Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире люди зрелого возраста всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека[12]. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ одиночества в зрелом возрасте 5
Понятие одиночества, типы одиночества 5
Психологическая характеристика зрелого возраста 13
Специфика одиночества в зрелом возрасте 15
Глава 2. Эмпирические исследования особенностей одиночества в зрелом возрасте 21
2.1. Программа эмпирического исследования 21
Заключение 22
Список используемой литературы 24
По
третьему из приведенных оснований
нами выделяются две отличающиеся друг
от друга в субъективном восприятии
и оценке разновидности одиночества:
добровольное и вынужденное. Но в
объективном плане отличие
Выделение
указанных разновидностей
связано с причинами, приводящими
к ситуации одиночества. Их можно
сгруппировать следующим
− причины, исходящие от самой личности;
− причины, исходящие от других людей (игнорирование, избегание, насильственное заточение и др.);
− причины, вытекающие из стечения обстоятельств (объективная изоляция, не зависящая ни от самой личности, ни от действий других людей).
В свою очередь, первая группа причин делится на две подгруппы: а) осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству; б) тенденция к одиночеству, обусловленная наличием определенных черт характера, затрудняющих коммуникацию и поддержание близких отношений с людьми.
Очевидно, что только при наличии осознанного стремления человека к тому, чтобы остаться одному, можно говорить о добровольном одиночестве. Все остальные случаи будут восприниматься личностью как вынужденное одиночество, даже если оно является следствием черт ее характера (застенчивость, робость и др.) Для обозначения этих двух разновидностей одиночества мы будем использовать понятия «уединение» и «изоляция».
Одновременное использование трех оснований классификации позволяет выделить 16 ситуаций, к которым приложимо понятие одиночества. Основными из них являются:кратковременное пространственное уединение, кратковременная коммуникативная изоляция, хроническая эмоциональная изоляция, хроническое духовное уединение и др. Некоторые из этих ситуаций встречаются в реальной действительности чаще, другие– реже. Кроме того, нельзя забывать о возможности разнообразных сочетаний, в которых два, три и большее количество вариантов накладываются друг на друга, образуя очень сложное переплетение желаемого и вынужденного длящегося и мимолетного, чисто коммуникативного и интимно-духовного. Реальные ситуации конкретного человека чаще всего и оказываются такими переплетениями.
Какие
психологические следствия
Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характер тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллект, физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к нему представителей различных областей знаний, что обусловило развитие АКМЕОЛОГИИ - науки о периоде максимального расцвета, личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Как отмечает Д.И.Фельдштейн, жизнь взрослого человека - это движение, изменение, развитие. Наши акмеологи: Бодалев, Брушлинский, Ананьев, рассматривая зрелый возраст как период противостояния инволюционным процессам, Ананьев показал, что на этот возраст приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных познавательных способностей (собственно стационарные состояния встречаются только в 14,2% от общего числа). Ананьев говорит о гетерохронности взросления: наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. А.А.Бодалев говорит о том, что понятия взрослость и зрелость не тождественны. Можно достичь взрослого возраста и не обладать зрелой личностью. (хронологические рамки условны) Биррен – ранняя зрелость 17-25; зрелость 25-50; поздняя зрелость 50-75. Бромлей – ранняя взрослость 21-25; средняя взрослость 25-40; поздняя взрослость 40-45; предпенсионный возраст. Эриксон – ранняя взрослость 20-45; средняя 40-60; поздняя свыше 60. Граница зрелости и старости - выход на пенсию (фактический), отчуждение от общества, десоциализация. Социальная роль: активное включение человека в сферу общественного производства, создание семьи, проявление личной индивидуальности в воспитании детей, творчестве. Внешняя Трудовая Деятельность: максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в трудовую деятельность, шире – в производительную жизнь общества Под реализацией сил следует понимать физические, нравственные, профессиональные и многие другие высшие достижения в развитии взрослого человека. (Гуманисты: Олпорт, Маслоу, Роджерс). Путь развития личности - это социализация (социализация взрослого человека - субъектна по сути), она направлена вовнутрь на самопознание. Человек сам выбирает где быть, с кем быть и несет за это ответственность.
Кризисы:
1-й середины жизни - 40 лет (Левинсон, Юнг). 40 лет — время важных итогов и вопросов к себе. Экзистенциальный характер (смысло-жизненный характер). Психологические факторы: 1. переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности, снижение активности; 2. осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением, неудовлетворенность достигнутым положением; 3. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу (изменение временной перспективы); 4. переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни.
