Особенности одиночества в зрелом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире люди зрелого возраста всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека[12]. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ одиночества в зрелом возрасте 5
Понятие одиночества, типы одиночества 5
Психологическая характеристика зрелого возраста 13
Специфика одиночества в зрелом возрасте 15
Глава 2. Эмпирические исследования особенностей одиночества в зрелом возрасте 21
2.1. Программа эмпирического исследования 21
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

курсяк мой.docx

— 386.00 Кб (Скачать)

Содержание

   Введение                                                                                                         3

   Глава 1. Теоретический анализ одиночества  в зрелом возрасте               5

    1. Понятие одиночества, типы одиночества                                     5
    2. Психологическая характеристика зрелого возраста                  13
    3. Специфика одиночества в зрелом возрасте                                15

   Глава 2. Эмпирические исследования особенностей одиночества в зрелом возрасте                                                                                                                21

   2.1. Программа эмпирического исследования                                           21

   Заключение                                                                                                    22

   Список   используемой  литературы                                                        24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Актуальность  темы  исследования.  В  современном  мире  люди зрелого возраста  всё чаще  и всё острее  испытывают  чувство  одиночества,  но  в  то  же  время каждый  воспринимает  и оценивает  его  по-своему.  Ни  в  науке,  ни  в  массовом  сознании  нет  общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества  имеются  определенные  элементы,  общие  для  любых  его  проявлений.  Во-первых,  состояние  одиночества  предполагает  для  человека  полную  погруженность  в самого  себя  и  носит  целостный,  всеохватывающий  характер.  Это  особая  форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во  внутреннем мире  личности. Во-вторых,  одиночество  означает  полное  отсутствие  или разрыв  социальных  связей  человека,  ощущающего  потребность  в  неформальных контактах,  включении  в  какую-либо  группу.  В-третьих,  одиночество  порождает  целый комплекс  отрицательных  эмоций  у  человека[12]. И если  раньше  одиночество считалось,  в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают  говорить  о нем на  уровне  всего общества.  Сегодня можно говорить  об  одиночестве как о серьезной социальной  проблеме.  Усиление индивидуализма,  ослабление  связей  в первичной группе,  интенсификация  социальной мобильности, увеличение раздробленности в обществе и вызванная этим нестабильность приводят  к возрастанию в нем социально обусловленного  одиночества.  Одиночество испытывают  не  только  те,  у кого,  например,  нет семьи и близких,  но  и многие «успешные», «состоявшиеся»  люди,  имеющие многочисленные  социальные  контакты  и живущие, казалось бы, «благополучной жизнью». Чувству одиночества (в разной степени) подвержены  практически все,  но  особенно  резко оно проявляется в зрелом  периоде жизни человека.  Одиночество нередко рассматривается как «антипод» фундаментальным основам человеческого  существования, полноценным межличностным отношениям и даже  самой сущности  человека.  С  другой  стороны,  силы,  вырывающие  личность  из  присущего  ей социального  контекста,  связанные  с  такими  феноменами  как  индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение, являются факторами, отражающими сложные и  объективные  процессы  развития  общества,  определяющими,  в  частности,  и распространение  одиночества  в  современном  мире.  С недавних  пор одиночество стали называть  социальным  бедствием,  социальной  болезнью, «многоликой»  и «коварной», вызывающей одновременно сострадание и протест. 

   Цель  и  задачи  исследования.  Целью курсовой   работы  является критический  анализ  различных  концептуальных  и  методологических  подходов к изучению проблемы одиночества.

   Исходя  из поставленной цели, в курсовой  решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть феномен одиночества и его типы;
  2. Дать психологическую характеристику зрелого возраста;
  3. Выявить специфику в зрелом возрасте.

   Объект  исследования:  феномен одиночества. 

   Предмет  исследования:  особенности переживания и представлений об одиночестве в зрелом возрасте.

   Научно-практическая значимость курсовой состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения феномена  одиночества. 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1.Теоретический анализ одиночества в зрелом возрасте 

   
    1. Понятие одиночества, типы одиночества
 

   Главный вопрос, который вытекает из анализа  существующих  теоретических взглядов на одиночество, заключается в следующем: является ли оно «чувством», психическим  состоянием, или его нужно рассматривать  как специфическую совокупность условий жизни человека, ограничивающую его связи с социальным окружением? Первое понимание получило широкое  распространение в психологии, особенно в прикладной, но, как уже было показано, характеризуется явной тенденциозностью и содержит в себе отчетливо выраженное негативистское отношение к явлению. Вторая трактовка более характерна для социологии, но в ней также наблюдается не самая плодотворная тенденция к оперированию чисто формальными признаками изолированности человека. Для социально-психологического исследования проблемы наиболее приемлемо ее широкое понимание, сложившееся в антропологической философии и в последние десятилетия развивающееся   в   рамках   системного   анализа.   Например,   один   из специалистов в данной области, Д.П. Флендерс считает одиночество механизмом обратной связи, существующим в обществе и позволяющим ему или отдельному индивиду поддерживать определенный (оптимальный) уровень социальных контактов [25].

