Периодизация Выготского

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:39, реферат

Краткое описание

Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу рада своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое "не падает с неба", как писал Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Файлы: 1 файл

4)выготский.docx

— 18.03 Кб (Скачать)

§ 2. Л.С. ВЫГОТСКИЙ  О СТАДИАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ 

Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный  процесс, который в силу рада своих  особенностей приводит к изменению  всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое "не падает с неба", как писал Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. 

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг  в развитии ребенка меняет влияние  на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит  от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С.Выготский ввел понятие "социальная ситуация развития" — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. 

Как ребенок взаимодействует  со средой? Л.С.Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития—деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отклонения. Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию. 

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу  периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. 

Л.С.Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской 

132 

психике могут происходить  медленно и постепенно, а могут  — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные  стадии развития. Для стабильного  периода характерно плавное течение  процесса развития, без резких сдвигов  и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного  времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце  периода дают качественный скачок в  развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец  стабильного периода, можно представить  себе тот огромный путь, который  прошел ребенок в своем развитии. 

Стабильные периоды  составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку  лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются  устойчивыми, фиксируются в структуре  личности. 

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, "болезненное" явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. 

Л.С.Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить. 

Кризисы, в отличие  от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном  стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых  происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять  в это время катастрофический характер. 

Кризис начинается и завершается незаметно, его  границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине 

133 

периода. Для окружающих ребенка людей оно связано  с изменением поведения, появлением "трудновоспитуемости", как пишет  Л.С.Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. 

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти  не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим  — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности  в общении с окружающими, у  каждого снижается темп продвижения  в учебной работе. 

Главные изменения, происходящие во время кризиса, —  внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные  процессы: распадается, исчезает то, что  образовалось на предыдущей стадии. Ребенок  теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и  что-то новое. Новообразования, возникшие  в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и  в следующем стабильном периоде  трансформируются, поглощаются другими  новообразованиями, растворяются в  них и, таким образом, отмирают. 

В кризисные периоды  обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его  все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями  ребенка и сложившимися ранее  отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. 

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому  возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденное — младенческий 

134 

возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1—3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет —  школьный возраст (7—13 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет) — кризис 17 лет. 
 

Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Информация о работе Периодизация Выготского