Основы возрастной периодизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 07:31, лекция

Краткое описание

Онтогенез — процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). Период онтогенеза от оплодотворения яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым, или эмбриональным, развитием (эмбриогенез); после рождения начинается постэмбриональный период.

Файлы: 1 файл

валеология.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

 

 

 

Тема 3.Основы возрастной периодизации.

Онтогенез — процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). Период онтогенеза от оплодотворения яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым, или эмбриональным, развитием (эмбриогенез); после рождения начинается постэмбриональный период.

Эмбриогенез человека делят на периоды, каждый из которых характеризуется определенными особенностями. В мед. практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9 нед., т. е. с момента образования зачатков органов, — плодом. Постэмбриональный период человека делят на возрастные периоды.

 

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский выделял следующие периоды:

кризис новорожденности (до 2 мес.)

младенческий возраст (до 1 года)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (7-13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13-17 лет)

кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

Раннее детство

Младенчество (0—1 год)

Ранний возраст (1—3 года)

Детство

Дошкольный возраст (3—7 лет)

Младший школьный возраст (7—11/12 лет)

Отрочество

Подростковый возраст (11/12—15 лет)

Ранняя юность (от 15 лет)

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет следующие периоды:

Младенчество (от рождения до 1 года)

Раннее детство (1-3 лет)

Игровой возраст, дошкольный (3-6 лет)

Школьный возраст (6-12 лет)

Юность (12-20 лет)

Молодость (20-25 лет)

Взрослость (25-60 лет)

Старость (от 60 лет)

Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.

Теории первой и второй группы могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расходятся в ответе на вопрос о содержании переходов от одного периода к другому.

И, наконец, А.Г. Асмолов, анатизируя теоретически возможные подходы, объясняюшие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций.

Биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами.

Э.Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка.

Социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения, социальных установок и ценностных ориентации. К этому направлению, по-видимому, можно отнести и теории научения, согласно которым приобретение человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.

Персоногенетический подход, во главу угла ставящий «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

К названным А.Г. Асмоловым подходам можно добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, ной социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

Таким образом, большинство психологов соглашаются с тем, что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений и выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства. В первую очередь это объясняется большей сложностью периодизации взрослости, когда развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т. е. принимает качественно новую форму саморазвития.

При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность. т. с. несовпадение у одного человека темпов развития различных процессов (биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разных людей. Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы (профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, образу жизни) является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов.

В большинство существующих возрастных периодизаций охвачен весь онтогенез человека. Разноречивость в определении возрастных границ объясняется разными принципами классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим.

 

 

Существует несколько принятых схем периодизации развития человека в онтогенезе.

При этом критерием деления жизненного цикла на отдельные периоды является, по Аршавскому, способ взаимодействия организма с условиями среды. Под периодом понимается отрезок времени онтогенеза, в течение которого физиологические функции имеют более или менее стабильный характер. Период может быть разделен на отдельные фазы, различающиеся по каким-либо характерным признакам.

Переход от одного периода к другому рассматривается как переломный этап онтогенеза, или критический период, в течение которого происходят преобразования каких- либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и психофизиологическому переформированию организма.

Такие критические периоды имеют место и в пре-, и в постнатальном онтогенезе. В связи с психофизиологической тематикой нас будет интересовать в основном постанатальный отнтогенез, хотя на самом деле для формирования нормальной психики ребенка и взрослого человека небезразлично действие ряда внешних и внутренних факторов и в пренатальном онтогенезе.

 

В основе построения любой из периодизаций возрастного развития лежит критерий, то есть признак, на основании которого производится определение или классификация отдельных периодов развития.

Отсутствие у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов делает проблему возрастной периодизации психического развития одной из самых дискуссионных в психологии. В рамках каждой из теорий личности возникает определенная схема периодизации психического развития. Количество теорий и схем периодизаций настолько велико, что создано большое количество классификаций этих теорий.

Первая из классификаций схем периодизации индивидуального развития личности и ее самосознания выделяет три подхода в зависимости от того, о какой науке идет речь.

