Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:19, лекция
В работе рассмотрена характеристика письменной деятельности, которая дает возможность рассматривать устную и письменную речь как два уровня в рамках языковой (лингвистической) и психологической структуры речевой деятельности человека.
Письменная
речь кардинально отличается
от устной речи тем, что она
может осуществляться только
по правилам «развернутой (эксплицитной)
грамматики», необходимой для
того, чтобы сделать содержание
письменной речи понятным при
отсутствии сопровождающих
Письменная
монологическая речь по своей
языковой форме выражения «
Таким
образом, письменная речь –
это особый речевой процесс,
это речь – монолог,
На
основе всестороннего
• Письменная речь (ПР) в целом гораздо произвольнее устной. Уже звуковая форма, которая в устной речи автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа и синтеза. Синтаксис фразы в письменной речи так же произволен, как и ее фонетика.
• ПР – это сознательная деятельность, которая теснейшим образом связана с осознанным намерением. Знаки языка и употребление их в письменной речи усваиваются ребенком сознательно и намеренно, в отличие от бессознательного (или недостаточно осознаваемого) употребления и усвоения их в устной речи.
• Письменная речь – это своего рода «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности». [135 - Л. С. Выготский. Мышление и речь. – М., 1956. С. 267.]
В функциях письменной и устной речи (если говорить об общих функциях речи) также имеются существенные различия (45, 148, 266 и др.).
–
Устная речь обычно выполняет
функцию разговорной речи в
ситуации беседы, а письменная
речь – в большей степени
деловая речь, научная и т. д.,
она служит для передачи
– По сравнению с устной речью письмо и чтение как средство общения не являются полностью самостоятельными, по отношению к устной речи они выступают как вспомогательное средство.
–
Функции письменной речи хотя
и весьма широки, но, тем не
менее, уже, чем функции
Информация о работе Письменная речь как особый вид речевой деятельности