Подростковый суицид

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:35, реферат

Краткое описание

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.

Оглавление

. Введение………………………………………………………..3

2. Суицид и подросток…………………………………………...4

3. Суицид и его виды…………………………………………….5

4. Причины, предпосылки и условия проявления суицида……5

5. Влияние на поведение подростков телевидения и художественной литературы…………………………………………6

6. Предпосылки и условия проявления суицида……………….6

7. Парасуицид…………………………………………………….7

8. Психологический смысл подросткового суицида…………..7

9. Характерные черты подросткового суицида………………...8

10. Признаки суицидального риска……………………………..8

11. Синдромы поведения подростков, указывающих готовность к суициду………………………………………………………………..9

12. Внешние обстоятельства суицидального подростка………9

13. Источник негативных переживаний подростка………….10

14. Роль педагога в работе с суицидальными детьми………..10

16. Ромео без Джульетты………………………………………11

17. Дочки-матери……………………………………………….13

18. Способы самоубийства…………………………………….14

19. Список использованных источников……………………...15

20. Заключение………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат суицид.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
"center">    Характерные черты подросткового  суицида

          Суицид подростков имеет следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
 

    Признаки  суицидального риска

    Учитывая  актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее  распознать суицидента и помешать его  намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
 

    Синдромы  поведения подростков, указывающие на готовность к суициду

  • тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
  • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
  • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
  • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
 

    Внешние обстоятельства суицидального  подростка

  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
  • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
  • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.
 

    Источник  негативных переживаний  подростка

          Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

          Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков  и 78% девочек из группы «трудных»  подростков. Среди «благополучных»  подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

          Важная причина  подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.

          Частые наказания  провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.

          Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков  и 72% девочек. 

                Роль  педагога в работе с суицидальными  детьми

          Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются  в помощи специалистов. Нагружать  неискушенного педагога работой  с суицидентами – значит поставить  его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.

          Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в  работе с такими подростками. Эту  роль можно обозначить так: помощь в  своевременном выявлении таких  детей и первичная профилактика.

          Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких  детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

          Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно  лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

          Самые частые причины  подростковых суицидов – несчастная любовь и конфликты в семье. Нет  человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за этого к самоубийцам часто  относятся как к психам или слабакам. 

    Ромео без Джульетты

          Ситуация «я его  люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем подписи на партах «Саша + Маша = Любовь». Надписи типа «Миша + Вася» выглядят куда смешнее, правда? Напрасно вы так думаете! Люди с нестандартной сексуальной ориентацией – наивысшая группа риска в плане разрешения личностных проблем.

          Врачи-суицидологи  утверждают: количество суицидов в  их среде в последнее время  резко увеличивается. Одна девочка-лесбиянка  совершила пять попыток в течение  года из-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие ситуации все-таки встречаются редко.

          Вернемся к обычной  ситуации «он и она». «Обычной»  не значит легкой. У подростков нет  еще опыта взрослых, что все  проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.

          Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом  вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.

          Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули.

          Это пример поступка импульсивного человека, который  сначала делает, потом думает –  то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть на домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Я не призываю к рассудочному взвешиванию всех «за» и «против». Сам так не умею. Но посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, – это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение. 
 

    Дочки-матери (обращение к родителям)

          Эту главу я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

          Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

          Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как  ей помочь, он не знал, а оставить все  как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом из создавшейся ситуации.

          Одна девочка наглоталась  таблеток во время очередной гулянки  родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи –  родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».

          Иногда трагедией  оборачивается ситуация, которая  внешне выглядит вполне нормально. В  больницу с острым отравлением доставили  девочку. Мать, воспитывающая ее без  мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста. 

          Способы самоубийства

          С глубокой древности  человечеству известны такие способы  самоубийства, как самоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние воины, потерпевшие  поражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен врагам и не терпеть унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть приравнивалась к героической смерти от оружия врага.

          Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы различают от 8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной суицидологии принято выделять:

  1. Самоповешение.
  2. Самоудавление.
  3. Самоутопление.
  4. Самоотравление.
  5. Самосожжение.
  6. Самоубийство с помощью колющих и режущих предметов.
  7. Самоубийство с помощью огнестрельного оружия.
  8. Самоубийство с помощью электрического тока.
  9. Самоубийство с помощью использования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов.
  10. Самоубийство при падении с высоты.
  11. Самоубийство с помощью прекращения приема пищи.
  12. Самоубийство переохлаждением.

Информация о работе Подростковый суицид