Особенности проявлений межличностных отношений в поведении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:44, доклад

Краткое описание

Цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений младших школьников между собой.
Задачи работы:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в педагогическом процессе;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Изучить межличностные отношения младших школьников:
5. Провести исследование межличностных отношений младших школьников.

Оглавление

Введение.
1) Понятие межличностных отношений. Межличностные отношения в педагогическом процессе.
2) Возрастные особенности поведения младших школьников. Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Особенности проявлений межличностных отношений в поведении младших школьников.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

 Самое существенное в учебной  деятельности - это рефлексия на  самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом  изменения и субъектом, который  осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение  к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

 Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к школе. На практике оба эти варианта являются типичными: число детей, готовых к ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

В условиях учебной деятельности ребенка  следует подводить к пониманию  того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет  к нему настоящие, серьезные требования.

 Дети должны научиться различать  игровые и учебные задания,  понимать, что учебное задание  в отличие от игры обязательно,  его необходимо выполнять независимо  от того, хочет ребенок это  сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками “как маленький” теперь уже должно быть стыдно.

 Ребенок должен понять, что  каждый человек может учиться,  для этого он должен захотеть  изменять в себе в ученье  и постепенно становиться «таким же, как все современные люди» [Мухина В С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-ое изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия». – 456 с. –333с.]

Развитие познавательных процессов.

а) Развитие мышления. «Мышление – Один из важнейших психических процессов» . [Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА – ПРЕСС,1997.- 176 с. илл. - 25 с.]  «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.» [ Петровский А.В. Введение в психологию. – Москва : Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с. – с. 196]

    Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может понять, какие предметы тонут, а какие будут плавать.

Ребенок стремится к знаниям, а  само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Наглядно- образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Это мышление  связано с представлением ситуаций и изменений в них. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

 Мышление ребенка в начале  обучения в школе отличается  эгоцентризмом, особой умственной  позицией, обусловленной отсутствием  знаний, необходимых для правильного  решения определенных проблемных  ситуаций. Так, ребенок сам не  открывает в своем личном опыте  знания о сохранении таких  свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.

 Отсутствие систематичности  знаний, недостаточное развитие  понятий приводит к тому, что  в мышлении ребенка господствует  логика восприятия.  
В начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

б)Развитие внимания.

«Внимание – характеристика психической  деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.» [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.]

 Познавательная активность  ребенка, направленная на обследование  окружающего мира, организует его  внимание на исследуемых объектах  довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок 6-7 лет занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится, то ребенок будет отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Учитель может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия (“Дети,откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...”и т.д.).

 Младший школьник в известной  степени может и сам планировать  свою деятельность. При этом он  словесно проговаривает то, что  он должен и в какой последовательности  будет исполнять ту или иную  работу. Планирование организует внимание ребенка.

Хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для

включения в занятия элементов  игры и достаточно частой смены форм деятельности.

 Дети младшего школьного  возраста, безусловно, способны удерживать  внимание на интеллектуальных  задачах, но это требует колоссальных  усилий воли и организации  высокой мотивации. 

в) Развитие воображения.

 «Основная функция воображения  заключается в организации таких  форм поведения. Которые еще ни разу не встречались в опыте человека.»  
[ Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: Классические труды). с.144]

В условиях учебной деятельности к  воображению ребенка предъявляют  специальные требования, которые  побеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель  на уроках предлагает детям представить  себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают  развитие воображения, но они нуждаются  в подкреплении специальными орудиями . Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое. Без них ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения.

 Сочиняя всевозможные истории,  рифмуя “стихи”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные  им сюжеты, строфы стихотворений,  графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.

Воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект.

Воображение в жизни ребенка  играет большую роль, чем в жизни  взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной  реальности.

 Неустанная работа воображения  - важнейший путь познания и  освоения ребенком окружающего  мира, способ выйти за пределы  личного практического опыта,  важнейшая психологическая предпосылка  развития способности к творчеству  и способ освоения нормативности  социального пространства, последнее  принуждает работать воображение  непосредственно на резерв личностных  качеств.

  Влияние учения на развитие личности.

 «В возрасте семи-одиннадцати  лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой  некую  индивидуальность, которая безусловно. Подвергается социальным воздействиям. Он знает. Что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя. Присваивая коллективные знаки(речь, цифры. Ноты и др.) , коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. Систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.» » [Мухина В С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-ое изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия». – 456 с. –288с.] Ребенку требуется одобрение его достижений, одобрение.

Развитие эмоциональной  сферы в младшем школьном возрасте.

 С момента, когда ребенок  пошел в школу, его эмоциональное  развитие в большей степени,  чем раньше, зависит от посторонних  людей и от того опыта, который  он приобретает вне дома.

 Страхи ребенка отражают  его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для  него значительно расширяются.  Большей частью страхи связаны  с событиями в школе, семье  и группе сверстников. Необъяснимые  и вымышленные страхи прежних  лет постепенно уступают место  более осознанным заботам, каких  немало в повседневной жизни.  Предметом страхов могут быть  и предстоящие уроки, и уколы,  и какие-то природные явления,  и отношения между сверстниками.

 Время от времени у детей  в этом возрасте появляется  типичное для многих школьников  нежелание идти в школу, а  то и страх перед нею. Когда  происходит такое, у ребенка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота и головокружение. Все это не симуляция, поэтому отнестись к появившимся симптомам следует вполне серьезно

 Ребенка, у которого появился  страх перед занятиями, важно  как можно быстрее вернуть  в школу. Иногда излишнее внимание  к жалобам на физическое недомогание  может вызвать усиление указанных  симптомов. Возможно порою лучше “не заметить” плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость.

Чрезмерная активность школьников.

У детей с повышенной активностью  нередко возникают трудности  при выполнении школьных заданий, так  как им нелегко концентрировать  внимание и сидеть спокойно. Эти  дети,как правило, становятся предметом особой заботы родителей и учителей.

 Полностью причины повышенной  активности школьников не выяснены, но по поводу многих случаев  высказываются вполне определенные  суждения. В частности, достаточно устойчиво мнение экспертов относительно таких причин, как повреждение Центральной Нервной Системы (из-за травм ), генетические влияния. Некоторые исследователи в качестве причины называют пищу, темперамент детей, поощрение или подкрепление неприемлемого поведения. Сегодня используются разнообразные методики и профилактики лечения подобных недугов. Результаты дает постоянный и тактичный контроль за поведением ребенка со стороны родителей и учителей, а также чисто внешние моменты, как, например, успокаивающее мягкое голубое освещение в общественных местах.

 Этот подобные им методы способствуют некоторому снижению уровня активности, позволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение в классе, дома и на улице.

Дружба школьников.

« В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровестники0 сталкиваются дети с разной природной энергетикой. С разной культурой речевого и эмоционального общения. С разной волей и отличным чувством личности.» » [Мухина В С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-ое изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия». – 456 с. –256с.]

 Отношения между ровесниками (детьми) постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

 Именно группа сверстников  становится для ребенка тем  своеобразным фильтром, через который  он пропускает ценностные установки  родителей, решая, какие из  них отбросить, а на какие  ориентироваться в дальнейшем. 

 В школьные годы группы  сверстников формируются по принципам  пола, возраста, социально-экономического  статуса семей, к которым принадлежат  дети.

Информация о работе Особенности проявлений межличностных отношений в поведении младших школьников