2-кризис
отделяет зрелость от старости
(наступает за некоторое время
до выхода на пенсию): факторы:
первое дыхание старости (силы
убывают, творчество
Новообразования:
по Эриксону – генеративность (творческий
потенциал, забота старшего поколения
о младшем, ответственность за сохранение
и совершенствование культуры), которая
стала итогом завершения кризиса середины
жизни.
В
затянувшихся условиях социально-экономической
нестабильности, характерной для
нашей страны проявления и последствия
субъективного одиночества
Цель
нашего исследования являлось выявление
психологических особенностей переживания
одиночества в пожилом
Для достижения цели нашего исследования, нами были подобраны следующие методы исследования: «Типологическая модель субъективного переживания одиночества»; Калифорнийской шкалой одиночества (авторы Д.Рассел, Л.Пешю, К.Кутрона; Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»; теста «Самооценка».
Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении к возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании.
С целью изучения отношения к сложившимся стереотипам старости испытуемым предлагалось оценить – высказать свое согласие/несогласие с предлагаемым набором из 14 наиболее распространенных представлений относительно поведения, обязанностей и возможностей пожилых, характера их взаимоотношений в семье, с лицами других возрастных групп.
Проведенный
анализ результатов позволил выявить,
что наибольшее возражение старшего
поколения вызвало
Выявлено,
что к числу стереотипов
Подавляющее
большинство пожилых людей
Согласие
большинства встречает и
По итогам проведения анкеты были выявлены основные проблемы пожилых людей (рисунок 1).
Первое место среди проблем пожилых людей принадлежит одиночеству (73,9 %), при этом необходимо отметить, что об одиночестве говорили не только одиноко живущие люди, но и те, кто проживает не один. Кроме того, мужчины (43,3 %) столкнулись с этой проблемой чаще женщин (30,5 %). Мужчин также больше беспокоят проблемы философского характера (поиск смысла жизни) (18,9 %). В то время как женщины больше интересуются проблемами детей и внуков (21,9 %). Тем самым неосознанно стремясь к подтверждению собственной нужности и значимости в глазах окружающих. Женщин также больше волнуют проблемы в собственной семье, желая восстановить былое равновесие в отношениях, стремятся найти поддержку (15,8 %). Довольно частыми у этой возрастной категории являются переживания по поводу смерти близких людей, супругов (20,8 %).
С
целью определения степени
Согласно результатам, полученным по итогам проведения данной методики, мы выделили три группы на основании степени (уровня) одиночества (рисунок 2). Так, первая группа (17 человек) оценили свое состояние как невыносимо одинокое, испытуемые из этой группы чувствуют себя покинутыми, несчастными.
Вторая группа (18 человек), чей средний балл составил 17,6, не характеризуют свое состояние как одинокое, они довольно общительны, с сохранившимися коммуникативными связями. При этом интересным представляется тот факт, что они совсем не боятся быть одиноким, т.е. они допускают в какой то степени чувство одиночество, положительно его оценивая, и в то же время любят побыть наедине с собой.
Далее
для проверки выдвинутой нами гипотезы
мы провели методику «Диагностика социально-психологической
адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».
Выявлено, что испытуемые контрольной группы имеют более высокие показатели адаптивной способности. А именно пожилые люди, вошедшие в контрольную группу, в целом характеризуют себя как умеющих управлять собой, заставлять себя, разрешать себе. Свои отношения с окружающими характеризуют как теплые, добрые отношения, в душе оптимисты, верят в лучшее.
Установлено, что испытуемые из экспериментальной группы, согласно результатам проведенной методики, характеризуются низким уровнем адаптивной способности, что может свидетельствовать о эмоциональном дискомфорте, встревожености, обеспокоенности, напряженности, неуравновешенности (рисунок 3).
Таким
образом, согласно результатам экспериментальная
группа характеризуется слабой адаптационной
способностью, в отличие от контрольной,
средний групповой показатель адаптационной
способности которой достиг 122 балла,
что интерпретируется как высокий
уровень адаптации. Наше предположение
о том, что наличие слабой адаптационной
способности будут
С целью определения уровня самооценки у испытуемых, мы провели методику «Самооценка» и подсчитали коэффициент ранговой корреляции, что позволило получить более полную картину.
Информация о работе Особенности одиночества в зрелом возрасте