Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:16, контрольная работа
Для начала следует упомянуть о различных видах социальных ролей: основанные на личном достижении – достигнутые, и роли унаследованные, или приписанные.
Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина ) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. ( Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто “достигнутое”; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п. )
Понятие возраста, виды возраста.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.
Периодизация психического развития Ж.Пиаже.
Психо-социальная периодизация Э. Эриксона.
Периодизация психического развития З. Фрейда.
Периодизация психического развития Кольберга.
Усвоение мотивационно-
Усвоение операционно-
Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.
Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет – кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.
Таблица №1
Эпоха |
Период |
Кризисы |
Ведущая деятельность |
Основные новообразования |
Раннее детство |
Младенчество (от рождения до 1 года) |
Новорожденности |
Непосредственное |
Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении |
Раннее возраст (1-3 лет) |
1 года |
Предметно-манипулятивная |
Развитие речи и наглядно-действенного мышления | |
Детство |
Дошкольный возраст (3-6 лет) |
3 лет |
Ролевая игра |
Стремление к общественно значимой деятельности |
Младший школьный возраст (6) 7-11 лет) |
7 лет |
Учебная |
Произвольность психических процессов, внутренний план действий | |
Подростничество |
Подростничество (11-14 лет) |
11-12 лет |
Интимно-личностное общение |
Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, подчинение коллективным нормам |
Ранняя юность (15-17 лет) |
15 лет |
Учебно-профессиональная |
Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы. |
Итак, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представляется следующим образом:
Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину
I. Эпоха раннего детства (до 3-х лет).
Младенчество (до 1 года). Младенец
живет в специфической
На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к предметным действиям. Начинается формирование практического и сенсомоторного интеллекта.
Ранний возраст (1-3). Ведущий вид деятельности этого периода – предметно-манипулятивный. Ребенок овладевает действиями с предметами (ложкой, карандашом, ведром и т.д.), самостоятельно открывает дверь, пересыпает песок. Это опеперационально-техническая фаза.
В этом возрасте предметные
действия служат для ребенка способом
налаживания межличностных
II. Эпоха детства (3-11 лет).
Дошкольный возраст (3-7лет).
Стремление к
Младший школьный возраст (7-11 лет).
Это фаза операционно-технической
деятельности, в основном учебной. Ребенок
учится читать, писать. В процессе учения
формируются интеллектуальные и
познавательные способности, развивается
система отношений ребенка с
окружающими – его собственная
практика взаимоотношений с другими
людьми. Но приходит время, и он хочет
подражать поведению взрослых, хочет
равноправного отношения к
III. Подростничество (11-17 лет).
Младшее подростничество (11-17 лет).
Появляется новая деятельность – деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения.
Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).
Ранняя юность – старшее подростничество (14-17 лет).
У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.
Таким образом, в каждом возрастном
периоде существуют оптимальные
возможности для наиболее эффективного
формирования и развития определенных
психологических и
Так, раннее детство – наиболее благоприятный возраст для развития речи, младший школьный – для развития учебных навыков и умений.
В каждый возрастной период
следует проводить
3. Переодизация психического развития Ж. Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом. Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской логики, для которой свойственны:
· синкретизм (от греч. syn -- с, вместе и лат. cresco -- расту, увеличиваюсь) -- это особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.
· нечувствительность к противоречиям;
· переход от частного к частному без обращения к общему;
· непонимание относительности некоторых понятий;
Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
По Пиаже, ребенок не осознает
различия собственной и чужой
точек зрения. Однако важно отметить,
что эгоцентрическая речь не охватывает
всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент
эгоцентрической речи (эгоцентрическая
речь/вся спонтанная речь) изменчив
и зависит от активности самого ребенка
и от типа социальных отношений, установившихся
между ребенком и взрослым и между
детьми-ровесниками. С возрастом
коэффициент эгоцентрической
1. В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной речи);
2. От 3 до 6 лет -- постепенно убывает;
3. После 7 лет практически исчезает совсем;
В среде, где господствует
авторитет взрослого и
Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. Впоследствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.
Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие периоды:
· период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);
· период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 - 7 лет);
· период формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).
Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и обучением.
4. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконин выделил два типа деятельности ребенка: 1) в который происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и освоение ее мотивов и задач; 2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.
Переходы между различными
возрастными периодами
Таблица № 2
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
Тип деятельности |
Младенчество |
Непосредственно - эмоциональное общение |
I |
Ранний возраст |
Предметно - манипулятивная деятельность |
II |
Дошкольный возраст |
Ролевая игра |
I |
Младший школьный возраст |
Учебная деятельность |
II |
Без знаний новообразований возрастного периода, ведущего вида деятельности, без учета социальной ситуации развития ребенка в каждый из периодов, декларация «учета возрастных особенностей» остается пустым звуком.
Развитие психики
Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.
Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд особенностей детских представлений о мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так же создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.
Информация о работе Периодизация психического развития человека