Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа
Цель: изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Рассмотреть память ее виды и процессы.
2. Изучить особенности памяти у дошкольников.
3.Рассмотреть основные подходы к исследованию проблемы развития памяти у дошкольников.
После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.
Составление числового ряда
Экспериментальный материал тот же, что и опыте 1. Участвует вторая подгруппа испытуемых.
Процедура опыта: Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача - расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее - в правую клетку ряда. Ошибочно записанные числа следует зачёркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях ещё одну сетку и вписать в неё сначала все чётные числа, а затем нечётные.
Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем названия предметов.
Методика Эббингауза
Цель: исследование скорости механического запоминания
Процедура опыта: Тест состоит из двух серий. Первая серия - исследование скорости механического запоминания. Вторая - исследование скорости забывания. Инструкция к первой серии: «Вам будет предъявлен список из 20-ти бессмысленных слогов. Прочтите его и запишите, что запомнили. При неполном запоминании прочтите ещё раз. Далее повторять прочтения с последующими записями до полного запоминания».
Исследование
Для исследования опосредствованного запоминания могут применяться классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные приёмы, к числу которых относятся метод пиктограмм и метод двойной стимуляции.
Пиктограмма
Цель: Исследование особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.
Процедура: Тест состоит из двух серий. Инструкция к первой серии: «Я прочту вам 20 отвлечённых понятий. Слушайте внимательно их и постарайтесь запомнить как можно больше. Когда я скажу «пишите», то запишите всё, что запомнили».
Инструкция ко второй серии: «Я снова прочту вам 20 отвлечённых понятий. После каждого слова у вас будет 10-12 секунд чтобы сделать рисунок (пиктограмму), которая поможет вам запомнить это слово. Качество рисунка не имеет никакого значения. Писать слова, буквы, цифры нельзя. Когда вы сделаете все рисунки, закройте их. После небольшой беседы вы снова откроете рисунки и под каждым из них напишите то слово, которое он обозначает».
Запомните приведенные ниже 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.
Ответ можно считать правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером. Например, воспроизведение слова «украинец» без указания номера «1» рассматривается как ошибочный ответ.
На запоминание 20 слов даётся 40 секунд. По истечении этого времени запишите все слова (вместе с их номерами), которые сможете вспомнить.
Также используются и такие методики как:
Методика «Узнай фигуры». Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. В методике детям предлагаются картинки, изображенные.
Методика «Запомни рисунки». Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
Методика «Запомни цифры». Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка.
Методика «Выучи слова». С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания [21, с. 23].
В заключении можно сказать, что существуют различные методы изучения памяти детей дошкольного возраста: наблюдение, эксперимент, опрос и др. Наиболее распространенными является наблюдения и эксперимент. Изучив, методики изучения памяти дошкольников, выяснили что их большое разнообразие. Методики изучения памяти дошкольников можно разделить на две группы:
Таким образом, мы выяснили, что память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Мы проанализировали основные теории памяти и выяснили, что единой и законченной теории памяти нет. Мы рассмотрели основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание, и выяснили, что главным процессом памяти является запоминание. Рассмотренные нами виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти.
Рассмотрев особенности развития памяти у детей дошкольного возраста, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В дошкольном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память дошкольника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Память является важным компонентом эффективного обучения в дошкольном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Мы выяснили, что память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Существуют различные методы изучения памяти детей дошкольного возраста: наблюдение, эксперимент, опрос и др. Наиболее распространенными является наблюдения и эксперимент. Методики изучения памяти дошкольников можно разделить на две группы:
1. Немов Р.С. Общие основы психологии. –М, 2002
2. Блонский П. П. Память и мышление. 2-е издание. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 208с.
3.Лурия А. Р. Внимание и память.— М.: Наука, 1995. – 90 с.
4.Петровский А.В. Введение в психологию.
– М.: Издательский центр
5.Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 2008. - 221 с.
6.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Психология, 1999. – 219 с.
7.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии.
СПб.: Питер. 2003. 524 с.
8.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 2002. – 384с.
9.Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
10.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. – М. : УРАО, 2008. – 177 с.
11.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 672 с.
12.Немов Р.С. Психология: Учебник
для студентов высших
13.Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника. – Киев: Наукова Думка, 2006. – 280 с.
14.Роговин М.С. Проблемы теории памяти. Изд.2. - М.: Знание, 2007. - 192 с.
15Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Психология, 1996. – 255с.
16.Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
17. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное /Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811с.
18.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.-Воронеж, 2007. - 105с.
19.Ильюченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая. - Новосибирск: Наука, 1999. – 161с.
20.Матмутшина, Л. Развиваем память и воображение: программа для младших школьников. Матмутшина, Л.//Школьный псхолог – 2012. – №7.
21. Бершадский, Т. Мониторинг когнитивного развития (уровня развития внимания, памяти). Бершадский, Т. //Школьные технологии – 2004. – №3.