заметное положение в классе. Взаимоотношения подростков, как  личные, так и межгрупповые складываются независимо от отношений со взрослыми, а нередко даже вопреки их желанию и влиянию.

 

                         1.5. Самосознание, самооценка

Когда ребенок вступает в  подростковый возраст, в развитии его  сознания происходит очень важный качественный сдвиг. И связан он с возникновением чувства взрослости, которое выражает совершенно новое отношение ребенка  к окружающему миру. Подросток  осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, доверие, самостоятельность. Он жадно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения. Усваивает, то есть делает их своими.  По определению советского психолога Л.С. Выготского, самосознание – это социальное сознание, перенесенное внутрь. 

                                                           10.

У подростка возникает  интерес к себе и другим людям, желание понять особенности человека и взаимоотношений его с другими  людьми, мотивы его поступков и  его переживания. Думая об окружающих людях, подростков сравнивает себя с  ними. Установка  сравнивания себя с другим человеком выражена у  подростка очень ярко. Особенно  внимание привлекают поступки – собственные  и других людей. Это не случайно:  ведь во всяком поступке проявляются особенности отношения человека к кому-то или к чему-то. Подросток рассматривает и оценивает собственные поступки, стремясь понять, к чему они привели или приведут в будущем. Он желает осознать свои особенности (почему я такой?), выяснить свои недостатки – эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии ответить на требования других людей, да и на свои собственные. Знать себя – непременное условие для того, чтобы суметь достичь целей, которые ценны и важны.

 Именно поэтому подросток  сначала особенно озабочен своими  недостатками, хочет избавиться  от них. Он нацелен на положительное   в другом человеке, готов брать с него пример.

Среди друзей подросток ищет и находит образцы для подражания; сопоставляя качества сверстников, создает обобщенный образ того, на кого он бы хотел походить.

Что же ценят подростки  в товарищах? Вот что они говорят об этом сами: хороший товарищ - тот, кто во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступается за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жаден, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен, то есть "умеет дружить по-настоящему".

 

                                                 11.

Родителям очень важно  знать эти требования подростка, с одной стороны, как видим, подростки ценят в товарищах принципиальность, добросовестность, активность, благородство, с другой - эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, к сочувствию.

Взрослым следует также  помнить, что если у подростка  не складываются отношения с товарищами в классе, он начинает искать новые  сферы общения, новых друзей за пределами  школы и в связи с этим очень  часто попадает в самые неблагоприятные  обстоятельства. Очень важно подростку  найти свое место в коллективе класса.  Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма и весьма сложная задача и для взрослого. Мы-то можем полагаться на знания и опыт. А опыт подростка еще так мал! Именно потому так часты "издержки" самооценки. У одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих.

Вот тут и нужна подростку  помощь взрослого. Именно взрослый может  показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится "обнародовать" это. Его противоречивость очень  хорошо выразил знаменитый педагог  В. А. Сухомлинский. Он как бы подслушал  внутренний монолог подростка. "Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками  присмотра и недоверия, не напоминайте  и словом о моей колыбели. Я самостоятельный  человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это  цель моей жизни. Я вижу, думаю о  ней, хочу достичь ее, но взойти на эту  вершину хочу самостоятельно. Я уже  поднимаюсь, делаю первые шаги; и  чем выше ступает моя нога, тем  более широкий горизонт открывается  мне, тем больше вижу я людей, тем  больше познаю их, тем больше людей  видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка  старшего друга. Я достигну своей  вершины, если буду опираться на плечо  сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины".

 

                                              12.

 Вот что сказал бы  подросток, если бы он умел  сказать о том, что его волнует,  и если бы - самое главное - он  захотел откровенно обо всем  сказать.

Самооценка подростка, как  уже отмечалось, формируется в процессе его равнения на моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, "не укрепились" те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого - своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку.  Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка со взрослыми, его доверие к ним. Если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Важно научить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины и следствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого человека.

