Патопсихологическая диагностика и психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:37, реферат

Краткое описание

Данная работа не ставит целью дать исчерпывающее изложение всех разделов патопсихологии. Она вводит читателя в проблемы нарушения умственной работоспособности, проблемы нарушения мышления, методологию построения эксперимента в психиатрической клинике, некоторые вопросы нарушения мотивационной сферы, распада и развития психики.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
1. ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ
3. ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА
ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
4. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
5. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ.
1) Маниакально-депрессивный психоз.
2) Эпилепсия
3) Старческое слабоумие
4) Алкоголизм
5) Олигофрения
III. ПСИХОТЕРАПИЯ

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
9.ЛИТЕРАТУРА.

Файлы: 1 файл

Реферат оконч.docx

— 46.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Психология»

на  тему: «Патопсихологическая диагностика и  психотерапия» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                    Выполнили:

                                                                                                                                                              Титова Евгения

                                                                                                                 Рожнова Дарья

                                                                                                                Миронова Юлия

                                                                                                           Просекова Евгения

                                                                                                                 Якушина Елена

                                                                                                                 Левкина Мария 
 

                                                                                                                      Проверила:

                                                                                                                  Творогова Н.Д. 
 
 
 
 

План:

    1. ВВЕДЕНИЕ.
    2. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
  1. ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  1. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ
  2. ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА 
    ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
  3. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
  4. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ.
    1. Маниакально-депрессивный психоз.
    1. Эпилепсия
    2. Старческое слабоумие
    3. Алкоголизм
    4. Олигофрения 
 
    1. ПСИХОТЕРАПИЯ

       

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

9.ЛИТЕРАТУРА. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.ВВЕДЕНИЕ

За последние  годы психологическая наука значительно  расширила и обогатила свои связи  с медицинской практикой, прежде всего с психиатрической.

Это направление, получившее название экспериментальной  патопсихологии, тесно связано с  практическими задачами психиатрии: дифференциально-диагностическими, установлением  структуры и степени снижения, динамики психических нарушений  под влиянием лечения и др.

Не меньшее  значение имеет эта область знания для теоретических проблем психологии и психиатрии. Изучение патологически  измененных психических процессов  помогает осветить на некоторые вопросы  строения и формирования психической  деятельности. Данные патопсихологических  исследований имеют большое значение и в преодолении биологизаторских тенденций при трактовке психики человека.

Данная  работа не ставит целью дать исчерпывающее  изложение всех разделов патопсихологии. Она вводит читателя в проблемы нарушения  умственной работоспособности, проблемы нарушения мышления, методологию  построения эксперимента в психиатрической  клинике, некоторые вопросы нарушения  мотивационной сферы, распада и  развития психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Патопсихологический эксперимент существенно отличается от других видов эксперимента, применяемых  в медицине, например в физиологии, биохимии, микробиологии. Патопсихологический  эксперимент, как и любой другой тип психологического эксперимента,—  это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности  психической деятельности человека в ее патологии (поскольку речь идет о патопсихологии). Для такого эксперимента характерно вызывание психических  процессов в строго определенных условиях, учитываемых исследователем, и возможность изменения течения  этих процессов по заранее намеченному  плану.

Наряду с общими чертами, присущими патопсихологическому эксперименту и экспериментально-психологическому исследованию психически здоровых, между ними имеются и существенные различия.

Основное различие обусловлено тем, что патопсихолог обследует пациента, страдающего  психическим заболеванием. Это значительно  сказывается на технике проведения эксперимента, его продолжительности, необходимости учета отношения  обследуемого к ситуации эксперимента. В ряде случаев экспериментатор  в ходе опыта, в связи с выявляющимися  при этом особенностями поведения  больного, вынужден существенно изменять свою тактику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше, методики и т. п.

Патопсихолог должен, насколько это возможно, представлять отношение обследуемого к ситуации исследования, цели и мотивы его деятельности в процессе выполнения экспериментальных заданий и постоянно сопоставлять с ними получаемые при исследовании результаты. При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависимости от цели исследования мотивы, которыми руководствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда совпадают, особенно при экспертной направленности исследования.

В психиатрической  клинике патопсихологическое исследование преследует следующие задачи.

1. Получение данных для диагностики. Данные эти носят вспомогательный характер и их 
ценность обнаруживается при сопоставлении с результатами клинического наблюдения и в ряде 
случаев        с        результатами        других        лабораторных        исследований        (например, 
электроэнцефалографии).

Понятно, что патопсихолог не может ставить перед собой  задачу нозологической диагностики  в каждом отдельном случае в связи  с получаемыми им данными психологического исследования. Нозологический диагноз  — это задача клинициста-психиатра, который для решения ее как  раз и должен правильно оценивать  результаты патопсихологического исследования. В то же время патопсихолог должен помнить о том, что конечная цель комплексного обследования, в котором он принимает участие,— это постановка диагноза, и обнаруженные им особенности психической деятельности больного именно в этом отношении представляют особый интерес (если, конечно, исследование с самого начала не преследует другие цели, о которых речь идет дальше).

