Периодизация психического развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Для начала следует упомянуть о различных видах социальных ролей: основанные на личном достижении – достигнутые, и роли унаследованные, или приписанные.
Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина ) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. ( Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто “достигнутое”; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п. )

Оглавление

Понятие возраста, виды возраста.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.
Периодизация психического развития Ж.Пиаже.
Психо-социальная периодизация Э. Эриксона.
Периодизация психического развития З. Фрейда.
Периодизация психического развития Кольберга.

Файлы: 1 файл

Периодизация психического развития человека..docx

— 52.11 Кб (Скачать)

Усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мира общения);

Усвоение операционно-технической  сферы (усвоение предметного мира).

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.

Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет – кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.

 

Таблица №1

Эпоха

Период

Кризисы

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Раннее детство

Младенчество (от рождения до 1 года)

Новорожденности

Непосредственное эмоциональное  общение

Формирование потребности  в общении, эмоциональном отношении

Раннее возраст (1-3 лет)

1 года

Предметно-манипулятивная

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

Детство

Дошкольный возраст (3-6 лет)

3 лет

Ролевая игра

Стремление к общественно  значимой деятельности

Младший школьный возраст (6) 7-11 лет)

7 лет

Учебная

Произвольность психических  процессов, внутренний план действий

Подростничество

Подростничество (11-14 лет)

11-12 лет

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое  отношение к людям, стремление к  взрослости, подчинение коллективным нормам

Ранняя юность (15-17 лет)

15 лет

Учебно-профессиональная

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.


Итак, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представляется следующим образом:

Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину

I. Эпоха раннего детства  (до 3-х лет).

Младенчество (до 1 года). Младенец живет в специфической социальной ситуации развития полной беспомощности  и единственным средством, опосредующим все его проявления, является взрослый. Именно мать всегда находится рядом  с ребенком, поэтому отношения  ребенка к действительности с  самого начала имеют социальный характер: ведущий вид деятельности младенца – эмоциональное общение. К 2 месяцам  у ребенка появляется комплекс оживления  на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция; к 6 месяцам деятельность общения  развивается: ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему  игрушку, включают в общение через  предмет, побуждают к действиям  с ним.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход  к предметным действиям. Начинается формирование практического и сенсомоторного интеллекта.

Ранний возраст (1-3). Ведущий  вид деятельности этого периода  – предметно-манипулятивный. Ребенок овладевает действиями с предметами (ложкой, карандашом, ведром и т.д.), самостоятельно открывает дверь, пересыпает песок. Это опеперационально-техническая фаза.

В этом возрасте предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка  и практически не отделено от них. Но к 3-м годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми («Я», «Я сам»).

II. Эпоха детства (3-11 лет).

Дошкольный возраст (3-7лет).

Стремление к самостоятельности  выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей  в процессе труда. Благодаря игровым  приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

Младший школьный возраст (7-11 лет).

Это фаза операционно-технической  деятельности, в основном учебной. Ребенок  учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и  познавательные способности, развивается  система отношений ребенка с  окружающими – его собственная  практика взаимоотношений с другими  людьми. Но приходит время, и он хочет  подражать поведению взрослых, хочет  равноправного отношения к себе.

III. Подростничество (11-17 лет).

Младшее подростничество (11-17 лет).

Появляется новая деятельность – деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения.

Важно, чтобы круги общения  ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный  возраст»).

Ранняя юность – старшее подростничество (14-17 лет).

У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные  возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих  свойств и качеств – возрастная сензетивность т.е. повышенная чувствительность для развития определенного свойства психики.

Так, раннее детство –  наиболее благоприятный возраст  для развития речи, младший школьный – для развития учебных навыков  и умений.

В каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т.е. насыщение возраста тем, что  ему требуется для развития нужных в этот момент функций. Но нельзя применять  искусственную акселерацию (ускорение), так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить  развитие.

 

3. Переодизация психического развития Ж. Пиаже

Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного  возраста мира и собственного Я (своих  действий, мыслей), анимизм (одушевление  мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом. Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской логики, для которой свойственны:

· синкретизм (от греч. syn -- с, вместе и лат. cresco -- расту, увеличиваюсь) -- это особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.

· нечувствительность к противоречиям;

· переход от частного к  частному без обращения к общему;

· непонимание относительности  некоторых понятий;

Кроме того, эгоцентризм  проявляется в эгоцентрической  речи. Пиаже считает, что детская  речь эгоцентрична, поскольку ребенок  говорит лишь "со своей точки  зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок  думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника  и действительно сообщить ему  что-либо. Для него важен лишь интерес  со стороны собеседника.

По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой  точек зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент  эгоцентрической речи (эгоцентрическая  речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка  и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между  детьми-ровесниками. С возрастом  коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:

1. В 3 года он достигает  наибольшей величины (75% от всей  спонтанной речи);

2. От 3 до 6 лет -- постепенно убывает;

3. После 7 лет практически  исчезает совсем;

В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения  принуждения, процент эгоцентрической  речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что  субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. Впоследствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.

Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие  периоды:

· период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);

· период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 - 7 лет);

· период формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).

Пиаже рассматривал психическое  развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей  степени генетически, нежели воспитанием  и обучением.

4. Периодизация психического  развития Д.Б. Эльконина

Д.Б. Эльконин выделил два типа деятельности ребенка: 1) в который происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и освоение ее мотивов и задач; 2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.

Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и в поведении ребенка.

Таблица № 2

Возрастной период

Ведущая деятельность

Тип деятельности

Младенчество 

Непосредственно - эмоциональное  общение 

I

Ранний возраст 

Предметно - манипулятивная деятельность

II

Дошкольный возраст 

Ролевая игра

I

Младший школьный возраст 

Учебная деятельность

II


Без знаний новообразований  возрастного периода, ведущего вида деятельности, без учета социальной ситуации развития ребенка в каждый из периодов, декларация «учета возрастных особенностей» остается пустым звуком.

 

    1. Психо-социальная периодизация Э. Эриксона.

 

Развитие психики человеческого  индивида - это обусловленный и  вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это - внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Онтогенез человеческой психики  носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез  путем создания необходимых для  него естественных предпосылок и  социальных условий. Человек рождается  с природными возможностями человеческого  психического развития, которые реализуются  в общественных условиях его жизни  с помощью средств, созданных  обществом.

Соответственно, некоторые  теоретики предложили стадиальную  модель для понимания фаз роста  и развития в жизни человека. В  качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд особенностей детских представлений о мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так же создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.

Информация о работе Периодизация психического развития человека