Родителям необходимо помнить, что друзья подростка - это не только сверстники, но и взрослые. У них  разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В  мире своих друзей он находит образцы  для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает  социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы "взрослого поведения", постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой "случайности" всегда стоит взрослый, отношения с ним.

 

 

 

 

                                                        13.

               II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Исследовательская работа.

Основы характера формируются  в основном в дошкольном возрасте, а в последующие годы идет их трансформация  под влиянием различных факторов происходит внезапное и коренное изменение характера.

Главное стремление подростка  – это быть самостоятельным, повышенная социальная активность.  Желание  реализовать свои способности, самоутвердиться.  Поиск идеала и самовоспитание.  Стремление к общему со сверстниками Д.Б. Эльконин  считает, как систему  общей полезной деятельности: спортивной, творческой, художественной, трудовой. Внутри этой деятельности подростки  овладевают способностью строить общение  в зависимости от требований жизни, способностью ориентироваться в  личных особенностях и качества других людей.

У 15-17 летних подростков ведущей  деятельностью становиться учебно-профессиональная деятельность, где определяются познавательные и профессиональные интересы.

Кризис подросткового  возраста с индивидуализацией и  социализацией, борьбой внутренних противоречий, когда возрастающие потребности  не соответствуют ограниченным возможностям.

Цель констатирующего  эксперимента:

  1. Изучение темперамента
  2. Изучение положения подростка в коллективе, определение статусной категории, уровень благополучия, коэффициент взаимности.
  3. Проявление тревожности и агрессии.
  4. Формирование положительных черт характера
  5. Анализ результатов эксперимента.

 

Предмет исследования:  изучить особенности характера подростка.

Объект исследования: подросток 16 лет.

Гипотеза: Предположим, что у подростка складываются благоприятные отношения со значимыми людьми (родители и учителя). В таком случае у подростка должны формироваться больше положительные качества личности, объективная самооценка и ответственность.

При проведении исследования были использованы естественные условия  для проведения эксперимента:

                       

                     II.1 Психолого-биографическая справка

Матыгина  Валентина Михайловна

Родилась в 1997 году 16 сентября.

Семья полная, взаимоотношения  со старшим братом доверчивые, доброжелательные.

Импульсивна, подвижна, у  нее масса  друзей и знакомых. Она словоохотлива до болтливости.  Имеет ярко выраженные организаторские  способности, у нее все качества лидерства.

Добрая по характеру, проявляет интерес к разному творчеству. Миролюбива, уверена в себе. У нее преобладает хорошее настроение, незаменима в компании, любит участвовать в различных мероприятиях, особенно в качестве ведущей.

Характер – сангвинический, что говорит об ее разговорчивости  и живости, но в то же время она  – экстраверт.

Вынужденное одиночество  для нее – наказание. Стремиться к новым впечатлениям.

                        2.1. Тест «Умеем ли мы общаться?»

  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия ……………………………………….4….

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую  считаю правильной ……………………………………………..2….

в) активно вмешиваюсь и  «вызываю огонь на себя»…………0….

2. Выступаете ли вы на собраниях, классных часах с критикой?

а) нет……………………………………………………………..4…

б) только если имею для этого веские основания …………….2…

в) критикую всегда и по любому поводу ………………………0…

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и то, если это люди не обидчивые……………4…

б) лишь по принципиальным вопросам …………………………...2…

в) споры - моя стихия ………………………………………………..0…

4. вы стоите в очереди.  Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже …………………..4…

б) делаю замечание –  надо же научить грубияна

хорошему тону………………………………………………………..2…

в) прохожу вперед, начинаю  наблюдать за порядком …………….0…

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка ……………………………4…

б) молча возьму солонку……………………………………………….2…

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды …………………………………………………………0...

6) На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика……………………………..4…

б) сухо, без эмоций сделаю замечание…………………………………2…

в) выскажусь, не стесняясь  в выражениях……………………………..0…

7. Кто-то в семье купил  вещь, которая вам не нравиться.

Информация о работе Подросток