Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:25, курсовая работа
Проблема психологических защит в детской и подростковой психологии и психотерапии на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве.
Введение…………………………………………………………..
4
1 Формирование психологических защит в подростков из неполных семей………………………………………………….
6
1.1 Особе6нности формирования психологических защит в подростковом возрасте …………………………………...
12
1.2 Факторы формирования психологических защит в подростковом возрасте. ………………………
14
1.3 Неполная семья как фактор формирования психологических защит подростка ……...
15
2 Характеристика методов психологического исследования психологической защиты в подростковом возрасте ….
21
2.1 Описание результатов психологического исследования …….
28
Заключение………………………………………………………..
32
Список использованных источников…………
Проекция
В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).
Замещение
Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Гиперкомпенсация
Подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности человека, при которой человек пытается преодолеть ее, прикладывая для этого значительно большие усилия, чем требуется. Стимул к развитию данного состояния появляется, если человек достигает значительных результатов на пути к достижению поставленной цели; однако, излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.
Рационализация
Механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. [18, 119с.]
2.1. Описание результатов психологического исследования
Исследование проводилось в январе 2011 года на базе классов УО «Уваровичская ГОСШ» Буда - Кошелевского района. В исследовании приняли участие 30 подростков (2 девочек, 18 мальчиков, 7 девочек и 8 мальчиков из неполной семьи и 6 девочек и 9 мальчиков из полной)
Ученики 7- 11 которые были протестированы по методике ИЖС (индекс жизненного стиля).
Гипотеза: Существуют различия в применении механизмов психологических защит у подростков из неполной или полной семей.
Практическая значимость результатов исследования - знание факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье людей, представляет возможность целенаправленной разработки психопрофилактических программ.
Результаты тестирования подростков показали, что преобладающим механизмом психологической защиты стала проекция. Ее используют 95 % отпрошенных подростков. Аналогичные результаты были получены в исследовании Соловьевой А.В., которая изучала закономерности проявления психологических защит в период полового созревания. К механизму психологической защиты вытеснению прибегает 54% подростков, Рационализацию используют 72%, замещение 58%, гиперкомпенсацию 74%, компенсацию 71%, регрессию 59, отрицание 71 % участвующих в исследовании. Данные приведены в рисунке 1.
рисунок 1.
Так же были изучены различия в применении психологических защит у подростков из полных и неполных семей. Полученные данные были обработаны с помощью U-критерия Манна- Уитни. Расчет данных производился по формуле:
где n1 - количество испытуемых в выборке 1;
n2 - количество испытуемых в выборке 2;
Тх - большая из двух ранговых сумм;
nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
К выборке были применены критические значения: при Р ≥ 0.05 =77, при Р ≥0.01= 56.[20, 350с.] Расчетные таблицы- приложение 2.
Результаты, сделанные по выборке детей из полных семей показали, что механизм психологической защиты проекция используют 72% подростков, компенсацию 55%, Отрицание 56%, гиперкомпенсацию и рационализацию по 52 % подростков, замещение и регрессия по 45% и вытеснение 46% подростков (рис. 2).
Рисунок2.
Результаты отпрошенных подростков из не полных семей показали, что механизм психологической защиты проекция применяется 71% подростком, гиперкомпенсация 59%, рационализация 56%, компенсация 52%, отрицание 51%, регрессия 44%, замещение 43%, вытеснение 36% (рис. 3)
Рисунок 3.
Из полученных данных был сделан вывод о том, что статистически значимые различия были выявлены по отношения механизма психологической защиты – вытеснение. И была принята гипотеза Н1 с точностью 95 % т. е можно утверждать, что механизм психологической защиты вытеснение применяется чаще у детей из полных семей, чем у детей из неполных семей. В отношении всех остальных механизмов психологической защиты были приняты гипотезы Н0. Так как статистически значимых различий в применении психологических защит у подростков из полных и неполных семей не было выявлено.
Заключение
В заключение были подведены итоги работы, обобщены результаты исследования и сделаны выводы.
