Особенности проявлений межличностных отношений в поведении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:44, доклад

Краткое описание

Цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений младших школьников между собой.
Задачи работы:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в педагогическом процессе;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Изучить межличностные отношения младших школьников:
5. Провести исследование межличностных отношений младших школьников.

Оглавление

Введение.
1) Понятие межличностных отношений. Межличностные отношения в педагогическом процессе.
2) Возрастные особенности поведения младших школьников. Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Особенности проявлений межличностных отношений в поведении младших школьников.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Особенности проявлений межличностных отношений  в поведении младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение.

 

 

  1. Понятие межличностных отношений. Межличностные отношения в педагогическом процессе.  
  2. Возрастные особенности поведения младших школьников. Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.

 

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
        Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, эти первые отношения являются фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом, не всегда этот опыт складывается удачно.

Основополагающая  значимость проблемы взаимоотношений  детей в всегда привлекала внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного  детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к началу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Проблема  межличностных взаимоотношений  детей со сверстниками достаточно подробно изучалась: Мясищев В.В. изучал психологию отношений, Г.С. Абрамова и В.С. Мухина изучали возрастную психологию, и в частности психологию детей младшего школьного возраста. Также эту проблему изучали:  В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, , Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных. Но младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом развития межличностных отношений.

        Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния межличностных отношений младших школьников на их развитие, ее малой разработанностью.

        Цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений младших школьников между собой.

Мы исходим из гипотезы, что коммуникативная активность, как мера взаимодействия младшего школьника с партнерами по общению, является важной характеристикой успешности в межличностном общении.

Таким образом, предметом настоящего исследования являются межличностные отношения детей между собой. Общение мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Объектом исследования стало поведение учащихся младших классов школы.

Задачи  работы:

  1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  2. Раскрыть понятие межличностных отношений в педагогическом процессе;
  3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
  4. Изучить межличностные отношения младших школьников:
  5. Провести исследование межличностных отношений младших школьников.

Методы  исследования:

  1. изучение и анализ литературы;
  2. метод наблюдения;
  3. методы эмпирического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие межличностных отношений. 
Межличностные отношения в педагогическом процессе.

 

Понятие межличностных отношений.

     «Отношения межличностные  - (в детском возрасте) — субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности. Межличностные  отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое явление и подчиняются определенным закономерностям. Первая из них — обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которое возрастная социальная группа (большая или малая) занимает в обществе, поскольку для каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития это место специфично. Вторая характеристика межличностных отношений (м.о.) в группе — это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие м. о. и определяет их строение. Третья особенность м. о. в детской группе — их уровневая природа.» -  В.В. Абраменкова

      "Навыки межличностных отношений – это совокупность видов и форм поведения, которые определяют, и , возможно, ограничивают качество личных отношений между людьми.» [Психологическая энциклопедия. 2-ое изд. / Под. ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха, -СПб.: Питер., 2003. – 1096 с.  Ил. – стр.724 ] 
        В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. В первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что – « Отношение – сила, потенциал, определяющий степень выраженности эмоции, степень напряжения желания и потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности» [Мясищев В.Н. Психология отношений: Под. Редакцией А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А.Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК» , 1995. – 356 стр. , стр. 49]. Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева [Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001.-, с.98] отмечает, что их рассматривают, прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений, как отражение в сознании общественных отношений. Сама же она утверждает, что: "природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их"[ Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001.-,c.72].

         Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому "психологические отношения" (в соответствии с концепцией В.Н.Мясищева), Н.Н.Обозов отмечает: "Межличностные отношения – всегда "субъект-субъектные" связи" [Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001.-, с.76]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).

     «Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» 
[Петровский А. В. Введение в психологию. – Москва: Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с. – 280 стр.] То есть общение и межличностные отношения включают в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности.

        В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 К средствам общения относятся:

1.Язык – общепринятый набор символов или жестов, позволяющий нам передавать информацию и общаться с другими членами своей культуры, разговаривающими на том же языке. Главной проблемой этого определения является степень его «растяжимости». [ Психология. А – Я: Словарь-справочник/ Майк Кордуэлл. – Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – м.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 448 с.: ил. – (А-Я) стр.407 ]

2.Интонация,эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Выразительные движения - внешнее проявление переживаний человека ( его стремлений, оценок, отношения к явлениям жизни) в мимике (улыбке, нахмуривании бровей, сосредоточенности взгляда), пантомимике (движении тела, осанке, походке, жестах, интонации речи (голосовой мимике). [ большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : прайм. – ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия») с. 92. ]

4.Расстояние,на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Общение, будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой(вербальный -от лат. слова устный, словесный) и неречевой (невербальный)каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

 В структуру речевого общения  входят:

1.Значение и смысл слов, фраз.Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный),модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

 Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки -это кашель; нулевые звуки -это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др.

 Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом, беседуем всем телом” Публиций).

       Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

 Невербальное общение ценно  тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания.

 

 

 

Межличностные отношения в педагогическом процессе.

    «Организуя общение с  младшим школьником взрослые определяют развитие личности ребенка в этом возрасте.  В школе к ребенку предъявляют новые требования, он узнает новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов.»  [Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2003. – 704с. – (« Gaudeamus»)- с. 505.] Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

         Взаимоотношения учеников складываются не в вакууме. Они производны от атмосферы школы, от уровня понимания учителем психологии школьников, от педагогического коллектива.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Возрастные особенности  поведения младших школьников. Особенности  взаимоотношений в младшем школьном  возрасте.

«У ребенка к моменту поступления  в школу складываются психологические  свойства, присущие собственно школьнику.» [ Мухина В С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-ое изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия». – 456 с. – 251 с. ]

Ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению. Поступивший в школу ребенок занимает новое место в отношении людей.

«Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает  для него как стрессогенная.» [ Мухина В С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-ое изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия». – 456 с. – 252 с. ]

В большинстве случаев ребенок  приспосабливается к условиям школы.

По В.В. Давыдову учебная деятельность представляет собой один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Учебная деятельность ребенка развивается  так же постепенно, через опыт вхождения  в нее, как и все предшествующие деятельности(манипуляционная, предметная, игровая).

 «Развитие должно совершить  определенные законченные циклы,  определенные функции должны  созреть прежде, чем школа может  приступить к обучению определенным  знаниям и навыкам ребенка.  Циклы развития всегда предшествуют  циклам обучения. Обучение плетется  в хвосте у развития, развитие  всегда идет впереди обучения. Уже благодаря одному наперед  исключается всякая возможность  поставить вопрос о роли самого  обучения в ходе развития и  созревания тех функций, которые  активизируются обучением. Их  развитие и созревание являются  скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.»  [ Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: Классические труды). С. 323]

 Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек, ученик, ребенок. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Информация о работе Особенности проявлений межличностных отношений в поведении младших школьников