Нередко патопсихологическое  исследование способствует раннему  выявлению симптомов психического заболевания и устанавливает  их своеобразие. Так, при клинической  картине заболевания внешне иногда оформляющейся по неврозоподобному типу, патопсихолог при специальном исследовании находит характерные для шизофрении расстройства мышления и эмоциональности. Этим облегчается ранняя диагностика атипично дебютирующего шизофренического процесса и появляется возможность своевременного начала активной терапии. Или же при начальных признаках мозгового органического заболевания патопсихолог иногда обнаруживает изменения психических процессов, позволяющие рано дифференцировать сосудистую, опухолевую или атрофическую природу заболевания. Нередко потребность в уточнении структуры психического дефекта представляется весьма существенной и при большой давности болезни, когда врачу мало известна симптоматика, которой манифестировал психоз. Так, психиатры сталкиваются с психопатоподобными состояниями, при которых оказывается трудной дифференциальная диагностика между психопатией и психопатоподобными изменениями личности после шизофрении или нейроинфекции. В этих случаях обнаружение при исследовании личностных изменений и патологии мышления по шизофреническому типу или же изменений памяти, явлений повышенной истощаемости, нарушений подвижности психических процессов, присущих органическим поражениям головного мозга, значительно облегчает решение клинико-диагностической задачи.

2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией. 
Многократно проводимые в процессе лечения патопсихологические исследования могут быть 
объективным   показателем   влияния   терапии   на   течение    болезни,    свидетельствуют   об эффективности проводимого лечения, а также характеризуют особенности наступления ремиссий и структуры формирующегося при этом психического дефекта, если речь идет о процессуальном заболевании. Другими словами, при этом изучаются особенности воздействия лечебного средства на психоз. Здесь можно выделить два фактора, важных для дальнейшей врачебной тактики: первый— роль структуры психического дефекта в построении последующих реабилитационных мероприятий, второй — известное прогностическое значение определяемого при исследовании состояния психической деятельности больного в связи с лечением.

3. Участие в экспертной  работе. Психологические исследования  имеют важное значение в проведении судебно-психиатрической экспертизы. Психолог при этом не только предоставляет данные, облегчающие решение диагностических вопросов, но и объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта. В судебно-психиатрической практике важно не только установить наличие ослабоумливающего процесса, но и определить степень выраженности слабоумия. Именно выраженностью слабоумия в ряде случаев определяется выносимое экспертное суждение. Например, .мало диагностировать эпилепсию; следует, если правонарушение совершено не во время припадка или эквивалента, обязательно установить выраженность психического дефекта, глубины эпилептического слабоумия. То же самое относится и к олигофрении — экспертное заключение не ограничивается, например, констатацией дебильности, но уточняет и степень ее выраженности.

4. Участие в реабилитационной  работе. *Современная психиатрия  особое значение придает работе  по реабилитации и ресоциализации больных. Психиатр не ограничивается проведением активной терапии и назначением больному шизофренией поддерживающих доз лекарственных средств, но должен позаботиться и о восстановлении больным его положения в обществе — в семье, на производстве.

5. Исследование  недостаточно   изученных  психических  заболеваний.   Патопсихологические исследования   проводятся   с   научной   целью   для   анализа   еще   недостаточно   изученных психопатологических проявлений тех или иных психических заболеваний.  При такой  постановке задачи, как правило, проводится исследование больших групп больных, подбираемых по наличию у них изучаемых психопатологических симптомов. Здесь особую роль приобретает статистическая достоверность получаемых данных. В этом состоит одно из отличий такого рода исследований   от   исследований,   преследующих   цели   дифференциальной   диагностики   и экспертизы, где речь идет об обследовании отдельных больных и достоверность результатов достигается   другими   способами,   например,   употреблением   сходных   по   направленности 
экспериментальных методик.

6.Участие  в   психотерапии.  Здесь,  как и  в  проведении реабилитационных  мероприятий, 
психолог должен работать под руководством врача-психиатра, психотерапевта и выполнять поставленные   им   задачи   как   психодиагностического,   так   и   социально-психологического характера. Естественно, что такая деятельность требует обучения психологов психотерапии. М.И. Буянов и А. И. Захаров (1983) даже ставят вопрос о профилизации студентов-психологов по психодиагностике    и    клинической    психологии,    понимая    под    последней    клинически ориентированную социально-психологическую работу. Применительно к психотерапии можно выделить специфические задачи патопсихологического исследования. Это, во-первых, участие патопсихолога в диагностике психического заболевания, так как от решения этих  вопросов  зависит объем показаний к психотерапии  и выбор   ее  наиболее адекватных "форм и места проведения (в стационаре или амбулаторно). Во-вторых, патопсихологическое исследование способствует обнаружению таких личностных свойств больного, на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое внимание.
 
 
 

                       МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ. 

На вооружении патопсихологов находится множество экспериментальных  методик, с помощью которых исследуются  особенности психических процессов  и состояний.

Используемые в  патопсихологических исследованиях  методики характеризуются направленностью  на звенья психических процессов. В  патопсихологических методиках  воссоздаются конкретные ситуации. Разрешение их требует от обследуемого определенного  вида деятельности, изучение которого и является целью проводимого  исследования. В психологическом  эксперименте моделируется некая проблемная ситуация, требующая раскрытия, так  как отдельные, входящие в эту  ситуацию элементы находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Рубинштейн, 1958). Решение  экспериментального задания сводится к раскрытию взаимоотношений  между элементами проблемной ситуации в результате ее анализа и к  поискам адекватного способа  приведения составных частей ситуации в соответствие.

Разделение патопсихологических  методик на качественные и психометрические, т. е. служащие для измерения тех  или иных психических функций, не обоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности больных, доступны в большинстве  случаев статистической обработке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью материала неправомерно и приводит к ошибочным выводам. С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность. Так, особенности течения ассоциаций обнаруживаются при исследовании методиками классификации, исключения, в ассоциативном эксперименте, в пиктограммах. Один и тот же психический дефект обнаруживается при исследовании различных проявлений психической деятельности обследуемого — так эмоциональное уплощение может выступить при исследовании столь различными методиками, как проба на запоминание, пиктограммы, с помощью картинок с эмоциональным подтекстом, при определении уровня притязаний.

Информация о работе Патопсихологическая диагностика и психотерапия