Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 07:41, курсовая работа
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути»1, говорил Вейнвальд Н. И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., - накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, пред дошкольное, дошкольное и школьное детство»2.
Введение 2
Основная часть 3
Девочка становится девушкой 5
Подросток и взрослые 7
Подросток в кругу сверстников 9
Самосознание, самооценка 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Список литературы
Областное государственное образовательное бюджетное
учреждение
среднего профессионального образования
«Биробиджанский областной колледж культуры»
071501Специальность:
«Народное художественное творчество»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология»
На тему: Подросток
Студентка 3 курса Дунденкова Е.П.
«Театральное творчество»
Введение
Список литературы
Приложения
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути»1, говорил Вейнвальд Н. И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., - накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, пред дошкольное, дошкольное и школьное детство»2.
Развитие личности как процесс
«социализации индивида»
Подростковый
возраст характеризуется
Социальная
ситуация как условие развития и
бытия в отрочестве принципиально
отличается от социальной ситуации в
детстве не столько по внешним
обстоятельствам, сколько по внутренним
причинам. Подросток продолжает жить
в семье, учиться, он окружен по большей
части теми же сверстниками. Сегодня,
когда в России проявляется тенденция
вслед за так называемыми развитыми
странами к превращению в обществе
потребителя, потребительские аппетиты
подростков несказанно возрастают. Но
в современном информационном обществе
стремление подростка к статусу
взрослого – мечта
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Д.Б.ЭЛЬКОНИН (психолог)
Называет период от 11 до 17 лет – «подростничеством», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15-ти летних Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей в себя такие формы, как: общественно-организационная; спортивная; художественная; трудовая.
Внутри этой деятельности
подростки обладают способностью строить
общение в зависимости от различных
задачи требований к жизни, способностью
ориентироваться в личных особенностях
и качествах других людей, способностью
подчиняться сознательно
Е.А.СИЛИНА
По данным экспериментального лонгитюдного исследование Е.А. Силиной юноши по сравнению с подростками девушками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, и большую эмоциональную устойчивость. В подростковом и младшем возрасте обнаруживаются одинаковые симптом комплексы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и
его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту.
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
Очень точно описал подростка: «Какими бы истоками ни питалось детское горе, у него всегда есть что-то общее: грустные глаза, в которых поражает недетская задумчивость, безучастность, тоска, одиночество». Ребенок, переживающий несчастье, не замечает игр и развлечений товарищей. Ничто его не может отвлечь от горестных мыслей. Лицо у депрессивного ребенка как бы меняется, мимика становиться похожей на застывшую маску. Скорбно сведены брови, опущены уголки губ. Движения становятся вялыми, замедленными, неуклюжими. На вопросы такие дети отвечают тихим монотонным голосом, иногда шепотом, то и дело глубоко вздыхают, временами без всякого внешнего повода, а на глазах навертываются слезы.
А.ВАЛЛОН (французский психолог)
Тонко подметил особенности молодости: Это возраст, когда чувства имеют особенный противоречивый характер, часто сочетаются застенчивость самовольность, кокетство и скромность, крайний эгоизм и самопожертвование идут рука об руку, и кажется иногда, что только та или иная ситуация помогает определить, что окажется сильнее. Иногда человек удивляется самому себе. Увлекается столькими областями. Что считает себя одновременно поэтом, мыслителем, артистом. Эти увлечения имеют часто воображаемый характер, но они помогают поднимать ценность личности. Но то, что является воображаемым – это новые способности, рассуждения».
И.К. КРУПСКАЯ «Подростковый возраст, когда меняются интересы – это годы критики и самокритики, когда подростки требовательны и к людям, и к учебе, и к себе. Именно теперь подросток, постепенно, изо дня в день переходит, или лучше – входит в мир взрослых и в его жизни, и в нем самом происходит много изменений. Меняется его объективное положение в семье и в школе, его самосознание».
