Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:39, реферат
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу рада своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое "не падает с неба", как писал Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
§ 2. Л.С. ВЫГОТСКИЙ
О СТАДИАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ
Возрастное развитие,
в особенности детское, — сложный
процесс, который в силу рада своих
особенностей приводит к изменению
всей личности ребенка на каждом возрастном
этапе. Для Л.С. Выготского развитие
— это прежде всего возникновение нового.
Стадии развития характеризуются возрастными
новообразованиями, т.е. качествами или
свойствами, которых не было раньше в готовом
виде. Но новое "не падает с неба",
как писал Л.С.Выготский, оно появляется
закономерно, подготовленное всем ходом
предшествующего развития.
Источником развития
является социальная среда. Каждый шаг
в развитии ребенка меняет влияние
на него среды: среда становится совершенно
иной, когда ребенок переходит
от одной возрастной ситуации к следующей.
Л.С.Выготский ввел понятие "социальная
ситуация развития" — специфическое
для каждого возраста отношение между
ребенком и социальной средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, и определяет
тот путь развития, который приводит к
возникновению возрастных новообразований.
Как ребенок взаимодействует
со средой? Л.С.Выготский выделяет две
единицы анализа социальной ситуации
развития—деятельность и переживание.
Легко наблюдать внешнюю активность ребенка,
его деятельность. Но существует и внутренний
план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию
в семье по-разному переживают разные
дети, даже дети одного возраста — близнецы.
В результате на развитии одного ребенка
конфликт между родителями, например,
скажется слабо, а у другого вызовет невроз
и прочие отклонения. Один и тот же ребенок,
развиваясь, переходя от одного возраста
к другому, будет по-новому переживать
ту же самую семейную ситуацию.
Социальная ситуация
развития меняется в самом начале
возрастного периода. К концу
периода появляются новообразования,
среди которых особое место занимает
центральное новообразование, имеющее
наибольшее значение для развития на следующей
стадии.
Л.С.Выготский рассмотрел
динамику переходов от одного возраста
к другому. На разных этапах изменения
в детской
132
психике могут происходить
медленно и постепенно, а могут
— быстро и резко. Соответственно
выделяются стабильные и кризисные
стадии развития. Для стабильного
периода характерно плавное течение
процесса развития, без резких сдвигов
и перемен в личности ребенка.
Незначительные, минимальные изменения,
происходящие на протяжении длительного
времени, обычно незаметны для окружающих.
Но они накапливаются и в конце
периода дают качественный скачок в
развитии: появляются возрастные новообразования.
Только сравнив начало и конец
стабильного периода, можно представить
себе тот огромный путь, который
прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды
составляют большую часть детства.
Они длятся, как правило, по нескольку
лет. И возрастные новообразования,
появляющиеся медленно и долго, оказываются
устойчивыми, фиксируются в структуре
личности.
Кроме стабильных, существуют
кризисные периоды развития. В возрастной
психологии нет единого мнения по поводу
кризисов, их места и роли в психическом
развитии ребенка. Часть психологов считает,
что детское развитие должно быть гармоничным,
бескризисным. Кризисы — ненормальное,
"болезненное" явление, результат
неправильного воспитания. Другая часть
психологов утверждает, что наличие кризисов
в развитии закономерно. Более того, по
некоторым представлениям, ребенок, не
переживший по-настоящему кризис, не будет
полноценно развиваться дальше.
Л.С.Выготский придавал
кризисам большое значение и рассматривал
чередование стабильных и кризисных периодов
как закон детского развития. В настоящее
время у нас чаще говорят о переломных
моментах в развитии ребенка, а собственно
кризисные, негативные проявления относят
на счет особенностей его воспитания,
условий жизни. Близкие взрослые могут
эти внешние проявления смягчить или,
наоборот, усилить.
Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стечении обстоятельств растягиваясь
до года или даже двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
происходят значительные сдвиги в развитии
и ребенок резко меняется во многих
своих чертах. Развитие может принять
в это время катастрофический
характер.
Кризис начинается
и завершается незаметно, его
границы размыты, неотчетливы. Обострение
наступает в середине
133
периода. Для окружающих
ребенка людей оно связано
с изменением поведения, появлением
"трудновоспитуемости", как пишет
Л.С.Выготский. Ребенок выходит из-под
контроля взрослых, и те меры педагогического
воздействия, которые раньше имели успех,
теперь перестают действовать. Аффективные
вспышки, капризы, более или менее острые
конфликты с близкими — типичная картина
кризиса, характерная для многих детей.
У школьников падает работоспособность,
ослабляется интерес к занятиям, снижается
успеваемость, иногда возникают мучительные
переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных
детей кризисные периоды
Главные изменения,
происходящие во время кризиса, —
внутренние. Развитие приобретает негативный
характер. Что это значит? На первый
план выдвигаются инволюционные
процессы: распадается, исчезает то, что
образовалось на предыдущей стадии. Ребенок
теряет интересы, еще вчера направлявшие
всю его деятельность, отказывается
от прежних ценностей и форм отношений.
Но наряду с потерями создается и
что-то новое. Новообразования, возникшие
в бурный, непродолжительный период,
оказываются неустойчивыми и
в следующем стабильном периоде
трансформируются, поглощаются другими
новообразованиями, растворяются в
них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды
обостряются основные противоречия:
с одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его
все еще ограниченными
Кризисные и стабильные
периоды развития чередуются. Поэтому
возрастная периодизация Л.С. Выготского
имеет следующий вид: кризис новорожденное
— младенческий
134
возраст (2 месяца —
1 год) — кризис 1 года — раннее детство
(1—3 года) — кризис 3 лет — дошкольный
возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет —
школьный возраст (7—13 лет) — кризис
13 лет — пубертатный возраст (13—17
лет) — кризис 17 лет.
Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.