Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа
Цель: изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Рассмотреть память ее виды и процессы.
2. Изучить особенности памяти у дошкольников.
3.Рассмотреть основные подходы к исследованию проблемы развития памяти у дошкольников.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность [15, с. 124].
Рассмотрим основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
По определению, данному в большом психологическом словаре, «запоминание - главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации» [7, c.234].
В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти А. Р. Лурия различает произвольное и непроизвольное; механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное запоминани.
Непроизвольное запоминание происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения каких - либо приемов запоминания. При произвольном запоминании человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается.
Механическим принято называть запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Осмысленное же запоминание совершается при раскрытии различных логических, существенных связей в запоминаемом материале, при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала и делает смысловое запоминание гораздо более продуктивным, чем механическое.
В противоположность непосредственному запоминанию, предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное запоминание характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для запоминания, выполняющих затем роль «ключей» при воспроизведении.
Л.Д. Столяренко рассматривает сохранение как «процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и изменяется мало, а статическое - в долговременной памяти обязательно подвергается реконструкции, переработке. О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти - узнаванию и воспроизведению» [11, c.159].
Процессы узнавания и воспроизведения, мы рассмотрели по Р.С Немову. Это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом и его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения). Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком.
Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминания что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения.
Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание - это произвольное, преднамеренное воспроизведение: человек заранее имеет цель вспомнить и для этого применяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой. Основой его являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту.
Как пишет Немов Р.С. «различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации - слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения».
По определению, данному в большом психологическом словаре «забывание - один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании)» [17, с. 294].
Основная закономерность забывания, установленная Г. Эббингаузом, состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности.
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому ее виды и типы чрезвычайно многообразны.
По определению, данному в большом психологическом словаре «виды памяти - различные формы проявления мнемической деятельности» [17, с. 224].
По мнению Т.Б.Никитиной, виды памяти дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями:
По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств.
Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.
Эмоциональный вид памяти, позволяет фиксировать эмоциональную окраску событий [17, c. 26].
Согласно данным большого толкового психологического словаря, по характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную [7, c.329].
По Л.С. Выготскому, «запоминание и воспоминание, не сопровождаемые целенаправленным волевым актом, при которых отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. Если работа памяти сопровождается целенаправленным действием воли, мы говорим о произвольной памяти» [14, c.39].
Согласно данным большого толкового психологического словаря, при запоминании по времени закрепления и сохранения материала различают кратковременную, сверхкратковременную и долговременную память [7, c.329].
Л.С. Выготский указывает, что «сверхкратковременная (оперативная) память обслуживает производимые человеком действия во время их осуществления. При этом мы удерживаем «в уме» промежуточные результаты, необходимые для завершения всего действия. То же самое происходит при чтении, письме, слушании и т.д.» [14, с. 41]
Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия. Значит, эта информация побывала лишь в кратковременной памяти и не проникла в долговременную.
Долговременная память характеризуется длительным сохранением информации, после неоднократного ее повторения и воспоминания. Все упомянутые виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти [14, c.49].
По определению, данному в большом толковом психологическом словаре, «типы памяти - преобладающие особенности процессов памяти в соответствии с индивидуальными различиями в продуктивности запоминания и сохранения образного и словесного материала» [8, с. 330].
Различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. Наглядно-образный тип дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений [8, c.331].
Рассмотрим определение анализатора по Т.Б. Никитиной. «Анализатор (от греч. analysis - разложение, расчленение) - это нервный аппарат, осуществляющий анализ и синтез сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма» [17, с. 34].
По мнению Р.Ю. Ильюченка «словесно-абстрактный тип памяти - умение запоминать и воспроизводить текст, а промежуточный тип памяти логически объединяет содержание этих двух типов» [19, c.52].
А также принято различать двигательный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой тип памяти. Они редко проявляются в чистом виде, чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный и прочие.
Среди всех типов памяти в первую очередь в практической жизни (в учебе, работе, быту) нам необходимы зрительный, слуховой и двигательный.
Зрительная память - память на представления, зрительные образы. Слуховая память направлена на восприятие звуков. Важную информацию мы воспринимаем на слух - лекцию, беседу, телефонный разговор. Здесь слуховая память работает вместе со словесно-логической. Часто приходится рассчитывать только на слуховую память. При овладении различными моторными навыками ведущую роль играет двигательная память. Основным движениям мы научились в детстве, но в течение жизни продолжаем обучаться некоторым двигательным навыкам (печатанию на машинке, вождению автомобиля) [16, c.58].
Таким образом, мы выяснили, что память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
4. Методы изучения памяти дошкольников
Исследованием процессов памяти у детей дошкольного возраста в разное время занимались многие психологи и учёные: П.И.Зинченко, исследовал непроизвольное запоминание детей; З.М.Истомина, А.А. Смирнов, Л.С.Выготский изучали память и её развитие в детском возрасте; Е.И Комкова, исследовала продуктивность запоминания шестилетними детьми в учебной и игровой деятельности и др. В настоящее время большинство практических психологов, работающих с детьми, сталкиваются с необходимостью изучения различных свойств памяти у своих воспитанников. Для этого существуют различные психодиагностические и экспериментальные методы: тестирование («Методика 10 слов», «Образная память», «Опосредованное запоминание», «Узнавание фигур», и др.); методы опроса; наблюдение; эксперимент.
Эксперимент и наблюдение - основные методы психологии. Эксперимент позволяет не только описать психическое явление, но и объяснить его. В отличие от наблюдения, которое никогда не вмешивается в регуляцию, течение и проявление изучаемой области, эксперимент - это всегда активное вмешательство, это психологическое воздействие на испытуемого. Различают два вида экспериментов: лабораторный и естественный. Они в свою очередь подразделяются на констатирующий и формирующий эксперимент[20, c. 64-75].
Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. Так, например, А.А.Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемому пары фраз, из которых они должны были выводить определенные орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день, неожиданно для испытуемых, им предлагалось воспроизводить все пары фраз, которыми они оперировали накануне. Результаты опытов показали, что собственные фразы запоминаются в три раза продуктивнее предлагавшихся экспериментатором.
П.И.Зинченко для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил методику классификации предметов и составления числового ряда . При выполнении обеих этих задач предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда - во втором), они запоминались лучше, нежели тогда когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем случае запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций
Методика П.И. Зинченко.
Проводятся два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда.
Цель опыта: выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
Процедура опыта. Экспериментальный материал - 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие одна подгруппа испытуемых. Им даётся следующая инструкция. «С вами проведён опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам».