Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:44, доклад
Цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений младших школьников между собой.
Задачи работы:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в педагогическом процессе;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Изучить межличностные отношения младших школьников:
5. Провести исследование межличностных отношений младших школьников.
Введение.
1) Понятие межличностных отношений. Межличностные отношения в педагогическом процессе.
2) Возрастные особенности поведения младших школьников. Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Заключение.
Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.
Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.
Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.
Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к школе. На практике оба эти варианта являются типичными: число детей, готовых к ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.
В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования.
Дети должны научиться
Ребенок должен понять, что
каждый человек может учиться,
для этого он должен захотеть
изменять в себе в ученье
и постепенно становиться «
Развитие познавательных процессов.
а) Развитие мышления. «Мышление – Один из важнейших психических процессов» . [Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА – ПРЕСС,1997.- 176 с. илл. - 25 с.] «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.» [ Петровский А.В. Введение в психологию. – Москва : Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с. – с. 196]
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может понять, какие предметы тонут, а какие будут плавать.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Наглядно- образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Это мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.
Мышление ребенка в начале
обучения в школе отличается
эгоцентризмом, особой
Отсутствие систематичности
знаний, недостаточное развитие
понятий приводит к тому, что
в мышлении ребенка
В начальных классах ребенок уже может
мысленно сопоставлять отдельные факты,
объединять их в целостную картину и даже
формировать для себя абстрактные знания,
отдаленные от прямых источников.
б)Развитие внимания.
«Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.» [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.]
Познавательная активность
ребенка, направленная на
Младший школьник в известной
степени может и сам
Хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для
включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Дети младшего школьного
возраста, безусловно, способны удерживать
внимание на интеллектуальных
задачах, но это требует
в) Развитие воображения.
«Основная функция
[ Выготский Л. С. Педагогическая психология
/ Под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс,
1996. – 536 с. – (Психология: Классические
труды). с.144]
В условиях учебной деятельности к
воображению ребенка
Сочиняя всевозможные истории,
Воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект.
Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности.
Неустанная работа
Влияние учения на развитие личности.
«В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая безусловно. Подвергается социальным воздействиям. Он знает. Что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя. Присваивая коллективные знаки(речь, цифры. Ноты и др.) , коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. Систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.» » [Мухина В С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-ое изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия». – 456 с. –288с.] Ребенку требуется одобрение его достижений, одобрение.
Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.
С момента, когда ребенок
пошел в школу, его
Страхи ребенка отражают
его восприятие окружающего
Время от времени у детей
в этом возрасте появляется
типичное для многих
Ребенка, у которого появился
страх перед занятиями, важно
как можно быстрее вернуть
в школу. Иногда излишнее
Чрезмерная активность школьников.
У детей с повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнении школьных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. Эти дети,как правило, становятся предметом особой заботы родителей и учителей.
Полностью причины повышенной
активности школьников не
Этот подобные им методы способствуют некоторому снижению уровня активности, позволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение в классе, дома и на улице.
Дружба школьников.
« В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровестники0 сталкиваются дети с разной природной энергетикой. С разной культурой речевого и эмоционального общения. С разной волей и отличным чувством личности.» » [Мухина В С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-ое изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия». – 456 с. –256с.]
Отношения между ровесниками (детьми) постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
Именно группа сверстников
становится для ребенка тем
своеобразным фильтром, через который
он пропускает ценностные
В школьные годы группы
сверстников формируются по
Информация о работе Особенности проявлений межличностных отношений в поведении младших школьников