Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире люди зрелого возраста всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека[12]. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ одиночества в зрелом возрасте 5
Понятие одиночества, типы одиночества 5
Психологическая характеристика зрелого возраста 13
Специфика одиночества в зрелом возрасте 15
Глава 2. Эмпирические исследования особенностей одиночества в зрелом возрасте 21
2.1. Программа эмпирического исследования 21
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ одиночества в зрелом возрасте 5
Глава
2. Эмпирические исследования особенностей
одиночества в зрелом возрасте
2.1.
Программа эмпирического
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире люди зрелого возраста всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека[12]. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме. Усиление индивидуализма, ослабление связей в первичной группе, интенсификация социальной мобильности, увеличение раздробленности в обществе и вызванная этим нестабильность приводят к возрастанию в нем социально обусловленного одиночества. Одиночество испытывают не только те, у кого, например, нет семьи и близких, но и многие «успешные», «состоявшиеся» люди, имеющие многочисленные социальные контакты и живущие, казалось бы, «благополучной жизнью». Чувству одиночества (в разной степени) подвержены практически все, но особенно резко оно проявляется в зрелом периоде жизни человека. Одиночество нередко рассматривается как «антипод» фундаментальным основам человеческого существования, полноценным межличностным отношениям и даже самой сущности человека. С другой стороны, силы, вырывающие личность из присущего ей социального контекста, связанные с такими феноменами как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение, являются факторами, отражающими сложные и объективные процессы развития общества, определяющими, в частности, и распространение одиночества в современном мире. С недавних пор одиночество стали называть социальным бедствием, социальной болезнью, «многоликой» и «коварной», вызывающей одновременно сострадание и протест.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является критический анализ различных концептуальных и методологических подходов к изучению проблемы одиночества.
Исходя из поставленной цели, в курсовой решаются следующие задачи:
Объект исследования: феномен одиночества.
Предмет исследования: особенности переживания и представлений об одиночестве в зрелом возрасте.
Научно-практическая
значимость курсовой состоит в том,
что ее содержание и выводы могут быть
использованы для дальнейшей научной
работы в области изучения феномена
одиночества.
Глава
1.Теоретический анализ
одиночества в зрелом
возрасте
Главный вопрос, который вытекает из анализа существующих теоретических взглядов на одиночество, заключается в следующем: является ли оно «чувством», психическим состоянием, или его нужно рассматривать как специфическую совокупность условий жизни человека, ограничивающую его связи с социальным окружением? Первое понимание получило широкое распространение в психологии, особенно в прикладной, но, как уже было показано, характеризуется явной тенденциозностью и содержит в себе отчетливо выраженное негативистское отношение к явлению. Вторая трактовка более характерна для социологии, но в ней также наблюдается не самая плодотворная тенденция к оперированию чисто формальными признаками изолированности человека. Для социально-психологического исследования проблемы наиболее приемлемо ее широкое понимание, сложившееся в антропологической философии и в последние десятилетия развивающееся в рамках системного анализа. Например, один из специалистов в данной области, Д.П. Флендерс считает одиночество механизмом обратной связи, существующим в обществе и позволяющим ему или отдельному индивиду поддерживать определенный (оптимальный) уровень социальных контактов [25].
Проблему
одиночества не следует рассматривать
только в русле психологии общения,
так как с общением непосредственно
связаны далеко не все случаи одиночества.
Например, человек, даже находясь в
полной коммуникативной изоляции, может
сохранять тесные эмоциональные
и духовные связи с близкими, дорогими
ему людьми, не придавать в течение
определенного времени большого
значения своей оторванности от них
(более того, мысли о них
и чувства к ним будут
Очевидно,
что любая общность или группа
нуждаются в определенной интенсивности
внутренних связей, понижение или
повышение которой может
Достаточно большая общность может существовать как целое и нормально развиваться, не взирая на то, что определённая часть ее членов интегрирована в нее слабо. Здесь вступает в действие механизм нормального распределения: часть людей имеет низкую интегрированность с обществом и социальными группами, часть – очень высокую, а большинство – среднюю. Среди тех, кто слабо интегрирован, безусловно, имеются и такие индивиды, которых сложившееся положение вполне удовлетворяет, а также такие, для которых механизм обратной связи оказывается нарушенным, и в результате чего они оказываются в состоянии психологического дискомфорта. И те, и другие, с нашей точки зрения, могут считаться находящимися в большем или меньшем одиночестве, но их реакция на свое положение окажется различной.
