Память как целенаправленное звено в системе познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Фундаментом всякого обучения является память. Со времен появления всего живого, именно память самое вечное и непременное условие развития. У человека она лежит в основе предвидения, базирующего на анализе прошлого и настоящего, мыслительная деятельность которого опирается на сравнительно-логический и интуитивно-вероятностный анализ, который не возможен без памяти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика и определение памяти……………………………..4

2. Образы памяти – представления…………………………………………….5

3. Классификация памяти………………………………………………………5

4. Роды памяти…………………………………………………………………..6

5. Психофизиологические основы памяти (теории памяти)…………………6

6. Виды памяти………………………………………………………………….7

7. Уровни памяти………………………………………………………………..7

8. Формы памяти………………………………………………………………..8

9. Типы памяти………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………...9

Список использованной литературы…………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

    Двигательная (моторная) память: этот вид памяти обнаруживается у человека раньше других видов. Прежде всего, моторная память – это память на положение тела, позу. Затем – на движение частей тела: сначала на размашистые движения по большим траекториям, потом – на мелкие движения высшей сложности.

    Эмоциональная память – это память на аффективные  переживания, она определяет воспроизведения  эмоционального состояния при повторном  воздействии той же ситуации, при  которой данное состояние возникло впервые. Причем это состояние восстанавливается обычно в комплексе с элементами ситуации и нашим отношением к ней.

    Образная  память – это память представления  о предметах, явлениях, событиях и  их свойствах, данных нам в восприятии и ощущениях.

    Мыслительная  память – это память на мысли и их обозначения (символы), поэтому она называется ещё и символической. 

7. Уровни памяти

    Огромное  число предметов, событий, их признаков  и свойств мы запоминаем, не ставя  такой цели перед собой. Они запоминаются как-то сами собой. Особенно прочно запоминается важное для нас или часто встречающиеся. Такое целенаправленное запоминание называется непроизвольным. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение информации без заранее поставленной цели, без намерения запомнить или вспомнить эту информацию.

      Произвольная память – это  целенаправленное, преднамеренное  запоминание и воспроизведение  информации. 

      1. Формы памяти

    Различают формы памяти: мгновенную, кратковременную, промежуточную, долговременную.

      Мгновенная память: при знакомстве с ощущениями мы встречались с таким явлением, как эффект последствия, заключающийся в непродолжительном сохранении ощущения после прекращения воздействия раздражителя. Эта инерционность сенсорных систем, продлевающая для нас воздействие сигналов в течение короткого времени, и называется мгновенной памятью.

    Кратковременная память: информация из мгновенной памяти либо исчезает бесследно, либо переводится  в другую форму памяти. Такой формой является кратковременная память.

    Промежуточная память и сон: поступившая в промежуточную память информация переводится не прямо в долговременную память, а через кратковременную. Порция информации из промежуточной памяти, где она накапливалась после прохождения через кратковременную память и хранилась практически без изменений в законсервированном виде, при специальных условиях возвращается в кратковременную память. Здесь она подвергается вторичной оценке и переработке. Только после этого обобщенная, в компактном виде информация передается в долговременную память, где хранится практически всю жизнь индивида.

    Долговременная  память: это форма памяти практически  не ограничена ни по объёму, ни по времени  хранения. Однако проблема заключается  в доступности хранящихся здесь  сведений.

    Оперативная память – это, скорее, удобное рабочее  понятие, чем специальная форма памяти, которой соответствует свои физиологические механизмы. 

9. Типы памяти

    Генетическая  память – память, носителем которой  являются гены. Химической основой  генов являются нуклеиновые кислоты: рибонуклеиновая кислота – РНК  и дезоксирибонуклеиновая кислота – ДНК.

    Иммунная  память – память, носителями которой  являются антитела – специально вырабатываемые организмом белковые соединения, нейтрализующие вредное влияние попадающих в  этот организм инородных для него тел с признаками генетической организации, именуемых антителами.

    Нервная память – память, материальным носителем которой выступает нервная система.  
 
 

Заключение

    Память  – это способ приобретения, хранения и повторного использования информации и опыта. Как психический процесс память состоит из запоминания, хранения, забывания и воспроизведения информации.

    Фундаментом всякого обучения является память. Со времен появления всего живого, именно память самое вечное и непременное  условие развития. У человека она  лежит в основе предвидения, базирующего на анализе прошлого и настоящего, мыслительная деятельность которого опирается на сравнительно-логический и интуитивно-вероятностный анализ, который не возможен без памяти. Память – это путеводитель человека во времени. Благодаря памяти мы ощущаем время и себя в нем. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни жизни, ни общества.

    Память  можно определить, как запоминание, сохранение, воспроизведение (забывание прошлого опыта). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

   
  1. Котова  И.Б., Канаркевич О.С., Берзина Н.Н., Берзин А.Ф. Основы психологии – экзаменационные  ответы. Серия «Сдаём экзамен». Россия н/Д: Феникс, 2002.-448 с.
  2. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-912 с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007.-639 с.

Информация о работе Память как целенаправленное звено в системе познавательной деятельности