1.1. Девочка становится девушкой
До появления месячных тело девочки особенно быстро увеличивается в размерах, становятся видны вторичные половые признаки. После – увеличение размеров тела идет уже не столь бурно: у этого времени иные задачи – развитие вторичных половых признаков должно быть завершено, должны окончательно сложиться органы, которые обеспечивают деторождение, должно отладиться все то, что управляет этой сложной и ответственной областью жизни женщины. Половое созревание заканчивается за верхней границей подросткового возраста, в 17-18 лет, основные события развертываются именно внутри того возраста, который нас интересует. Среднее увеличение роста наступает в среднем на год раньше, чем резкое увеличение массы. Поэтому нередко удается наблюдать, как девочка сначала «вытягивается», а затем начинает «округлятся». Несоответствие ее некому стандартному образу никак не может восприниматься с тревогой, болезненно: хотите вы или нет, подобное ваше восприятие неизбежно скажется на самоощущении дочери. Не стоит давать своему ребенку лишних поводов задавать себе вопрос: «Почему я не такая? ». Используйте малейшую возможность для того, чтобы разоблачить само подозрительность, мнительность.
В тех случаях, когда вдумчивые педагоги и заботливые родители находят подход к ребенку, берегут его силы, не позволяют ему перенапрягаться, особенно ревностно следят за тем, чтобы он вовремя отдыхал, спал, ел, гулял на свежем воздухе, не пытаются поправить его отставание с помощью дополнительных занятий, на которые у ребенка нет уже сил и которые, следовательно, могут нанести еще больший вред,- в этих случаях последствия временного «физического отставания» могут стать если и вовсе незаметными, но уж никак не опасными. Нашим дочерям полезны любые подвижные игры, плавание, коньки, лыжи, туризм.
Особая роль принадлежит упражнениям на гибкость. Иногда девочки, у которых физическое развитие начиналось раньше, чем у сверстниц, и идет быстро, стесняются этого – им не вполне понятно, что происходит, и уж совсем непонятно, почему это происходит именно с ними; свое отличие от сверстниц они рассматривают как нежелательное. Долг родителей – предупредить неверное восприятие происходящего, а если время для предупреждения упущено и девочка, ведет себя неподобающим образом, надо спокойно и решительно дать надлежащее разъяснение. При этом особое ударение стоит сделать на том, что никакие естественные изменения, происходящие с человеком, не могут быть стыдными. Установлено, что во время менструации у 30% школьниц имеет место снижение физической активности, у 70% - склонность к одиночеству, у 60% - снижение уверенности в себе, у 47% - ослабление интереса к занятиям. Если к этому добавить предшествующие менструации тошноту, головную боль, а также отмечаемые почти у половины школьниц схваткообразные боли (интенсивные – у 9%, умеренные – у 16%, слабые – у 23%, )то станет понятным, что состояние и самочувствие девочек и девушек в этот момент нарушено значительно. Не учитывать этого было бы неразумно и негуманно.
Мы все согласны в том,
что один из важнейших педагогических
принципов – сочетание
1.2. Подросток и взрослые
В отрочестве общения с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Утверждение «моего ребенка как будто подменили» неверно, не только потому, что оно звучит как сетование. Правильнее было бы сказать, что не ребенка подменили, а он подменился сам. В его внутреннем мире произошли кардинальные изменения, которые обязаны, прежде всего, качественным сдвигам в развитии его самосознания. Ребенок начинает иначе воспринимать себя, и прежние отношения его с тем, что его окружает, не могут не измениться.
Подросток считает себя не маленьким, не ребенком, он стремиться войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие видели и признавали его взрослость. Эта особенность имеет сложное и противоречивое содержание: подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и есть потребность в том, чтобы его взрослость признавали окружающие.
Итак, подросток претендует на новые права. Претензии эти обнаруживают себя, прежде всего в отношениях подростка с взрослыми.
Взрослый в представлении
подростка – человек
Почувствовав себя не ребенком, подросток желает и ожидает, чтобы люди также относились и к нему. Он становится повышенно чутким к отношению взрослого, у него возникают обиды и протесты, которых не было раньше.
До сих пор ребенок охотно выполнял наши требования, а теперь он недоволен, когда ему «не разрешают гулять после восьми», «не велят дружить» с кем то, кто кажется родителям «неподходящим», даже правила поведения, обращенные, казалось бы, не месту персонально, подросток начинает воспринимать не просто как стеснительные, но как ущемляющие эго.
Когда подросток особенно обижается и протестует? Когда его «маленького» опекают, проверяют на каждом шагу, когда его наказывают за непослушание и за то, что он не сделал того, чего от него требовали. Когда от него категорически, без объяснений, требуют подчинения, когда не считаются с его интересами и мнениями, вмешиваются в его занятия, в его отношения с друзьями, ограничивают или запрещают их.
Подросток ждет, что взрослый
будет относиться к нему по- иному,
ждет доверия, уважения человеческого
достоинства, представления