В биологии и психофизиологии периодизация строится с учетом критических или сенситивных, периодов, когда организм отличается повышенной чувствительностью к внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, радикально меняющих положение, статус или структуру деятельности индивида. Переход к следующему возрастному периоду, с точки зрения социальной антропологии, должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, основанием для выделения периодов развития можно считать положение человека в системе общественных отношений.

В психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов, сопровождающихся какой-то психологической перестройкой, закономерной и статистически нормальной для данной фазы развития. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте индивид столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от чего зависит глубина и длительность кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

Вторая классификация схем периодизаций, рассматривающих период детства, также разделяется на три группы.

Ко второй группе относятся периодизации, направленные на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды (П.П. Блонский). Г. Салливен, 3. Фрейд и др.).

Требования к критерию периодизации были сформулированы Л.С.Выготским, который указывал: признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: 1) показательным для суждения об общем развитии ребенка; 2) легко доступным наблюдению и 3) объективным. В качестве примера такого признака Л.С. Выготский приводит процесс смены зубов, являющийся информативным показателем биологического созревания, который, по мнению морфологов больше других, соответствует календарному возрасту ребенка. Есть также данные о том, что существует корреляция между темпами смены зубов в дошкольном возрасте и некоторыми аспектами умственного (вербального) развития. Но этот и другие критерии (например, критерий сексуального развития) охватывают слишком короткий период онтогенеза, и, кроме того, будучи частным признаком, не дают представления о сути процессов, происходящих в организме на выделяемых с их помощью этапах развития.

Сближение физиологических и психологических подходов к проблеме возрастной периодизации создает базу для выработки единой концепции периодизации ребенка. Л.С.Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития.

На основании критериев Л.С. Выгодский выделил три группы периодизаций.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. К первой группе относятся попытки периодизации возрастного развития на основе не расчленения самого этого развития, а соотнесения его со ступенчатообразным изменением других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (А Гетчинсон, В. Штерн, Р. Заззо и др.).

Значительная группа периодизаций психического развития ребенка строилась на вычленении какого-либо одного признака.

Во вторую группы периодизаций, по Л.С. Выготскому, можно отнести принцип одного, произвольно выбранного автором внутреннего критерия (Теории Г. Салливена, П.П. Блонского, З. Фрейда).

П.П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) выделять у детей беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

З. Фрейд, рассматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделил в связи с этим оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии, которые соответствуют бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков, существенных особенностей личности в разные этапы ее психического развития (Л.С. Выготский, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский). Авторы этих периодизаций перешли от симптоматического и описательного принципов к выделению существенных особенностей возрастного развития, что привело их к осмыслению его цикличности. Такова, например, попытка А. Гезелла построить периодизацию детского развития исходя из изменения его внутреннего ритма и темпа.

 

 

Антенатальный онтогенез:

1.Герминальный или зародышевый  период. Первая неделя после зачатия.

 2.Эмбриональный период. Вторая - пятая неделя беременности.

3.Фетальный период.32 недели.

1.Герминальный, или собственно  зародышевый период. 
Продолжительность-1неделя. 
Началом этого периода является оплодотворение яйцеклетки. 
Завершением- имплантация образовавшегося бластоциста в слизистую оболочку матки.

2.Период имплантации. 
Продолжительность около 40 часов ~2суток. 
Иногда герминальный период и период имплантации объединяют так как медико-биологическое значение их велико. В этот период 50-70% оплодотворённых яйцеклеток не развивается, а тератогенные факторы вызывают патологию , несовместимую с выживанием зародыша (аплазия  и гипоплазия), или формируют тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.

3.Эмбриональный период. 
Продолжительность 5-6 недель(~1,5 месяца ~44дня). 
В этот период происходит закладка и  органогенез всех внутренних органов будущего ребёнка. Воздействие тератогенных факторов (экзогенных и эндогенных) вызывает эмбриопатии, которые представялют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития. 
Питание зародыша происходит из желточного мешка.

Информация о работе Основы возрастной периодизации