Если человек не может сам справиться с проблемой и не обращается к психологу за помощью, последствия психологической защиты могут привести к тому, что сначала человек ведет себя неадекватно ситуации. Его общение становится хуже и малочисленнее. Он ограничивает свой образ жизни или делает его очень специфичным. Далее дезадаптация все больше нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессии. Защитный стиль жизни становится формой жизни , таким образом идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации, что может привести к психическим расстройствам тяжелой степени.
Проведенный теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, касающийся проблемы психологических защит и проблемы полных и неполных семей, показал, что психологическая защита является одним из тех способов, которыми обычно пользуется личность для того чтобы справиться с разнообразными травмирующими ее воздействиями. Под воздействиями традиционные представления о психологической защите понимают различного рода агенты, предъявляющие к приспособительным возможностям личности какие-либо требования и увеличивающие, в связи с этим, ее психическое напряжение. Однако, как свидетельствуют литературные источники, в онтогенезе также существует периоды, во время которых на первый план по степени своего воздействия на психическое напряжение могут быть выдвинуты как внешние, так и внутренние агенты. Примером такого периода, когда влияние внутреннего состояния нарушает психическое равновесие наиболее очевидно, согласно научной психологической литературе, является подростковый возраст, в частности этап кардинальных соматических, гормональных, физиологических изменений, а также изменений в восприятии окружающего мира, близких людей. Между тем, развернутых данных, подтвержденных экспериментально представлено не было, что, в конечном счете, определило мою основную линию исследования.
В числе психокоррекционных мероприятий могут быть использованы методы групповой и индивидуальной работы, применяемые в рамках когнитивной, поведенческой и экзистенциальной психотерапии
В группе с ведущими защитами отрицания, подавления и вытеснения, в качестве основных могут использоваться следующие методы:
1.Техника систематической десенсибилизации Вольпе (J. Wolpe, 1952) и
2. Техника визуально-кинестетической диссоциации (Е.О. Александров, 2001), позволяющие снизить эмоционально-негативные реакции на травму.
3.Техники «размораживания аффекта» через визуализацию приятных воспоминаний, стимуляцию смеха и иронии как возможность «оживить» альтернативный травме жизненный опыт и снизить интенсивность психозащитных реакций.
4.Анализ сновидений как одна из стратегий работы с травмой, позволяющая снизить интенсивность проявления симптомов ПТСР.
Выработка и проведение «ритуалов прощания», позволяющие завершить прошлые отношения клиента и раскрывающие перспективы будущего.
Индекс жизненного стиля
Механизмов психологической защиты
Литература:
1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. . — М.: Медицина, 1968. — 468 с.
2. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии, — 1969. — №2. — С. 118–125.
3.. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. — 1988. — №3, — С. 30–41.
4.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наук, думка, 1989, — 200 с.
5. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991 –С. 158
6. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.444-452
7.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: Питер. 2006. – 176 с.
9. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. — 1990. — №4. — С. 14–23.
10. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. С. 129
11. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. — СПб., 1999. С. 114 —118
12. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005 С. 176
13. Личко Е. А. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. 416 с.
14. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я - мамин или папин? - М.: МЦНМО, 1995 96 с.
15. Никольская Н. М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. С-ПБ.: Речь, 2001. С. 564
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998 с. 374
17.Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
18. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
19. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
20. . Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с., ил.
21. Соловьева А.В. психологическая защита в подростковом возрасте // вестник Кострамского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007 Т. 13. Серия: Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 2 с. 159-163
22. Соловьева А. В. Психологическая защита как показатель проблемности подросткового возраста // журнал прикладной психологии. 2007 №3. с. 15-24
23.Соловьева А. В. К вопросу о психологической защите подростков // Личность и проблемы развития: сборник молодых ученых/ отв. ред. Е. А. Чудина. М, 2005 с. 5-7
24. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. // вопросы психологии 1999 № 6 с. 18-28
25. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. – с. 352.
26. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика – Пресс, 1993. –с. 160
27. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — С. 382–424.
28. Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — С. 425–439.
29. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия. С-Пб ГУ, 1999 – с. 22
Информация о работе Особенности психологических защит подростков из неполных семей