   Проблему  одиночества не следует рассматривать  только в русле психологии общения, так как с общением непосредственно  связаны далеко не все случаи одиночества. Например, человек, даже находясь в  полной коммуникативной изоляции, может  сохранять тесные эмоциональные  и духовные связи с близкими, дорогими ему людьми, не придавать в течение  определенного времени большого значения своей оторванности от них (более   того, мысли о них  и чувства к ним будут придавать  ему силы). А с другой стороны, никакое интенсивное общение  с десятками и сотнями знакомых еще не означает привязанности к кому-то и близости с кем-то. Поэтому, хотя ряд фундаментальных работ в области психологии общения [3, 5, 6, 8, 8, 14, 15] имеют важное значение для понимания проблемы одиночества, ее нужно рассматривать в более широком плане.

   Очевидно, что любая общность или группа нуждаются в определенной интенсивности  внутренних связей, понижение или  повышение которой может привести либо к функциональным нарушениям в  совместной деятельности людей, либо к  распаду группы. Точно также общность и группа нуждаются в определенном единстве содержания внутренних связей. В совокупности мера интенсивности  и мера единства содержания связей образуют то, что в социальной психологии принято обозначать термином «сплоченность» [22]. Не менее очевидно и то, что отдельная личность также нуждается в определенной интенсивности своих внешних связей и согласованности их содержания с содержанием собственного внутреннего мира. Причем, мера развития обеих этих социальных потребностей может быть    индивидуальной   и   обуславливается   многими    факторами,   как генетического происхождения, так и имевшими место на разных стадиях онтогенеза.

     Достаточно большая общность может существовать как целое и нормально развиваться, не взирая на то, что определённая часть ее членов интегрирована в нее слабо. Здесь вступает в действие механизм нормального распределения: часть людей имеет низкую интегрированность с обществом и социальными группами, часть – очень высокую, а большинство – среднюю. Среди тех, кто слабо интегрирован, безусловно, имеются и такие индивиды, которых сложившееся положение вполне удовлетворяет, а также такие, для которых механизм обратной связи оказывается нарушенным, и в результате чего они оказываются в состоянии психологического дискомфорта. И те, и другие, с нашей точки зрения, могут считаться находящимися в большем или меньшем одиночестве, но их реакция на свое положение окажется различной.

     Поскольку взаимодействие личности  с социальным окружением разворачивается   во   времени,   его   параметры   никогда   не   остаются постоянными. Это означает, что каким бы ни был уровень потребности индивида в интенсивности связей с другими людьми и во взаимной согласованности содержания этих связей, в реальности мы опять наблюдаем проявление закона нормального распределения. В каждый конкретный момент времени он (индивид) может быть больше или меньше интегрирован в систему социальных (межличностных) взаимодействий, но крайние варианты встречаются реже. В большинстве случаев имеется некая средняя для данного индивида мера интегрированности.

     При временном (или ситуационном) снижении интегрированности индивида в систему социальных связей, взаимодействия и отношения с людьми, его также можно считать находящимся в одиночестве. Однако, важно указать на то, что личностная реакция людей на эту ситуацию окажется различной: кто-то огорчится, а кто-то обрадуется возможности побыть наедине с самим собой. Причем, в данном случае, как обрадоваться, так и огорчиться могут люди разного психологического типа, т.к. ситуативно любой человек может захотеть уединения и поддержания психологической дистанции, и любой человек может захотеть единения и близости. В данном случае возникает проблема механизма обратной связи личности и социального окружения. Нарушения этого механизма имеют место, либо тогда, когда личность испытывает в определённый момент времени большую потребность в социальной (межличностной) интегрированности, чем реально ею обладает, либо тогда, когда она нуждается в меньшей интегрированности, в общество а вынуждена вступать в тесное взаимодействие.

   Так можно описать проблему одиночества  личности в рамках общей системы  социальных взаимодействий. В социальной психологии уже более 20 лет предпринимаются  попытки разработать общую теорию ситуаций и   основные принципы ситуационного анализа [12, 9, 11, 19, 23, 24], которые пока не привели к успеху. Тем не менее, понятие ситуации обладает большим эвристическим потенциалом, т.к. характеризует связь субъекта (индивида, личности) с социальной и естественно-природной средой.