Поскольку взаимодействие
При временном (или ситуационном) снижении интегрированности индивида в систему социальных связей, взаимодействия и отношения с людьми, его также можно считать находящимся в одиночестве. Однако, важно указать на то, что личностная реакция людей на эту ситуацию окажется различной: кто-то огорчится, а кто-то обрадуется возможности побыть наедине с самим собой. Причем, в данном случае, как обрадоваться, так и огорчиться могут люди разного психологического типа, т.к. ситуативно любой человек может захотеть уединения и поддержания психологической дистанции, и любой человек может захотеть единения и близости. В данном случае возникает проблема механизма обратной связи личности и социального окружения. Нарушения этого механизма имеют место, либо тогда, когда личность испытывает в определённый момент времени большую потребность в социальной (межличностной) интегрированности, чем реально ею обладает, либо тогда, когда она нуждается в меньшей интегрированности, в общество а вынуждена вступать в тесное взаимодействие.
Так
можно описать проблему одиночества
личности в рамках общей системы
социальных взаимодействий. В социальной
психологии уже более 20 лет предпринимаются
попытки разработать общую
Согласно Б.С. Алишеву, ситуация представляет собой некое положение, складывающееся во взаимодействии личности с социальным окружением. Поэтому она не является в строгом смысле ни объективным явлением, ни субъективным явлением. В ней происходит слияние и взаимное проникновение того и другого. В силу того, что взаимодействие людей с внешним миром подчиняется определенным общим закономерностям, возникают типичные, часто повторяющиеся ситуации, и в которые попадают разные люди. Общественное сознание и культура, согласно Г.Тажфелу [24], «категоризируют» их. В процессе такой категоризации они получают обозначение в виде понятия (в данном случае, это и есть слово «одиночество») и приобретают смысл в двух аспектах: чисто когнитивном (что это такое?) и аффективном (хорошо это или плохо?).
Исходя из этого Б.С. Алишев определяет ситуацию как «… фрагмент взаимодействия субъекта с окружающим миром, который характеризуется относительной неизменностью основных параметров этого взаимодействия и, как следствие, наличием у него целостного содержания и смысла» [1;2]. Одиночество, рассматриваемое как кратковременное явление, безусловно, соответствует данному определению, т.к. оно длится до тех пор, пока его кто- то не нарушит, и пока не изменятся параметры взаимодействия с внешним окружением. Возникает, однако, вопрос: как быть с хроническим, постоянным одиночеством, превращающимся в образ жизни личности? Ситуационный подход может быть применен и в этом случае. Во-первых, существуют ситуации разного уровня (даже международно-политические и историко-культурные, охватывающие десятилетия и века), во-вторых, сколько бы не длилась ситуация во времени, реально она всегда существует сейчас, а все остальное – лишь ее прошлое и будущее. Любая хронически существующая ситуация актуальна только, потому что она есть в настоящем.
Основываясь на выше сказанном, определяем одиночество как специфическую ситуацию, сложившуюся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которой характерно его изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений. Эта ситуация является, как уже было сказано, и объективной, и субъективной одновременно: она существует независимо от того, осознается или не осознается, но ее нет без самой находящейся в ней личности. Человек испытывает некие чувства и ощущения, вызванные ситуацией, будучи не в состоянии идентифицировать ее саму (у него возникает общее состояние удовлетворения – не удовлетворения, причин которого он может не понимать и не осознавать), но ее бы не было, если бы он сам в ней не находился.
Вопрос
идентификации и осознания
В
рамках первого основания
а) физическое (пространственное) одиночество, делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т.д.;
б) коммуникативное одиночество, наблюдаемое при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную местность, новичка в группе и др.;
в) эмоциональное одиночество, имеющее место при отсутствии доверительно близких, в том числе интимных отношений с кем-либо из окружающих людей, несмотря на наличие контактов и общения с ними;
г) духовное одиночество, понимаемое нами как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений.
На указанных уровнях происходит возрастание от простого к сложному. Первый уровень наиболее прост и легко фиксируется, как самой личностью, так и посторонним наблюдателем. В значительной мере он физиологичен, т.к. связан с нарушением биосоциальной потребности быть вместе с себе подобными. Следующий уровень – коммуникативный −отличается тем, что в пределах доступности имеются люди, но взаимодействие и общение с ними затруднено: в лучшем случае имеется эпизодический обмен отдельными действиями и короткими репликами то с одним, то с другим человеком. Два следующих уровня − эмоцианального и духовного одиночество − являются в психологическом плане более сложными и труднее поддаются внешнему наблюдению. Каждый из них можно назвать одиночеством в толпе. Именно такие ситуации считаются, наиболее проблемными в условиях современного высоко технологического общества.
Второе
основание классификации
Информация о работе Особенности одиночества в зрелом возрасте