Отчет по практкие в ГДОУ №105 комбинированного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:25, отчет по практике

Краткое описание

Основными задачами психолого-педагогической практики являются:
Изучение деятельности данного учреждения;
Ознакомление с особенностями оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам, педагогам и родителям.
Наблюдение за организацией жизни детей в ГДОУ.
Сделать анализ результатов моей деятельности.

Файлы: 1 файл

otchet_po_praktike1.docx

— 60.20 Кб (Скачать)

n1 – число изображенных  предметов (1 предмет – 1 балл);

n2 – число использованных  фигур (a, b, c, d) (1 фигура – 1 балл);

n3 – число ошибок (1 ошибка  – 1 балл);

Б = Sn1 + Sn2 - Sn3

(беглость равна сумме  баллов по первому и второму  показателям минус количество  баллов за ошибки);

б) оригинальность (О):

m1 - число рисунков с  необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок – 5 баллов);

m2 – число оригинальных  элементов рисунка, необычных форм  их расположения (1 случай – 3 балла):

О = S m1+ S m2

Тест 6. «Эскизы»

Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры – круги. Каждый круг надо превратить в изображение предмета.

Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы.

Время выполнения: 5 минут.

Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость (Б):

n1 –число категорий рисунков (лица, животные и т. д.) (1 категория  – 1 балл);

n2 – число рисунков, где  не используется круг (1 рисунок  – 1 балл);

Б =Sn1 - Sn2;

б) оригинальность (О)

m1- число оригинальных  рисунков (1 рисунок – 5 баллов);

m2- число оригинальных  подходов к исполнению – необычное  по форме и расположению изображение (1 изображение – 3 балла);

О = S m1+ S m2.

Тест 7. «Спрятанная форма»

Задача: найти различные фигуры в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция: найти как можно больше знакомых предметов на рисунке.

Время выполнения: 3 минуты.

Оцениваются суммарно беглость (1 ответ – 1 балл) и оригинальность (1 ответ – 4 балла).

Результаты исследования

 

На первом этапе исследования изучались особенности воображения у дошкольников.

Мы получили данные об уровне развития воображения как воссоздающего, так и творческого.

Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников.

 

Ф.И.

Воссоздающее воображение

Уровень развития воображения

словесное

изобразительное

1

Антон А.

средний

средний

средний

2

Анастасия А.

низкий

низкий

низкий

3

Андрей К.

средний

высокий

средний

4

Виктор Р.

средний

высокий

высокий

5

Дмитрий А.

средний

средний

средний

6

Евгений З.

низкий

низкий

низкий

7

Екатерина Г.

средний

высокий

средний

8

Захар Я.

средний

средний

средний

9

Кристина Е.

низкий

средний

низкий

10

Ксения М.

средний

средний

средний

11

Мария Н.

низкий

низкий

низкий

12

Николай Ф.

высокий

высокий

высокий


 

 

Для двоих детей характерен высокий уровень воссоздающего воображения в изобразительной деятельности.

При анализе рисунков Виктора Р. И Николая Ф. ярко прослеживалось соответствие воссозданных образов и образам произведения (можно было легко определить, кто изображен на рисунке); воссоздаваемые образы отличались эмоциональной насыщенностью (яркие цвета, разнообразность деталей). Рассказ этих дошкольников характеризуется высокой степенью правильности воссоздания образа; эмоциональной насыщенностью и образностью воссоздаваемой ситуации; выраженной оценочной позицией к персонажам и их действиям, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке; правильностью воссоздания эпизодов.

Дети с высоким уровнем развития воссоздающего воображения при выполнении методики рисовали и сочиняли одновременно. В рисунке, как правило, представляли сюжет, связанный с кульминацией или окончанием сказки. Рисунок и сказка детализированы, имеют композицию и определенную структуру. Персонажи и сюжет сказки не повторяют уже существующие.

Низкий уровень развития воссоздающего воображения в речевой деятельности диагностируется у Анастасии А., Евгения З., Кристины Е. и Марии Н. Воссоздаваемые образы в обеих формах деятельности были ненасыщенны эмоционально; образы не соответствовали их аналогам в произведении, последовательность сюжета воспроизводилась неправильно; созданные образы отличались от образов в тексте; оценочное отношение не совпадало с той ролью, которую играет персонаж в сказке.

Дети с низким уровнем воссоздающего воображения при выполнении задания рисовали и рассказывали уже существующую, знакомую им сказку. При рисовании изображают отдельного героя.

Анализ выполнения методик показывает, что для некоторых детей выполнение второй методики оказалось более сложным. Вероятно, это связано с тем, что при выполнении данной методики необходимо задействовать обе формы воссоздающего воображения: речевую и изобразительную. Кроме этого, необходимо создавать образы не на только что прослушанном материале, а создавать нечто новое и оригинальное. В тоже время, эту методику можно отнести именно на воссоздающее воображение, т.к. в большинстве случаев дети опирались на уже существующих сказочных героев (3 медведя, Красная шапочка, Незнайка, Золотая рыбка), изменяя и преобразуя сюжет самих сказок и добавляя новых героев.

