Особенности развития воображения, его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности развития воображения, его виды.
Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирает¬ся на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств.

Файлы: 1 файл

Психология (2).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      . Однако мечта, воображение полезны  лишь тогда, когда они повседневно  связывают желаемое будущее с  настоящим. Если этого нет,  то из стимула действия мечта  может превратиться в заместителя  действия и переродиться в  мечтательность, в фантазию.

2.5. Создание образов воображением

      Внимательный  анализ созданных воображением образов  отмечает в них черты известных  субъекту образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены  в необычных сочетаниях. В этой особенности новых образов и представлений психологи усматривают основной механизм работы воображения. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы воображения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе переноса функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал - на глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей. Психологически в основе всякого изобретения лежит работа воображения, умение отделить одни свойства предметов и перенести на другие.

      Как возможно создание новых образов в процессе воображения? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

      В психологии хорошо известна такая характерная  черта образов и представлений  об окружающем, как их гибкость и  динамичность. "Образы, - писал С. Л. Рубинштейн, - являются нестатичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий... Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию".5 Если человек отделяет одни черты образа от других (здесь работает репродуктивное воображение), то в какой-то момент он может перенести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые сами по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится образ новой вещи, которой еще не было.

      В этом переносе, позволяющем строить  новые образы, и заключается работа творческого воображения. Иными  словами, процесс воображения состоит  в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ. Если перенесенные свойства (или функции), включенные в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в том или ином предметном материале, то новый образ так и остается образом воображения (например, кентавр, дракон, сфинкс и т.п.).

      Создание  образов воображения связано  с использованием ряда приемов. Одним  из них является комбинирование - сочетание  отдельных элементов различных  образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

      Перенос свойств одного образа в другой делает его разнородным. В свете требований этого нового для него свойства необходимо превратить такую разнородность  в новую однородность. В результате комбинирования получается не просто новое суммирование, а целостный новый образ, в котором отдельные элементы преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.

      Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" представлений. На основе агглютинации были созданы мифологические образы: кентавр, Минотавр (чудовище с туловищем человека и головой быка). Пегас; сказочные образы - русалки, драконы и т.п. Агглютинации проявляются не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

      Другим  приемом воображения является акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления.

      Но  и при акцентировании преобразуется  не только выделенное качество или  свойство, но и все остальные. При  этом одни из них опускаются вовсе, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ, он приобретает обобщенный характер, становится обобщенным образом. 

Заключение

 

    Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального, где мышление играет роль “программы”, чувственный же материал выступает как основа мышления. Своеобразие воображения состоит также и в чрезвычайно широкой сфере функционирования в различных формах общественного сознания - науке, искусстве, религии и так далее, причем содержание, форма и характер воображения обусловлены не только способом деятельности субъекта, но и социально-историческими условиями жизнедеятельности людей.

    Воображение есть деятельность сознания человека и вместе с тем некоторый результат  деятельности, выражающийся в сформировавшихся образах. Оно является специфическим  отражением действительности и служит средством ее познания. Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.

    Способность выходить за пределы существующего опыта и знаний с тем, чтобы на их же основе продуцировать такие новообразования, которые невозможно получить чисто эмпирическим или логическим путем, присуща деятельности воображения. 
 
 
 
 
 

Список  используемой  литературы

 
    1. Выготский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001. – 93 с.
    2. Выготский  Л.С. Психология. – М., 2002. – 1010 с.
    3. Джонстон Д. Психология. – М.: АСТ, 2003. – 494 с.
    4. Ильенков Э. Личность и творчество. -  М., 1999 – 261с.
    5. Колошина И.П. Психология творческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 430 с.
    6. Натадзе   Р.Г. Воображение как фактор поведения. – М.: Мысль, 2004.
    7. Психологи/ Под ред. Крылова А. – М., 2004 – 743 с.
    8. Пронина  Е.Н. Психология и педагогика. – М.: МГУТ, 2001. – 394 с.
    9. Рысь Ю.И. Психология  и педагогика. – М., 2002. – 317 с.
    10. http://coma.su
    11. http://yourlib.net/
    12. http://www.gumer.info
    13. http://www.med312.ru

Информация о работе Особенности развития воображения, его виды