Особенности психологических защит подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологических защит в детской и подростковой психологии и психотерапии на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..
4

1 Формирование психологических защит в подростков из неполных семей………………………………………………….

6

1.1 Особе6нности формирования психологических защит в подростковом возрасте …………………………………...

12
1.2 Факторы формирования психологических защит в подростковом возрасте. ………………………
14

1.3 Неполная семья как фактор формирования психологических защит подростка ……...
15

2 Характеристика методов психологического исследования психологической защиты в подростковом возрасте ….

21
2.1 Описание результатов психологического исследования …….
28
Заключение………………………………………………………..
32

Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Курсовая!.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

Механизм включения психологических защит достаточно прост: пока человек живет в согласии с самим собой, он в защите не нуждается. [11,114с.] Однако, как только приспособительным возможностям личности, предъявляются какие- либо требования возникает сигнальная реакция в виде диффузного, бессодержательного ощущения дискомфорта. Для избавления организма от перегрузки автоматически включается психологическая защита, которая актуализируется тем сильнее, чем выше значимость требований, предъявляемых к приспособительной возможности личности, чем выше психическое напряжение, возникающее на этой основе. Как результат, психологическая защита снижает напряжение, улучшает самочувствие и адаптирует человека к ситуации. Такое понимание психологической защиты, как специально заложенного онтогенезом в личности средства, способствующего достижению адаптации, заставляет обратить особое внимание на ее роль по регуляции личностного развития в переломные периоды онтогенеза. Наименее прогнозируемым периодом такого развития в научной литературе единогласно признается подростковый возраст. [21, 159-163с.]

Резкое усиление активности желез внутренней секреции (гормональная буря), спонтанность и демонстративность соматических, физиологический и других конституционных изменений наряду с отсутствием адекватных психических реакций на них приводят к тому, что подросток как бы все время находится в состоянии стресса. Тем не менее, процент патологических отклонений в подростковом возрасте не превышает процент аналогичных отклонений, отмечаемых в других возрастных группах. Следовательно, излишки психического напряжения каким-то образом ассимилируются, несмотря на то, что опыт сознательного контроля над возникающими новообразованиями в начале подросткового возраста отсутствует. Следует думать, что основная роль в регуляции психического развития на ранней стадии подросткового возраста может принадлежать таким механизмам, которые могут «включаться» без контроля со стороны сознания и воли человека. Особое место среди таковых занимают механизмы психологической защиты.[22, 15-24с.]

Впервые типично подростковые защитные механизмы (аскетизм и интеллектуализм ) были названы А. Фрейд. В исследованиях настоящего времени набор  защитных механизмов, свойственных подросткам, значительно расширяется ( Е. Н. Андреева, В. Г, Коменская, С. В. Зверева, Т. В. Тулупьева и др.). Тем не менее вопрос о закономерностях их действия, их проявления с учетом подросткового развития фактически не рассматривался. [23,5-7 с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы формирования психологических защит в подростковом возрасте.

Традиционные представления о психологической защите сводятся к тому, что возникает она, прежде всего, в ответ на какие-либо внешние стимулы, воздействия со стороны внешней среды.[15,159с.] Таким образом, опираясь на то, что  подростковый возраст называют переходным психологическое состоянияподросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. В условиях нормального полового развития психологическая защита подростков начинает действовать значительно сильнее без каких- либо видимых на это причин. При задержке полового развития такого явления не наблюдается. На основании этого можно предположить, что в условиях адекватного полового созревания нормальным будет именно такой путь развития подростка, который связан с возникновение сильной психологической защиты, не обусловленной на первый взгляд какими- либо внешними причинами.

Второй момент – окончание детства  и переход в мир взрослых связан с

развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка  в психике. [18, 125с]

Так же в настоящее время психологическая наука располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных (внутрисемейных) отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Вместе с тем отчетливо просматриваются три относительно обособленных подхода к изучению данной проблемы — это: 1) исследование предпосылок, т.е. ранних детско-родительских отношений, стереотипов родительского поведения, реакций детей с учетом или без учета особенностей их темперамента; 2) исследования интрапсихических образований, выступающих как последствия этих отношений; 3) исследования и типологизация особенностей характера и поведения подростков и взрослых людей, иногда со ссылкой на предыдущие аспекты проблемы, но, как правило, без конкретизации. [ 7, 115с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Неполная семья как фактор формирования психологических защит подростка

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.[30,257с.]

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая). [9, с. 15]

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье - способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности. [29,11с.]

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

Супружеская (демократическая) семья - это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных - родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [13, с.13] Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);

2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:

- нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

- деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

- распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья - это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма. [25]

Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. [25, с. 124]

Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся.

Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей. [25, с. 125]

Жизнь подростка в неполной семье (с отцом)

Если девочка воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность. По сравнению с детьми из обычных семей дети, проживающие только с отцом, слабее ощущают родительскую поддержку и замечают, что отец их меньше наказывает и контролирует. Такие дети более самостоятельны и ответственны, однако чаще конфликтуют со своими единокровными братьями и сестрами и слабее привязаны к дому.

Жизнь подростка в неполной семье (с матерью)

Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Сыновья, оставшиеся без отцов, активнее принимают на себя роль «главы семьи», дающую им новый статус, а матери часто соглашаются с таким положением дел (что правильным признать нельзя). [24, 16с.]

Крайний вариант неправильного отношения матери к сыну-подростку - как к «замещающему» мужа: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Другой неправльный вариант взаимоотношений с сыном-подростком одинокой матери - гиперопека (мелочный контроль) и симбиоз (проживание жизни за своего сына), характеризуются навязчивым желанием матери удержать, привязать к себе подростка, лишить его самостоятельности из-за возможного несчастья в будущем. В этом случае преуменьшение реальных способностей ребенка приводит к максимальному контролю и ограничениям со стороны матери, желанию делать все за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка». Результатом подобного воспитания является «зачеркивание реального ребенка, регресс и фиксация на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним».

На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Оставшиеся без отца, девочки-подростки начинают чаще ссориться с матерями; их самооценка заметно понижается. В разведенных семьях и мать и подросток часто испытывают вину за случившееся и ощущают взаимное отторжение. Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления.

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. [16, с. 235]

Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и B.C. Собкина [24, с. 56] наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Информация о работе Особенности психологических защит подростков из неполных семей