Память как целенаправленное звено в системе познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Фундаментом всякого обучения является память. Со времен появления всего живого, именно память самое вечное и непременное условие развития. У человека она лежит в основе предвидения, базирующего на анализе прошлого и настоящего, мыслительная деятельность которого опирается на сравнительно-логический и интуитивно-вероятностный анализ, который не возможен без памяти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика и определение памяти……………………………..4

2. Образы памяти – представления…………………………………………….5

3. Классификация памяти………………………………………………………5

4. Роды памяти…………………………………………………………………..6

5. Психофизиологические основы памяти (теории памяти)…………………6

6. Виды памяти………………………………………………………………….7

7. Уровни памяти………………………………………………………………..7

8. Формы памяти………………………………………………………………..8

9. Типы памяти………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………...9

Список использованной литературы…………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

филиал  в г. Ишимбай 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

предмет: «Психология»

тема: Память как целенаправленное звено в системе

познавательной  деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. ПИЭз-104

Иткулова  Л.М.

Проверил:

преподаватель:

Азнабаева Г.Ш. 
 
 
 
 
 
 
 

Ишимбай 2009

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика и определение памяти……………………………..4

2. Образы памяти  – представления…………………………………………….5

3. Классификация  памяти………………………………………………………5

4. Роды памяти…………………………………………………………………..6

5. Психофизиологические  основы памяти (теории памяти)…………………6

6. Виды памяти………………………………………………………………….7

7. Уровни памяти………………………………………………………………..7

8. Формы памяти………………………………………………………………..8

9. Типы памяти………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………...9

Список использованной литературы…………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Фундаментом всякого обучения является память. Со времен появления всего живого, именно память самое вечное и непременное  условие развития. У человека она  лежит в основе предвидения, базирующего  на анализе прошлого и настоящего, мыслительная деятельность которого опирается на сравнительно-логический и интуитивно-вероятностный анализ, который не возможен без памяти. Память – это путеводитель человека во времени. Благодаря памяти мы ощущаем время и себя в нем. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни жизни, ни общества.

    Память  можно определить, как запоминание, сохранение, воспроизведение (забывание  прошлого опыта). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика и  определение памяти

    Ощущения  и восприятия, через которые непосредственно  познается мир, не исчезают бесследно. Соответствующие знания в виде сенсорных  и перцептивных образов после  определенной переработки закрепляются и сохраняются в памяти в виде специфических образов, именуемых представлениями, которые при необходимости «всплывают» то в виде узнавания встречавшегося ранее, то, как воспоминание о пережитом, то, как припоминание былого и т.д. Без памяти люди оставались бы всю жизнь в положении новорожденных, не имеющих никакого собственного опыта. Поскольку накопленный опыт служит базой для текущих и предполагаемых будущих действий субъекта, постольку, хотя память ориентирована в прошлое, её биологическая целесообразность заключается в том, что «отражение прошлого выступает как средство достижения будущего результата».

    Память  дает нам возможность:

  1. узнавать в текущей деятельности конкретные предметы, явления, события, с которыми мы уже сталкивались раньше;
  2. соотносить единичные предметы и явления с группами подобных предметов и явлений, т.е. производить различные классификации, группировки. Иначе говоря, с помощью памяти происходит некое обобщенное опознавание;
  3. сохранять преемственность между различными ощущениями и восприятиями и тем самым обеспечивать непрерывность психической деятельности;
  4. использовать чувственные знания об объектах восприятия в их отсутствие, накапливать опыт;
  5. воспроизводить не только ощущения и восприятия, но и мысли, чувства, состояния как обобщенные и опосредованные чувственные знания об объектах действительности.

    Память – это способ приобретения, хранения и повторного использования информации и опыта. Как психический процесс память состоит из запоминания, хранения, забывания и воспроизведения информации. Главные функции памяти:

    Накопление  и сохранение опыта, обеспечивающего  выживание отдельных индивидов  и биологических видов в целом:

    Обеспечение связи прошлого  с настоящим  и тем самым непрерывности  психической деятельности.

    Основные  характеристики памяти:

    1. емкость (объём);

    2. скорость запоминания;

    3. длительность хранения;

    4. точность воспроизведения;

    5. скорость воспроизведения;

    6. помехоустойчивость. 

    2. Образы памяти  – представления

    Как и другие психические процессы, память характеризуется не только динамическими параметрами, но и результатом. Продукт памяти – образы. Их называют вторичными, подчеркивая тем самым их производность, вторичность по отношению к восприятиям и ощущениям, т.е. тот факт, что первичные образы являются исходным материалом для формирования вторичных образов памяти. Эти образы предстают в нашем субъективном пространстве после действия раздражителей на наши органы чувств, в то время как первичные образы формируются и существуют только в момент непосредственного воздействия раздражителей. Образы памяти иначе называют представлениями. Представления отличаются от первичных образов обобщенностью, меньшей степенью отчетливости и яркости образа.