Следующая методика исследования была направлена на изучение оригинальности решения задач на изображение дошкольниками (творческое воображение). Ребенку необходимо было дополнить предложенные контуры рисунков так, чтобы получилась картинка, при этом оценивался уровень оригинальности и необычности образа. Результаты выполнения данного задания представлены в таблице 2.

По результатам выполнения методики коэффициент оригинальности был соотнесен с типами решения задач на воображения. По итогам все испытуемые были отнесены к трем группам.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты исследования творческого воображения у дошкольников.

Тип

Имя, Ф.

Оригинальность решения задач на изображение

Уровень

Тип

Уровень

1

Антон А.

3

Средний

2

Анастасия А.

0

Низкий

3

Андрей К.

4

Средний

4

Виктор Р.

5

Высокий

5

Дмитрий А.

3

Средний

6

Евгений З.

0

Низкий

7

Екатерина Г.

4

Средний

8

Захар Я.

3

Средний

9

Кристина Е.

2

Средний

10

Ксения М.

3

Средний

11

Мария Н.

0

Низкий

12

Николай Ф.

5

Высокий


 

 

На втором этапе исследования предполагалось изучение различных проявлений творческих способностей дошкольников в речевой и изобразительной деятельности.

Результаты выполнения методики оценивались по двум параметрам – беглости и оригинальности.

Вначале проводился анализ выполнения следующих субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация». В данных субтестах творческие способности проявлялись в речевой деятельности. Необходимо отметить, что уровень выполнения данных субтестов несколько ниже, чем тестов на основе изобразительной деятельности. Это подтверждается сравнительным анализом средних величин по беглости и оригинальности. Если средние величины словесных субтестов по беглости находятся в диапазоне от 4,82 до 7,02, то по изобразительным субтестам - от 5,65 до 7,55. Причиной этого факта может служить более высокий уровень образного мышления у детей – дошкольников в сравнении со словесно-логическим.

Кроме этого, в группе изобразительных субтестов выше количество оригинальных ответов (средние величины находятся в диапазоне от 1,90 до 5,39, в отличие от словесных субтестов - от 0,57 до 3,48).

По результатам выполнения словесных субтестов можно выделить группу учащихся, характеризующихся низким уровнем развития креативности: у Анастасии А., Евгения З., Кристины Е. и Марии Н.

У этих детей низкие результаты по беглости совпадают с фактическим отсутствием оригинальных ответов.

Дети с низкими показателями по беглости и оригинальности в среднем давали б — 7 вариантов решений изобразительных задач, некоторые из них мы можем отнести к оригинальным.

Для некоторых дошкольников, которых мы условно относим к группе детей со средним уровнем развития творческих способностей (Антон А., Андрей К., Екатерина Г., Захар Я., Кристина Е., Ксения М.) характерны высокие показатели по беглости, но при этом практически отсутствуют оригинальные ответы по большинству субтестов. Дошкольники со средними показателями по беглости и оригинальности чаще всего или не давали оригинальных ответов или предлагали только один ответ, характеризующийся новизной и необычностью. В то же время общее количество предлагаемых решений могло достигать 1.0 — 12.

Для дошкольников Виктора Р. И Николая Ф. характерны, как высокие показатели по беглости, так и наличие оригинальных ответов.

По результатам выполнения субтестов в изобразительной деятельности прослеживаются те же три группы детей. Для дошкольников с высокими показателями по беглости и оригинальности характерно множество вариантов решений предлагаемых изобразительных задач. Кроме этого, в среднем такие дети давали по 2 оригинальных ответа.

 

Обсуждение полученных результатов

 

У дошкольников видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления.

Дошкольник легко объединяет разные преставления и не критически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в дошкольном возрасте. Дошкольник не создает ничего принципиально нового, но новизна образов имеет значение только для самого ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, а иногда замысел рождается после действия. Ребенок фантазирует, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс создания новых ситуаций.

В исследуемой группе детей большинство характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности.

Дошкольники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью.

Была выявлена взаимосвязь в развитии двух видов воображения у дошкольников – воссоздающего и творческого.

Воссоздающее воображение в процессе вербальной деятельности менее продуктивно у дошкольников, чем воображение в процессе изобразительной деятельности.

Особенности деятельности, в которой дошкольникам необходимо использовать воображение, влияют на формирование творческих способностей в контексте данного вида деятельности.

Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полифункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.

Основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

 

Заключение по результатам индивидуального обследования

Информация о работе Отчет по практкие в ГДОУ №105 комбинированного типа