Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 03:09, реферат
Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существовании отца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка
С
точки зрения психологии в этом нет
ничего противоестественного, однако
для многих отцов такое поведение
сына становится неожиданным и неприятным
сюрпризом. И это вполне объяснимо,
ведь противодействие отцу может
принимать самые различные
Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем»[32].
Факторы, влияющие на отцовскую роль в семье:
1.
доступность для ребенка,
2. На умственные характеристики детей оказывает положительное влияние авторитарность отца.
3.
Забота о ребенке,
4.
Авторитарный стиль воспитания,
характерной чертой которого
является стремление к
5.
Отец для сына является
2.2
Отцовство в меняющихся
социокультурных условиях
Семья
– необходимая составляющая социальной
структуры цивилизованного
Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль – значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. Взаимоотношения отца с младенцами ограничивались единичными контактами. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: «Папа будет недоволен тобой!». Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей – передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний. [24]
Элизабет Бадинтер утверждает, что роль отца, матери и ребенка устанавливается в соответствии с общественными потребностями и преобладающими в обществе представлениями о ценностях. Если основное внимание идеологии направляется лишь на мужа и отца, наделяя его всеми полномочиями, то мать отступает в тень, а ее статус приравнивается к статусу ребенка. Напротив, если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать, которая в ущерб отцу становится главным персонажем. Последнее более характерно для современного общества.
Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон условно делит человеческие культуры на «отцовские», (в которых отцовская роль мужчины значительна), и «безотцовские» (в которых мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец). «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.
Отличительная черта мужского поведения – повсюду помогать добывать пищу женщинам и детям. Во всех известных человеческих обществах везде в мире будущий мужчина усваивает то, что когда он подрастет, то чтобы стать полноправным членом общества, он должен будет обеспечивать пищей какую-нибудь женщину и ее потомство.
Однако степень социальной
В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.
В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.
В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. [23]
Анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, М.Мид отмечает, что отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии.
По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он – олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец – «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы».
Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.
Личные
качества отца, в число которых
входит и любовь к своим детям,
оказывает значительное влияние
на развитие ребенка. Любовь отца дает
ребенку ощущение особого змоционально-
Таким
образом, многие проблемы современного
общества, семьи, системы воспитания
имеют исторические корни и социальные
причины. И во многом современный
кризис отцовства обусловлен противоречивыми
и стереотипными
Заключение
Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.
По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет.
В
раннем возрасте глубже проявляется
связь ребёнка с матерью, а
затем, уже в дошкольном возрасте,
всё большее значение приобретает
отец. Дети, выросшие без отца, часто
имеют пониженный уровень притязаний.
У них выше уровень тревожности
и чаще наблюдается невротизация
характера. Мальчики из неполных семей
труднее налаживают контакты со сверстниками,
им труднее даётся усвоение мужских
половых ролей и
Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней.