Периодизация психического развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Для начала следует упомянуть о различных видах социальных ролей: основанные на личном достижении – достигнутые, и роли унаследованные, или приписанные.
Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина ) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. ( Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто “достигнутое”; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п. )

Оглавление

Понятие возраста, виды возраста.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.
Периодизация психического развития Ж.Пиаже.
Психо-социальная периодизация Э. Эриксона.
Периодизация психического развития З. Фрейда.
Периодизация психического развития Кольберга.

Файлы: 1 файл

Периодизация психического развития человека..docx

— 52.11 Кб (Скачать)

Центральным для созданной  Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

Личность развивается  ступенчато, переход от одной ступени  к другой предрешен, готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

Общество устроено так, что  развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности".

Эпигенетическая концепция  Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума  модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге  разрешается каждая из этих задач  или как преодолевается кризис.

Общеизвестно, что движущими  силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно  разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации"

Каждый психосоциальный  кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует  здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

Задача личности, таким  образом, заключается в том, что  бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей  стадии развития более адаптивной и  зрелой личностью.

Таблица № 3

Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону

 

Стадия

Возраст

Кризис

Сильная сторона

1

Орально-сенсорная

до 1года

Базальное доверие - базальное  недоверие

Надежда

2

Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия - стыд и сомнение

Сила воли

3

Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность - вина

Цель

4

Латентная

6-12 лет

Трудолюбие - неполноценность

Компетентность

5

Подростковая

12-19 лет

Эго-идентичность - ролевое смешение

Верность

6

Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность - изоляция

Любовь

7

Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность - застой

Забота

8

Поздняя зрелость

65- смерть

Эго-интеграция - отчаяние

Мудрость


Полагая, что перечисленные  восемь стадий представляют собой универсальную  особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" - законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

 

 

    1. Периодизация психического развития З. Фрейда.

 

 Согласно  З. Фрейду, развитие личности соответствует  психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Фрейд выделили пять стадий личностного развития.

Оральная стадия (от 0 до 1 года.) Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка  к чистоплотности ведет к перемещению  удовлетворения либидо в анальную область  тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут  придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно фиксировать  внимания ребенка на необходимости  соблюдать чистоту тела, выражать либо бурную радость удачным действиям  ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Суровость в процессе приучения  к чистоплотности рождает у ребенка  страх потерять контроль над своим  сфинктером, не оправдать ожидания родителей. Непоследовательное поведение  родителей также является фактором, нарушающим развитие на данной стадии. Они хаотично приучают ребенка к  туалету, то ругают, то хвалят его. Такая  неупорядоченность требований и  действий рождает трудности в  регуляции поведения ребенка, что  также нарушает его развитие. Фиксация (застревание, остановка, которая происходит из - за неудовлетворенности реализации либидо через соотвествующие эрогенные зоны) ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление “все” сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убрать все грязное) или упрямство (немотивированное, систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие люди).

Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать  половые отличия мальчиков и  девочек. На фаллической стадии развивается  Эдипов комплекс у мальчиков и  комплекс Электры у девочек. Суть комплекса состоит в том, что  ребенок испытывает нежные чувства  к родителю противоположного пола и  агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает  соперником и подсознательно хочет  “устранить”. Конфликт, связанный  с эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Комплекс Эдипа может быть рассмотрен как необходимый этап психосексуального развития ребенка. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, то есть, должно быть представление не только о мужском, но и о женском. Возникающая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представление, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим.

Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (когда ребенок отождествляет  себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем выбор партнера, как  заместителя родителя (жена -мать, муж -отец).

Латентный период (от 6 до 11 лет). Само, название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Характерно явное снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Обучение и социализация становятся центральными моментами данного этапа. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Фрейд не указывает на возможности фиксации, на этой стадии развития. Однако можно предположить, что недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к фиксации в виде психического инфантилизма, неадекватного понимания своей половой роли и половой роли противоположного пола.

Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться  на половое удовлетворения с партнерами противоположного пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить. Любить другого человека ради него самого, а не потому что он соответствует подсознательным установкам, сложившимся в результате фиксаций на предыдущих стадиях.

Теория З.Фрейда сводит все богатство человеческой личности к психосексуальному развитию. Занимая важное место в человеческой жизни, психосексуальное развитие не может служить единственным стержнем личностного становления. Более того, представляя развитие личности как развертывание некой биологически заданной энергии, Фрейд по сути отказывает человеку в возможности собственного выбора, самосовершенствования. Особенно энергичную критику вызывает утверждение Фрейда о большем личностном совершенстве мужчин по сравнению с женщинами. “Неполноценность” женского развития кроется в их подсознательной зависти к пенису, что препятствует психосексуальному, а, следовательно, личностному развитию.

Ограничения концепции  развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности ( эпи от греч. - сверх, после, + генез - развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют стадии развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса данной стадии будет определять возможность последующего расцвета личности.

Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго (Я) - идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека.

Таким образом, безусловным достоинством периодизации психосоциального развития Э.Эриксона является классификация всего жизненного цикла человека и построение периодизации на основе анализа центрального звена личности человека - его Я.

 

    1. Периодизация психического развития Кольберга.

 

Идеи Пиаже об этапах психического развития детей стали  отправной точкой для исследований Леонарта Кольберга, одним из основных открытий которого стала теория развития нравственности у детей.

Кольберг исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за Пиаже Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах Кольберг ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного) и анализировал систему их рассуждений. Это дало ему возможность выделить три уровня развития нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух стадий:

Информация о работе Периодизация психического развития человека