Подростковый алкоголизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Не существует понятия безвредного пития для подростка. Алкоголь очень грубо вмешивается в процесс становления неоформленного подросткового организма. Обязательно в какой-то мере деформирует личность. А потому любое употребление спиртного в подростковом возрасте - злоупотребление.

Файлы: 1 файл

Подростковый алкоголизм.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

 

Подростковый алкоголизм и стадии опьянения

 

Давайте проследим стадии опьянения и алкоголизма более подробно. Группа подростков собралась по поводу дня рождения, собрались гости, за столом, уставленным яствами, возвышается батарея бутылок с привлекательными наклейками. Здесь вино, пиво и водка — непременный атрибут застолий. После первого тоста за столом некоторое время молчат, но уже через несколько минут начинается непринужденный разговор. Все чинно и благородно. Но вот где-то на дальнем конце стола прошел смешок — это рассказан первый анекдот, пущена острота. Немного погодя — еще после пары тостов — начинается всеобщий гомон. Кто-то лезет со своей рюмкой к друзьям через весь стол, а кто-то уже запевает песню. Трезвому человеку, неожиданно попавшему в пьяную компанию, многое кажется диким, хотя сам он, бывая навеселе, не замечал несуразности поведения окружающих. Вот один из гостей с назойливой настойчивостью уговаривает соседа выпить дополнительную рюмку водки, а другой уже клюет носом над полной тарелкой, «осоловев» от большого количества выпитого. Такое праздничное застолье бывает эпизодическим.

И если спросить его участников, как часто они выпивают, большинство ответит, что нерегулярно. Однако даже после однократного приема алкоголя у подростков ночь проходит беспокойно, а утром они встают разбитыми, с опухшим лицом и больной головой. Рабочий день, как правило, оказывается испорченным, и в школе или институте все не ладится, основательно ухудшаются мыслительные процессы, снижается быстрота и точность вычислений.

Итак, даже после нерегулярного, случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о тяжелом его отравлении. Если же употребление алкоголя принимает систематический характер, подросток пьет по любому случаю, выискивая любой повод, чтобы напиться, то это уже называется бытовым пьянством. Для любого пьяницы не имеет значения смысл праздничного события, ему безразлично, одобряют ли его поведение другие или нет. В этой стадии приобщения к спиртному в значительной мере меняется отношение пьющего к окружающим, к общепринятым и допустимым нормам поведения. Для пьяницы самыми близкими людьми становятся его собутыльники, пусть даже они впервые оказались с ним за столом. Время, место и обстановка, в которой люди пьют, теряют значение. Пусть это будет ресторан или столовая, кухонный стол или стойка в закусочной, наконец, просто подворотня или грязная лестница — пьянице все равно.

 

Таким образом, разница между эпизодическим приемом спиртного и пьянством заключается не только в количестве выпитого за один раз, но и в психологической установке пьющего. В первом случае подросток отмечает, какое-то торжественное или значительное событие, во втором — пьет только для того, чтобы привести себя в состояние опьянения. Если вовремя удержать подростка от пьянства, это предупреждает его дальнейшее падение и развитие алкоголизма.

 

 

 

Влияние алкоголя на здоровье в подростковом возрасте

Алкоголь влияет на подростков не так, как на взрослого человека. Характерным для подросткового возраста является то, что молодой мозг в возрасте до 20 лет отличается от мозга взрослого человека реакцией на полученную информацию. Молодой мозг создан для того, чтобы учиться. Он находится в стадии установления настоящих связей между нервными клетками. Алкоголь может нарушить эту функцию.

Мозг обладает свойством изменяться и становиться более устойчивым к алкоголю при повторяющемся его употреблении. У подростков же эта устойчивость может быть очень низкой, поэтому и алкогольное воздействие иное, чем у взрослых. Проведенные на животных опыты показывают, что у молодых особей алкоголь разрушает химические соединения в мозге отвечающие за обучение, более резко, чем у взрослых животных. Это происходит при минимальных дозах алкоголя, даже после однократного приема.

Низкие дозы, которые не причиняли вреда взрослым, нарушали возможность обучения у молодых животных.