    Поскольку представления – это определённым образом видоизмененные сенсорно-перцептивные сведения, постольку эти образы имеют модальностный показатель и могут классифицироваться по этому признаку в соответствии с классификацией и восприятий и ощущений.

    По  уровню общности отраженного в первичном  образе объекта представления делят на единичные и общие. Единичные представления – это вторичные образы конкретных предметов или явлений действительности, данных нам в ощущениях и восприятиях. Общие представления – это вторичные образы о совокупностях сходных предметов или явлений действительности, данных нам в серии восприятий.  

3. Классификация памяти

    Разновидности памяти можно систематизировать  по различным основаниям. Наиболее известны и применяемы в науке  и практике следующие классификации.

    I. По происхождению, генезису (роды памяти).

    1. Видовая (наследственная, генетическая).

    2. Индивидуально-видовая (запечатлевание, импринтинг).

    3. Индивидуальная (прижизненная).

    II. По виду психической активности (виды памяти).

    1. Двигательная (моторная).

    2. Эмоциональная (аффективная).

    3. Образная:

    1. зрительная;
    2. слуховая;
    3. осязательная;
    4. вкусовая.

    4. Мыслительная (символическая):

    1. словесная;
    2. логическая (смысловая).

    III. По уровню психической активности (уровни памяти).

    1. Непроизвольная (непреднамеренная, имплицитная).

    2. Произвольная (преднамеренная, эксплицитная).

    IV. По срокам хранения информации (формы памяти).

    1. Мгновенная (сенсорная).

    2. Кратковременная.

    3. Промежуточная (буферная).

    4. Долговременная.

    1. с произвольным доступом к хранящейся информации;
    2. без произвольного доступа к хранящейся информации.

    5. Оперативная.

    V. По виду носителя, материального субстрата (типы памяти).

    1. Генетическая.

    2. Иммунная.

    3. Нервная. 

4. Роды памяти

    Видовая память (наследственная, генетическая) – это способ приобретения, сохранения и реализации наследственной информации, определяющей анатомию и физиологию организмов и врожденные генетически обусловленные формы поведения

    Индивидуально-видовая  память (запечатлевание, импринтинг) –  это способ приобретения, сохранения и использования информации о  биологически значимых объектах внешней среды в определенные периоды жизни индивида.

    Индивидуальная (прижизненная) память – это способ приобретения, хранения и использования  информации и опыта, полученных индивидом  в течение его жизни. 

5. Психофизиологические  основы памяти (теории  памяти)

    Завершенной, целостной теории механизмов прижизненной памяти пока в наук нет. Существует четыре основных подхода: психологический, физиологический, биохимический и  кибернетический.

    Биохимические теории: не вдаваясь в разновидности этих теорий, рассмотрим их суть на примере двухступенчатой гипотезы. На первой ступени, сразу же за воздействием раздражителя, в мозгу возникает кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в нервных клетках. Эта стадия длится секунды или минуты, и её считают основой кратковременных форм памяти. Вторая фаза наступает при повторном или долгом действии раздражителя, что приводит к необратимым изменениям, связанным с образованием в клетках новых белковых веществ. Эти химические изменения считаются механизмом долговременной памяти.

    Физиологические теории: основное внимание обращают на взаимодействие нейронов, на работу нейронных  ансамблей, основным соединяющим элементом  которых является синапс. Шифруется информация путем структурно-функциональных изменений в синапсах. 

    Психологические теории: в психологической науке выработано значительное число теорий памяти. Их обобщение позволяет выделить в качестве центральных понятий категорий «ассоциация» и «деятельность». Первая категория характерна для теорий ранних этапов развития психологии, объединяемых наименованием «ассоцианизм», в рамках которого акцент ставился на объекте психического отражения. Вторая категория связывается с более поздними разработками, для которых важнейшим фактором, стимулирующим психическую жизнь человека, выступает его активность в форме деятельности.

    Кибернетические теории: общей платформой этих теорий выступает информационный подход. В соответствии с ним человек рассматривается как система по приёму, кодированию и декодированию, переработке, хранению и предоставлению информации, а последняя в процессе её передачи от источника к адресату не изменяется. 

    1. Виды  памяти

    Психическая деятельность человека осуществляется в различных формах, которым соответствуют свои действия и продукты: движение, чувства, образы, мысли. Эти формы деятельности обслуживаются соответствующими видами памяти: двигательной, эмоциональной, образной и мыслительной, или, правильнее, символической.

Информация о работе Память как целенаправленное звено в системе познавательной деятельности