Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:35, реферат
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.
1. Введение
2. Понятие административного принуждения.
3. Виды административного принуждения, их правовая характеристика:
а) Административно-предупредительные меры;
б) Меры административного пресечения;
в) Меры взыскания.
4. Заключение.
Курсовая работа
по Административному праву
студента 2-го курса МГЮА
группа 16
факультет ОЦП
Покидько Андрея Владиславовича
План:
1. Введение 2. Понятие административного принуждения. 3. Виды административного принуждения, их правовая характеристика: а) Административно- б) Меры административного пресечения; в) Меры взыскания. 4. Заключение. |
2 3 6 8 10 14 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Управление обществом, обеспечение
общественной дисциплины и правопорядка
осуществляется с помощь активных способов
целенаправленного воздействия
на сознание и поведение людей, в
качестве этих способов выступают и
такие методы государственной и
общественной деятельности, как убеждение
и принуждение. Убеждение и принуждение,
как методы государственного управления,
явления социальные, так как они
находят свое проявление в содержании
связей между участниками конкретных
общественных отношений. “Принуждение
существует во всяком человеческом общежитии
и является необходимым элементом
всякой социальной организации. В доклассовом
обществе оно базировалось на авторитете
старейшин, вождей племен и т.п., в
классовом обществе - на власти государства.
Следовательно, принуждение теснейшим
образом связано с
“Интересы охраны законности
и правопорядка, поддержания государственной
дисциплины требуют, чтобы органы государства
обеспечивали проведение в жизнь
государственной воли, применяя в
случае необходимости к тем, кто
не следует этой воле добровольно, и
принудительные меры, допускаемые законом.”[2] Госуд
Необходимо различать
принуждение как специфическую
деятельность органов государственного
управления и как один из методов
управления. Первый из них применяется
"в основном лишь к тем кто
не выполняет добровольно
1. Понятие административного принуждения.
Решающая роль в борьбе
с правонарушениями принадлежит
государству. Оно имеет специальный
аппарат принуждения. Правовые нормы
определяют, за что государственные
органы могут применять метод
принуждения "(основания принуждения),
виды и размеры принудительных средств
(санкций) и порядок их применения."[6] Государственно
Дисциплинарное
Материальное (гражданско-правовое)
Уголовное
Административное
Административное принуждение
является особой, самостоятельной разновидностью
правового принуждения. "Административное
принуждение играет важную роль в
охране правопорядка, включает в себя
большое число средств
во-первых, необходимостью в установленных
законом случаях наказать правонарушителей,
во-вторых, необходимостью пресекать и,
в-третьих, предупреждать правонарушения.
"Административное правонарушение
(проступок) - негативное социально-правовое
явление, поскольку на носит вред охраняемым
нормам административного права... общественным
и личным интересам (благам). В силу этого
общество (государство) вынуждено вести
борьбу с ними посредством установления
соответствующих правовых запретов."[9]Поэтому целью применения мер
административного принуждения является
"защита охраняемых правом общественных
отношений."[10]
Меры административного
принуждения могут применяться
как при наличии, так и при
отсутствии правонарушений (на пример,
при чрезвычайных обстоятельствах,
при необходимости предупредить
совершение правонарушения). В литературе
высказывается и иное мнение. Так,
Д.Н. Бахрах считает, что "административное
принуждение - это особый вид государственного
принуждения, состоящий в применении
субъектами функциональной власти, установленных
нормами административного
"Административное принуждение
применяется только к
Севрюгин В.Е. отмечает, что
“административное принуждение
является разновидностью юридического
(правового) принуждения и состоит
в применении уполномоченными на
то административно-
“1. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.
2. Меры административного
принуждения применяются к
3. Субъект административной
власти и нарушитель не
4. Административное принуждение
осуществляется органами
5. Являются результатом
реализации государственно-
6. Применяется для прекращения
противоправных действий, наказания
нарушителей в
7. Осуществляется в рамках
административно
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой основе.”[16]
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.
Меры административного
принуждения имеют
Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
Административное принуждение
служит целям обеспечения
2. Виды административного
принуждения, их правовая
“Большое теоретическое
и практическое значение имеет вопрос
о классификации мер
“во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия.
Во-вторых, это имеет большое
значение для применения мер принуждения,
обеспечения эффективности
В-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при заменен уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности.
В-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.”*
В административно-правовой
литературе высказываются различные
точки зрения о классификации
мер административного
И.И. Веремеенко считает, что
предложенная Бахрах Д.Н. классификация
“не проводит достаточно четкой границы
между различными правовыми мерами.
В группе мер административного
пресечения объединены и административно-
Он также утверждает, что критерием
классификации мер административного
принуждения, применяемых в связи с правонарушением,
может служить “непосредственная цель
применения тех или иных мер, по указанному
критерию они делятся на две подгруппы:
административно-процессуальные меры
и административно-правовые санкции.”*
Из изложенного И.И. Веремеенко делает
вывод о том, что система мер административного
принуждения состоит из трех самостоятельных
подразделений
1. административно-процессуальные меры;
2. административно-
3. административно-правовые санкции.”*
При этом он отмечает, что
“административно-правовые санкции
осуществляют охрану правопорядка и
с помощью кары, восстановления и
принудительного исполнения правовой
обязанности, обеспечивающей реальное
исполнение. Соответственно они могут
носить карательный, восстановительный
и пресекательный характер” Под
административно-правовой санкцией Веремеенко
И.И. предлагает понимать “элемент нормы
административного права, установленный
в целях ее охраны, содержащей указание
на те меры государственного принуждения,
которые применяются к
В целом по вопросу о
классификации мер
“Первая сводится к двухчленной
классификации
Вторая предложена М.И. Еропкиным
в конце 50-х годов и получила
наибольшее распространение. В ней
говорится о существовании трех
видов мер административного
принуждения:
меры пресечения,
меры взыскания,
меры предупреждения.”*
а) Административно-