Проведённые же исследования на молодых людях в возрасте от 20 до 29 лет показали, что при употреблении алкоголя способность обучаться резко снижается. Алкоголь воздействует на мыслительные функции молодежи гораздо сильнее, чем взрослых. Мозг подростков уязвим, высокая концентрация алкоголя не оказывает на него успокаивающего действия, вызывает  меньшую сонливость. Это означает, что подростки могут вы больше, чем взрослые, так как функция мозга излечивающая проявление сонливости, у них не реагирует твие сонливости не означает, что алкоголь не снижает их физической активности, способности оценивать ситуацию и не нарушает координации движений.

Действие алкоголя на подростка сильнее, чем на взрослого, и может сказаться на работе мозга в будущем.

Подростка влечет к алкоголю не вкус спиртного, а его действие — состояние опьянения. При употреблении алкоголя впервые появляется ощущение прилива сил, возникает чувство довольства, поднимается настроение. При низкой степени опьянения не появляются симптомы алкогольной интоксикации, нет потери самоконтроля. У подростка формируется убеждение, что прием алкоголя является закономерным явлением в жизни, но в неокрепшем организме формируется алкогольная зависимость.

 

Побудительными мотивами этого являются:

1) алкогольное окружение (родители, сверстники и посторонние лица);

2) усиленное притязание на взрослость (прием алкоголя пред ставляется признаком самостоятельности, взросления, мужества);

3) популяризация алкогольных напитков в кино, на телевидении, в рекламных изданиях;

4) Примеры сверстников, поиски дворовых компаний с обязательным распитием спиртных напитков;

5) Развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависимости, безответственности, неподготовленности к жизни внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям;

6) Особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей беременности, родовыми и черепно-мозговыми травмами с задержкой физического и психического развития.

 

Похмельный синдром у подростков развивается через  1-3 года после начала систематического пьянства. Различают начальную фазу адаптации к спиртному, фазу усвоения стереотипов алкогольного поведения, формирования психической зависимости и фазу физической зависимости от алкоголя.

У подростков алкоголь достаточно быстро становится не обходимым компонентом обменных процессов. В результат появляется похмельный синдром, который проявляется выраженным желанием принять алкоголь, нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, головными болями, ухудшением сна, понижением настроения.

В подростковом возрасте происходит скачок физического и психического развития.

При неустойчивой нервной системе, несформировавшихся взглядах на жизнь подросток под влиянием алкоголя становится восприимчивым к воздействию негативных примеров. Ранняя алкоголизация создает у подростка иллюзию деятельности, эмоциональности. Употребление спиртного подростками в любой дозе рассматривается как патология и в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Факт приема алкоголя должен рассматриваться как злоупотребление. Передозировка алкоголя у подростков приводит к амнезии вследствие повреждения нервных клеток. Если опьянения у подростков неоднократны, а амнезии длительные, это сказывается на уровне интеллекта. У подростков быстро теряется рвотный рефлекс, что повышает переносимость алкоголя, формирует влечение к нему. Изменяются интересы и характер подростка, падает тяга к знаниям, повышается стремление любым способом достать деньги на выпивку.

Он участвует в драках, грабежах, а из-за безнаказанности может формироваться противоправное поведение. Чем раньше подросток начинает злоупотреблять спиртными напитками, тем тяжелее протекает заболевание, может возникнуть злокачественная форма. Она характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю отсутствием количественного контроля потребляемого алкоголя, систематическими передозировками и последующими амнезиями.

Чаше злокачественное течение алкоголизма отмечается у детей с различными психическими заболеваниями. Если не принять меры, эти подростки пополнят ряды попрошаек, воров, бомжей.

Выделяются различные уровни употребления подростками старших классов спиртных напитков.

 

Первый (начальный) уровень.    Алкоголь употребляется редко, чаще случайно. В этот пери- и приеме алкоголя возникают неприятные ощущения от паха, вкуса, а также от опьянения. Эйфории в этот период имеет место низкая переносимость алкоголя. На этом 1 овне прием алкоголя подростком происходит только тогда, огда отказаться невозможно. В окружении подростка близкие редко употребляют алкоголь.

Второй уровень (эпизодическое употребление алкоголя).    В этот период происходит знакомство с алкоголем. В небольших дозах он хорошо переносится, вызывает эйфорию, которая делает его прием привлекательным. Подросток хочет быть более коммуникабельным, самостоятельным, взрослым, стремится поступать так, как все. На этом уровне меры воспитательного характера могут приостановить процесс алкоголизации.

