Патопсихологическая диагностика и психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:37, реферат

Краткое описание

Данная работа не ставит целью дать исчерпывающее изложение всех разделов патопсихологии. Она вводит читателя в проблемы нарушения умственной работоспособности, проблемы нарушения мышления, методологию построения эксперимента в психиатрической клинике, некоторые вопросы нарушения мотивационной сферы, распада и развития психики.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
1. ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ
3. ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА
ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
4. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
5. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ.
1) Маниакально-депрессивный психоз.
2) Эпилепсия
3) Старческое слабоумие
4) Алкоголизм
5) Олигофрения
III. ПСИХОТЕРАПИЯ

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
9.ЛИТЕРАТУРА.

Файлы: 1 файл

Реферат оконч.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

Из сказанного вытекают два принципа подбора экспериментально-психологических  методик. Это, во-первых, сочетание методик, позволяющих более полно и  всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности. Например, при исследовании памяти употребляются пробы на заучивание искусственных звукосочетаний, слов и ассоциативных пар слов, применяются методики, позволяющие судить о кратковременной и долговременной памяти, о непосредственном и опосредованном запоминании и т. д. Во-вторых, сочетание близких по направленности методик позволяет судить о достоверности, надежности полученных результатов. Данные, получаемые в клинико-психологическом эксперименте с помощью одной методики, всегда желательно подтвердить результатами, полученными с помощью других методик. 

В выборе методик  патопсихологического исследования могут  играть существенную роль следующие  обстоятельства.

1. Цель исследования—дифференциальная диагностика (в зависимости от предполагаемых 
заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии. 
Там, где-предполагается шизофренический процесс, применяются одни методики исследования, 
при обследовании больного эпилепсией с целью установления выраженности интеллектуально- 
мнестических   расстройств   —   другие.   Для   многократных   исследований   в   ходе   лечения 
избираются   методики,   располагающие   значительным   количеством   равных   по   трудности 
вариантов заданий.

  1. Образование больного и его жизненный опыт, например, недостаточно грамотному 
    испытуемому не следует давать задания по методике образования сложных аналогий.
  2. Иногда существенную роль играют особенности контакта с больным. Так, нередко 
    приходится  обследовать  больного  с нарушением деятельности  слухового  или  зрительного 
    анализатора. При глухоте максимально используются задания, рассчитанные на зрительное 
    восприятие.   Даже   в   пробе   на   запоминание   слова   испытуемому   не   зачитываются,   а 
    предъявляются в письменном виде. При плохом зрении, наоборот, все методики варьируются 
    для слухового восприятия.

ПРОВЕДЕНИЕ  ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА

ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 

Перед началом эксперимента необходимо убедиться в отсутствии каких-либо интеркуррентных соматических заболеваний. Препятствием для исследования является получение больным психотропных средств (следует оговорить возможность  проведения обследования больного, получившего  воздействующие на течение нервных  процессов лекарства, в тех случаях, когда это предусмотрено задачей  психологического эксперимента). Нежелательно проведение исследования после бессонной  ночи, физического переутомления, при  чувстве голода или, наоборот, непосредственно  после еды. Повторные исследования желательно проводить в то же время  дня, что и первичные . Ознакомление с историей болезни и состоянием больного позволяет исследующему уточнить задачу, поставленную перед ним клиницистами, и наметить предварительный план исследования — выбор методик, очередность их применения. Беседу с больным начинают с расспроса паспортных данных, на основании чего составляют первое суждение о состоянии у больного мнестической функции. В дальнейшем в беседе уточняется состояние памяти (кратковременной и долговременной), его внимания, характеризуется состояние сознания. Определяется ориентировка больного во времени, месте и собственной личности, как хорошо он помнит даты собственной жизни и общеизвестных исторических событий. Эти вопросы должны быть заданы в ходе непринужденной, естественной беседы и ни в коем случае не должны напоминать экзамен, определяющий психическую полноценность больного. В тех случаях, когда предполагаются расстройства памяти, обязательно надо выяснить, как сам больной оценивает свою память. В беседе выявляется наличие или отсутствие сознания болезни, отношение больного к помещению его в психиатрическую больницу и к факту проведения патопсихологического исследования.

Необходима как  можно более полная и точная запись исследующим обстоятельств проводимого опыта. Особенно важно точно регистрировать рассуждения обследуемого по поводу решения предложенных ему заданий.   Мотивировка решения нередко дает  больше  материала для выводов,   чем   одна регистрация его. Ведение протокола важно и потому, что позволяет иллюстрировать заключение исследующего конкретными фактами. Правильное ведение протокола исследования позволяет впоследствии строить обобщения, анализируя данные обследований специально подобранных групп больных. Протоколы исследований лучше вести на отдельных листах, которые затем скрепляются. В начале протокола идут его номер по регистрационному журналу, дата, обозначается отделение и указывается фамилия и инициалы больного. В журнале, помимо этих сведений, отмечается возраст обследуемого, диагноз, а также указывается, первичное это исследование или повторное. Желательно также вести алфавитную книгу по годам, которая поможет при необходимости найти протокол предыдущего обследования данного больного. Протоколы хранятся в папках в хронологическом порядке. Обычно патопсихологические исследования психически больных производятся без какой-либо сложной аппаратуры, и это существенно уменьшает ту искусственность, которая возникает при применении в лаборатории специального оборудования, сложных устройств, кабин и приближает исследование к «естественному эксперименту». По определению А. Ф. Лазурского (1925), естественный эксперимент — это попытка совместить произвольное вмешательство, являющееся характерным признаком всякого эксперимента, в психическую жизнь человека со сравнительной простотой и естественной обстановкой опыта. Важным и нередко очень трудным представляется заключительный этап исследования — анализ полученных в эксперименте фактов, их обобщение и подготовка заключения, которое должно отражать качественные особенности течения психических процессов у обследуемого. При этом важна не столько характеристика .данных, полученных с помощью отдельных методик, сколько умение обобщить их, выделив таким образом основные нарушения психической деятельности. Заключение всегда должно быть ответом на вопрос, который поставлен клиницистом перед патопсихологом. 

