Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:25, курсовая работа
Проблема психологических защит в детской и подростковой психологии и психотерапии на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве.
Введение…………………………………………………………..
4
1 Формирование психологических защит в подростков из неполных семей………………………………………………….
6
1.1 Особе6нности формирования психологических защит в подростковом возрасте …………………………………...
12
1.2 Факторы формирования психологических защит в подростковом возрасте. ………………………
14
1.3 Неполная семья как фактор формирования психологических защит подростка ……...
15
2 Характеристика методов психологического исследования психологической защиты в подростковом возрасте ….
21
2.1 Описание результатов психологического исследования …….
28
Заключение………………………………………………………..
32
Список использованных источников…………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
«Особенности психологических защит подростков из неполных семей»
Исполнитель:
студент группы ПС-21 ___________ Мурашова Юлия Владимировна
Научный руководитель:
Старший преподаватель ___________Заулина Галина Валентиновна подпись
Гомель 2010
Р Е Ф Е Р А Т
Курсовая работа _____ страниц, _____ таблиц, _____рисунков, ________ приложений, __________источников.
Ключевые слова
Объект исследования: психологическая защита
Методы исследования:
Цель курсовой работы: целью настоящей работы является исследование основных предпосылок и закономерностей возникновения явления «психологической защиты» у подростков из неполных семей для дальнейшего его использования в работе.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучить неосознаваемые процессы в психике подростка, в частности, механизмы «психологической защиты».
2. Описать методику индекс жизненного стиля и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.
3. Выявить МПЗ, которые наиболее часто встречаются, их комбинации, выяснить, существуют ли различия между их проявлением у подростков из полной или неполной семьи.
Выводы
Предложения
Введение………………………………………………………… | 4
|
1 Формирование психологических защит в подростков из неполных семей…………………………………………………. |
6
|
1.1 Особе6нности формирования психологических защит в подростковом возрасте …………………………………... |
12 |
1.2 Факторы формирования психологических защит в подростковом возрасте. ……………………… | 14
|
1.3 Неполная семья как фактор формирования психологических защит подростка ……... | 15
|
2 Характеристика методов психологического исследования психологической защиты в подростковом возрасте …. |
21 |
2.1 Описание результатов психологического исследования ……. | 28 |
Заключение…………………………………………………… | 32
|
Список использованных источников…………………………… | 34 |
Приложения………………………………..……………… | 36 |
ВВЕДЕНИЕ
Психика как отражение действительности в мозге человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем его основным характеристикам: совокупности знаний об окружающем мире, различении субъекта и объекта, обеспечения целеполагающей деятельности, включения в состав определенного отношения.
«Низший» уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. [3, 30-41 с.].
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" (чувствительные), или "субцептивные", реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.
Бессознательное - это специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозге человека.[1, 259 с.]
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.[13, 357с.]
Изучение защитных механизмов не может помочь самому человеку управлять ими, поскольку, если бы человек полностью осознавал механизм действия той или иной «психологической защиты», последний не мог бы выполнять свою защитную функцию, а психологам может послужить вспомогающим материалом в диагностике индивидуальных личностных особенностей человека. [2, 118-125с.]
Проблема психологических защит в детской и подростковой психологии и психотерапии на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. До настоящего времени в научной литературе отсутствует конкретный источник, содержащий сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме психологической защиты непосредственно у подростков. Специфика психологических защит обычно рассматривается в ряду многих психологических факторов, интересующих ученых (причем, чаще всего, в ситуациях с акцентом на аномальное развитие личности).
Глава 1. Формирование психологических защит в подростков из неполных семей.
Впервые данные понятия были введены в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом в 1894 году в небольшой студии «Защитные нейропсихозы». Позднее, в «Этиологии истерии» (1896 г.) Фрейдом впервые подробно описано функциональное назначение защиты или ее цель. Она заключается в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. [8, 14-23с.]
В дальнейшем в таких сочинениях как «Концепция подавления» , «По ту сторону принципа удовольствия» [27, 382-424с.], «Психология масс и анализ «Я» , «Я» и «Оно» [28, 425-439с.] и др. термин «защита» был заменен Фрейдом на «подавление». В приложении к работе «Подавление, симптомы и беспокойство» (1926) Фрейд вернулся к старой концепции защиты, введя, наряду с подавлением, специальные обозначения для других механизмов защиты, которые используются в научной литературе до сих пор. Были определены, таким образом, феноменология, цель и психологический субъект защиты.
Последнее высказывание по этой проблеме встречается в пятой части статьи Фрейда «Крайний и бескрайний анализ» (1937). В этой работе защита впервые представлена «как общее наименование всех тех механизмов», которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внутренне -внешний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. То есть, явление связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией.
Представительница второго эшелона психоаналитиков Анна Фрейд уже достаточно однозначно обозначила тот аффект, который включает работы защитных механизмов, - это страх, тревога. Концепция механизмов психологических защит представлена А.Фрейд, в частности в ее работе «Психология Я и защитные механизмы». Она указала на три источника тревоги:
Во-первых, это - тревога, страх перед разрушительными и безоговорочными притязаниями инстинктов бессознательного, которые руководствуются только принципом удовольствия (страх перед Оно).
Во-вторых, это - тревожные и невыносимые состояния, вызванные чувством вины и стыда, разъедающими угрызениями совести (страх Я перед Сверх -Я).
И наконец, в-третьих, это - страх перед требованиями реальности (страх Я перед реальностью). А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:
1. блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
2. искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Анна Фрейд перечисляет следующие защитные механизмы:
вытеснение
регрессия
реактивное образование
изоляция
проекция
интроекция
сублимация
отрицание
идеализацию
идентификацию
Характеристика защитных механизмов
Вытеснение (подавление, репрессия) — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования.
Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны.
Информация о работе Особенности психологических защит подростков из неполных семей