Третий уровень (высокий риск развития алкоголизма).   В этих случаях проявляется усиление эйфоризирующего, активизирующего и релаксирующего действия спиртного. При приеме алкоголя у подростка отмечаются приятные ощущения и в очень незначительной степени — неприятные. Алкоголь употребляется более двух раз в месяц. Появляется утренняя астения, отмечается положительное отношение к алкоголю. Алкоголь принимается с целью улучшить настроение, достичь расслабления, весело провести время в компании. Необходимо принимать меры социального контроля, которые предупредят развитие пьянства.

Четвертый уровень (выраженная зависимость от алкоголя).   Подросток становится инициатором употребления алкоголя. Это происходит систематически, несколько раз в неделю, причем не только в вечерние часы, но и днем. Эйфория от алкоголя очень яркая, он используется как регулятор поведения и настроения.

Теряются взаимоотношения с внешней средой, появляется пренебрежение интересами семьи, пропадают связи со старыми знакомыми, но возникают новые — с теми употребляет алкоголь в таких же количествах. На этом уровне подросток уже фактически болен, оказывает активное сопративление попыткам ограничить прием алкогольных напиткоков.

Пятый уровень (физическая зависимость от алкоголя).     В этот период формируется повышенная переносимость спиртного на фоне психической зависимости от алкоголя пропадает рвотная реакция на передозировку. В периоды опьянения нарушается память, появляются симптомы похмелья или абстинентного синдрома. Он сопровождается обидчивостью, тревожностью, ощущением разбитости. Развивается соматовегетативная недостаточность в виде головных болей, потливости, снижения аппетита, утренней тошноты, рвоты, озноба, дрожания конечностей. У подростков похмелье короче — от 24 до 36 ч, а у взрослых — до 8 суток. Признаком пятого уровня является и потеря количественного контроля в процессе приема алкоголя. У подростков в этой стадии первая доза спиртного не вызывает состояния эйфории, а создает ощущение дискомфорта, для ликвидации которого больной принимает все большие дозы алкоголя. Основные мотивы приема алкоголя в этой стадии — устранение плохого самочувствия, уход от реальности, ликвидация неприятностей. Подростки на этой стадии нередко ищут помощи, осознавая свое состояние.

Шестой уровень (конечный уровень распада личности).  Признаки предыдущего этапа алкоголизма усиливаются, а также появляются новые симптомы. Психическая зависимость от алкоголя заменяется физической зависимостью. Форма опьянения меняется, появляются озлобленность, страхи, галлюцинации, снижается настроение, постепенно развивается алкогольное слабоумие. В настоящее время пристрастие подростков к алкоголю по окончании средней школы приближается к средним показателям взрослых.

 

В последнее время алкоголизации подвержены не только юноши, но и девушки.

Типы приобщения девочек-подростков к алкоголю

Первый тип. Употребление алкоголя в группе лиц мужски пола (со сверстниками-мальчиками, пьющими мужчинами) В этих случаях развивается алкоголизм по мужскому типу, который протикает злокачественно.

Второй тип. Алкоголизация по женскому типу происходит во время женского общения. В одних случаях алкоголь периодически употребляется в кругу сверстниц, чаще всего перед какими-нибудь событиями. Происходит легкое опьянение во время дней рождения, девичников. Симптомы в этих случаях не выражены. Больные хорошо оценивают свое состояние. В других случаях алкоголь принимается девушкой под влиянием пьющих женщин. Алкоголь принимается в больших дозах, отмечается выраженная интоксикация. Заболевание приобретает злокачественный характер, если появляются запои и отмечается нравственное падение.

Третий тип. Отмечается у девочек-подростков с психопатическим развитием. Обычно пьют в одиночку, алкоголь потребляется в больших дозах. Причина — специфические черты характера, такие как нерешительность, застенчивость. Такой прием алкоголя приобретает постоянный, запойный характер. В настоящее время во всем мире отмечается рост алкоголизации подрастающего поколения. Это показатель социального неблагополучия общества. Взрослый алкоголизм, таким образом, формируется уже в подростковом возрасте.

 

 

 



Информация о работе Подростковый алкоголизм