Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:37, реферат
Данная работа не ставит целью дать исчерпывающее изложение всех разделов патопсихологии. Она вводит читателя в проблемы нарушения умственной работоспособности, проблемы нарушения мышления, методологию построения эксперимента в психиатрической клинике, некоторые вопросы нарушения мотивационной сферы, распада и развития психики.
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
1. ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ
3. ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА
ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
4. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
5. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ.
1) Маниакально-депрессивный психоз.
2) Эпилепсия
3) Старческое слабоумие
4) Алкоголизм
5) Олигофрения
III. ПСИХОТЕРАПИЯ
8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
9.ЛИТЕРАТУРА.
Реферат
по дисциплине «Психология»
на
тему: «Патопсихологическая
диагностика и
психотерапия»
План:
8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
9.ЛИТЕРАТУРА.
I.ВВЕДЕНИЕ
За последние
годы психологическая наука
Это направление,
получившее название экспериментальной
патопсихологии, тесно связано с
практическими задачами психиатрии:
дифференциально-
Не меньшее
значение имеет эта область знания
для теоретических проблем
Данная
работа не ставит целью дать исчерпывающее
изложение всех разделов патопсихологии.
Она вводит читателя в проблемы нарушения
умственной работоспособности, проблемы
нарушения мышления, методологию
построения эксперимента в психиатрической
клинике, некоторые вопросы нарушения
мотивационной сферы, распада и
развития психики.
II.ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Патопсихологический
эксперимент существенно
Наряду с общими
чертами, присущими патопсихологическому
эксперименту и экспериментально-
Основное различие обусловлено тем, что патопсихолог обследует пациента, страдающего психическим заболеванием. Это значительно сказывается на технике проведения эксперимента, его продолжительности, необходимости учета отношения обследуемого к ситуации эксперимента. В ряде случаев экспериментатор в ходе опыта, в связи с выявляющимися при этом особенностями поведения больного, вынужден существенно изменять свою тактику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше, методики и т. п.
Патопсихолог должен, насколько это возможно, представлять отношение обследуемого к ситуации исследования, цели и мотивы его деятельности в процессе выполнения экспериментальных заданий и постоянно сопоставлять с ними получаемые при исследовании результаты. При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависимости от цели исследования мотивы, которыми руководствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда совпадают, особенно при экспертной направленности исследования.
В психиатрической
клинике патопсихологическое
1. Получение данных для
диагностики. Данные эти носят вспомогательный
характер и их
ценность обнаруживается при сопоставлении
с результатами клинического наблюдения
и в ряде
случаев с
результатами других
лабораторных исследований
(например,
электроэнцефалографии).
Понятно, что патопсихолог не может ставить перед собой задачу нозологической диагностики в каждом отдельном случае в связи с получаемыми им данными психологического исследования. Нозологический диагноз — это задача клинициста-психиатра, который для решения ее как раз и должен правильно оценивать результаты патопсихологического исследования. В то же время патопсихолог должен помнить о том, что конечная цель комплексного обследования, в котором он принимает участие,— это постановка диагноза, и обнаруженные им особенности психической деятельности больного именно в этом отношении представляют особый интерес (если, конечно, исследование с самого начала не преследует другие цели, о которых речь идет дальше).
Нередко патопсихологическое
исследование способствует раннему
выявлению симптомов
2. Исследование динамики
психических нарушений в связи с проводимой
терапией.
Многократно проводимые в процессе лечения
патопсихологические исследования могут
быть
объективным показателем
влияния терапии на
течение болезни, свидетельствуют
об эффективности проводимого лечения,
а также характеризуют особенности наступления
ремиссий и структуры формирующегося
при этом психического дефекта, если речь
идет о процессуальном заболевании. Другими
словами, при этом изучаются особенности
воздействия лечебного средства на психоз.
Здесь можно выделить два фактора, важных
для дальнейшей врачебной тактики: первый—
роль структуры психического дефекта
в построении последующих реабилитационных
мероприятий, второй — известное прогностическое
значение определяемого при исследовании
состояния психической деятельности больного
в связи с лечением.
3. Участие в экспертной работе. Психологические исследования имеют важное значение в проведении судебно-психиатрической экспертизы. Психолог при этом не только предоставляет данные, облегчающие решение диагностических вопросов, но и объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта. В судебно-психиатрической практике важно не только установить наличие ослабоумливающего процесса, но и определить степень выраженности слабоумия. Именно выраженностью слабоумия в ряде случаев определяется выносимое экспертное суждение. Например, .мало диагностировать эпилепсию; следует, если правонарушение совершено не во время припадка или эквивалента, обязательно установить выраженность психического дефекта, глубины эпилептического слабоумия. То же самое относится и к олигофрении — экспертное заключение не ограничивается, например, констатацией дебильности, но уточняет и степень ее выраженности.
4. Участие в реабилитационной
работе. *Современная психиатрия
особое значение придает
5. Исследование недостаточно
изученных психических заболеваний.
Патопсихологические исследования
проводятся с научной
целью для анализа
еще недостаточно изученных
психопатологических проявлений тех или
иных психических заболеваний. При
такой постановке задачи, как правило,
проводится исследование больших групп
больных, подбираемых по наличию у них
изучаемых психопатологических симптомов.
Здесь особую роль приобретает статистическая
достоверность получаемых данных. В этом
состоит одно из отличий такого рода исследований
от исследований, преследующих
цели дифференциальной диагностики
и экспертизы, где речь идет об обследовании
отдельных больных и достоверность результатов
достигается другими способами,
например, употреблением
сходных по направленности
экспериментальных методик.
6.Участие в
психотерапии. Здесь, как и
в проведении
психолог должен работать под руководством
врача-психиатра, психотерапевта и выполнять
поставленные им задачи
как психодиагностического,
так и социально-психологического
характера. Естественно, что такая деятельность
требует обучения психологов психотерапии.
М.И. Буянов и А. И. Захаров (1983) даже ставят
вопрос о профилизации студентов-психологов
по психодиагностике и
клинической психологии,
понимая под последней
клинически ориентированную социально-психологическую
работу. Применительно к психотерапии
можно выделить специфические задачи
патопсихологического исследования. Это,
во-первых, участие патопсихолога в диагностике
психического заболевания, так как от
решения этих вопросов зависит
объем показаний к психотерапии и
выбор ее наиболее адекватных "форм
и места проведения (в стационаре или амбулаторно).
Во-вторых, патопсихологическое исследование
способствует обнаружению таких личностных
свойств больного, на которые в последующей
психотерапевтической работе следует
обратить особое внимание.
МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ПАТОПСИХОЛОГИИ.
На вооружении патопсихологов
находится множество
Используемые в
патопсихологических
Разделение
Информация о работе Патопсихологическая диагностика и психотерапия