В заключении указываются  обнаруженные при исследовании особенности  памяти, внимания обследуемого, темп его  сенсомоторных реакций, отсутствие или наличие признаков повышенной истощаемости психических процессов, характер эмоционально-личностных проявлений. Иногда не меньшую роль может играть констатация патопсихологом отсутствия у обследуемого тех или иных психических расстройств.

В заключении нельзя ограничиваться перечнем применявшихся  в процессе исследования методик  и регистрацией факта выполнения или невыполнения обследуемым предложенных ему заданий. На основе анализа данных эксперимента необходимо выделить ведущие  патопсихологические особенности  аналогично тому, как психиатр на одном  из этапов врачебного мышления вычленяет  в клинической картине заболевания  доминирующий синдром.  
 
 
 
 
 

    III.ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапия (от греч. ψυχή — «душа», «дух» + греч. θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Следует отличать понятие  психотерапии как от психиатрии, так и от психологии.

 

Определение понятия

На сегодняшний  день в мире не существует единого  взгляда на определения понятия  «психотерапия». Но благодаря усилиям  Европейской психотерапевтической ассоциации, в европейских странах  проводится большая работа по стандартизации законодательной базы Евросоюза  согласно определению психотерапии в рамках Страсбургской декларации. Этот документ лаконично и точно  определяет современное понятие  психотерапии:

Страсбургская Декларация:

    1. Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
    2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
    3. Гарантированным является разнообразие терапевтических методов;
    4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
    5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ  ХАРАКТЕР ПСИХОТЕРАПИИ И ЕЕ ОСНОВЫ

Психотерапия как  система, использующая для лечебного  воздействия

психологические средства, является точкой пересечения ряда областей знания:

медицины, психологии, социологии, педагогики и др. Интердисциплинарность как

понятие получила особое распространение в связи с научно-техническим

прогрессом, когда  стали возникать быстро развивавшиеся пограничные

дисциплины и одновременно происходила дифференциация областей науки,

опиравшихся на различные  традиционные дисциплины (их способы  подхода к

проблеме и методы), например социальной антропологии, молекулярной биологии

и др. Специфика психотерапии заключается в том, что ее объектом и

одновременно инструментом служит одно из наиболее сложных образований —

человеческая психика. В связи со сложностью объекта  психотерапии возникает

необходимость включения  и использования достижений, методов и способов

работы из других областей науки.

Несмотря на очевидный  интердисциплинарный характер психотерапии, она,

конечно, остается лечебной медицинской специальностью, а учет и разработка ее

клинических основ  имеют сегодня по-прежнему первостепенное значение

(Карвасарский). И как лечебный метод психотерапия, так или иначе, тесно

связана со всеми другими клиническими дисциплинами. Современное понимание

болезни как биопсихосоциального явления ведет к признанию наличия

психотерапевтических  задач практически во всех клинических дисциплинах.

Интердисциплинарный характер психотерапии определяется широким

использованием ее прежде всего при психогенных расстройствах, в патогенезе

которых сложнейшим образом сочетаются в качестве ведущих  психосоциальные

факторы и в различной  степени выраженности факторы биологической  природы. При

соматических заболеваниях применение психотерапии предполагает знание

соответствующих разделов внутренних болезней, психосоматических соотношений.

Интердисциплинарный характер психотерапии проявляется также в лечебно-

реабилитационном  процессе при широком круге заболеваний, особенно при

хроническом их течении (Кабанов). В ходе реабилитации с каждом этапом

возрастает необходимость  все более интенсивного включения  больного в

социальную жизнь (вначале в терапевтической, а  затем и во в не

терапевтической среде), поэтому психотерапевтические мероприятия приобретают

важную роль. Поле действия психотерапии достаточно широкое, и при

соответствующих модификациях психотерапевтические методы могут быть

использованы также  для решения психогигиенических, психопрофилактических и

иных задач.

Психотерапия тесно  связана также с общей и  медицинской психологией,

социологией, социальной психологией. В психотерапевтической работе с

группами пациентов особое значение имеют феномены и закономерности

социальных интеракций, коммуникации, групповой динамики. Этим обусловлено

тесное сотрудничество в лечебной практике врача-психотерапевта и психолога. В

свою очередь, психотерапия способствует развитию социальных наук благодаря

исследованиям, опирающимся на специфический научный подход. Ввиду включения

в психотерапию все  большего числа специальных конкретных приемов расширяются

ее связи «искусством, музыкой, лингвистикой и с другими областями знаний с

учетом значения их достижений для психотерапевтического  процесса.

Интердисциплинарный характер психотерапии отражается также в организации

психотерапевтической  службы и образования в области  психотерапии.

Расширяется сеть психотерапевтических кабинетов поликлиник и стационаров.

Психотерапия включается в территориальные программы  обязательного

медицинского страхования, увеличивается количество кабинетов психологической

коррекции на промышленных предприятиях, служб психологического

консультирования. Интеграция психотерапии в медицину осуществляется и через

семейных врачей, врачей разных специальностей — невропатологов, кардиологов,

онкологов и др.

Новые требования к  психотерапии, более четкое определение  ее места среди

Информация о работе Патопсихологическая диагностика и психотерапия