   Согласно    Б.С.   Алишеву,   ситуация    представляет   собой   некое положение, складывающееся во взаимодействии личности с социальным окружением. Поэтому она не является в строгом смысле ни объективным явлением, ни субъективным явлением. В ней происходит слияние и взаимное проникновение того и другого. В силу того, что взаимодействие людей с внешним миром подчиняется определенным общим закономерностям, возникают типичные, часто повторяющиеся ситуации, и в которые попадают разные люди. Общественное сознание и культура, согласно Г.Тажфелу [24], «категоризируют» их. В процессе такой категоризации они получают обозначение в виде понятия (в данном случае, это и есть слово «одиночество») и приобретают смысл в двух аспектах: чисто когнитивном (что это такое?) и аффективном (хорошо это или плохо?).

   Исходя  из этого Б.С. Алишев определяет ситуацию как «… фрагмент взаимодействия субъекта с окружающим миром, который характеризуется относительной неизменностью основных параметров этого взаимодействия и, как следствие, наличием у него целостного содержания и смысла» [1;2]. Одиночество, рассматриваемое как кратковременное явление, безусловно, соответствует данному определению, т.к. оно длится до тех пор, пока его кто- то не нарушит, и пока не изменятся параметры взаимодействия с внешним окружением. Возникает, однако, вопрос: как быть с хроническим, постоянным одиночеством, превращающимся в образ жизни личности? Ситуационный подход может быть применен и в этом случае. Во-первых, существуют ситуации разного уровня (даже международно-политические и историко-культурные, охватывающие десятилетия и века), во-вторых, сколько бы не длилась ситуация во времени, реально она всегда существует   сейчас, а все остальное – лишь ее прошлое и будущее. Любая хронически существующая ситуация актуальна только, потому что она есть в настоящем.

     Основываясь на выше сказанном, определяем одиночество как специфическую ситуацию, сложившуюся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которой характерно его изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений. Эта ситуация является, как уже было сказано, и объективной, и субъективной одновременно: она существует независимо от того, осознается или не осознается, но ее нет без самой находящейся в ней личности. Человек испытывает некие чувства и ощущения, вызванные ситуацией, будучи не в состоянии идентифицировать ее саму (у него возникает общее состояние удовлетворения – не удовлетворения, причин которого он может не понимать и не осознавать), но ее бы не было, если бы он сам в ней не находился. 

   Вопрос  идентификации и осознания ситуации человеком будет рассмотрен далее. Проанализируем виды одиночества, чтобы  определить, какие ситуации взаимодействия человека с социальным окружением можно  обозначить данным понятием. Мы исходим  из классификации по трем основаниям: а) по уровням взаимодействия человека с окружающим миром, б) по временной  протяженности, в) по происхождению (причинам, факторной структуре).

   В рамках первого основания классификации  выделяем ситуации одиночества 4 уровней:

   а)    физическое     (пространственное)      одиночество,     делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т.д.;

   б) коммуникативное одиночество, наблюдаемое  при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную  местность, новичка в группе и  др.; 

     в) эмоциональное одиночество,  имеющее место при отсутствии  доверительно близких, в том  числе интимных отношений с  кем-либо из окружающих людей,  несмотря на наличие контактов  и общения с ними;

     г) духовное одиночество, понимаемое нами как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений.

   На  указанных уровнях происходит возрастание  от простого к сложному. Первый уровень наиболее прост и легко фиксируется, как самой личностью, так и посторонним наблюдателем. В значительной мере он физиологичен, т.к. связан с нарушением биосоциальной потребности быть вместе с себе подобными. Следующий уровень – коммуникативный −отличается    тем, что в пределах доступности имеются         люди, но взаимодействие и общение с ними затруднено: в лучшем случае имеется эпизодический обмен отдельными действиями и короткими репликами то с одним, то с другим человеком. Два следующих уровня − эмоцианального и духовного одиночество − являются в психологическом плане более сложными и труднее поддаются внешнему наблюдению. Каждый из них можно назвать одиночеством в толпе. Именно такие ситуации считаются, наиболее проблемными в условиях современного высоко технологического общества.

   Второе  основание классификации позволяет  говорить об эпизодическом и хроническом  одиночестве. Об этих вариантах уже  шла речь выше, и мы не видим необходимости  в дополнительном анализе. Отметим  еще лишь один момент. Возникает  вопрос о грани между первым и  вторым. Ее, конечно, невозможно установить с точностью. Мы полагаем, что одиночество  нужно считать эпизодическим, если оно в любой момент может быть прекращено самой личностью, или, если ей известно, когда оно будет прекращено в результате наступления определенных событий. Хроническим же будет такое  одиночество,    временная   перспектива   которого      бесконечна   или неопределенна  в направлении будущего и уже  достаточно велика в направлении  прошлого.

Информация о работе Особенности одиночества в зрелом возрасте