Особенности общения подростка со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………….. Стр.3
Глава 1 Общая характеристика общения……………… Стр.5
1.1. Понятие и виды общения…………………………… Стр.5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека… Стр.8
Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми Стр.11
2.1. Общение подростка со взрослыми………………… Стр.11
2.2. Стили родительского общения и воспитания……… Стр.16
Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками……………………………………………… Стр.19
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками………………………………………….... Стр.19
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола Стр.26
Заключение……………………………………………….. Стр.30
Библиографический список……………………………... Стр.32
Приложения……………………………………………….

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ КУРСОВАЯ.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Если бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно  большое значение для психического развития ребенка имеет его общение  со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального  развития информацию.

В общении  сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через  словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный  опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

Выделенные  выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное  общение формирует человека как  личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы  и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам  общение также выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые  для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное  общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации  других видов общения. Тем самым  оно косвенно способствует индивидуальному  интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели  деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное  общение необходимо человеку для  того, чтобы обучаться и воспитываться  в результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных  средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 – 3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека.

 

ГЛАВА II  Особенности общения подростка со взрослыми  

2.1. Общение подростка  со взрослыми  

В отрочестве общение с родителями, учителями  и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта  взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями [10, С.14].

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные  или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря  на внимание противодействия проявляемых  по отношению к взрослому, подросток  испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве  друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи  с легкой ранимостью подростка для  взрослого очень важно найти  формы налаживания и поддерживания  этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание  требований, как правило, отвергается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они  выражают протесты в различных  формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения.  И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обуславливается  изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени  оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к  неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших, может принимать под  влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

Неустойчивость  подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Характерными  для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.

Слабость  и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится  компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются  формы гиперкомпенсации, когда для  самореализации выбирается область  деятельности, представляющая наибольшие трудности.

В ряде случаев  позиции взрослых по отношению к  подростку неблагоприятны для его  развития. Например, авторитарная позиция  по отношению к подростку может  стать условием, искажающим его психическое  и социальное развитие.

Руслан  (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии  пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет. [13, С.364].

Из данного  примера можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля  – это не только проблема отношений  детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи  обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или  расхлябано, дурашлив неуважителен. В то же время  в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.

Недостаток  внимания, заботы и руководства, формализм  взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником  обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная  опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко  приносят негативные последствия: подросток  оказывается лишенным возможности  быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей  лишь возрастает.

Чрезмерное  покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной  рефлексии. Ребенок, привыкший к  всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.

Вместе  с тем многие подростки стремятся  избегать конфликтов,  пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, которые в свою очередь, контролирует позиции матери и отца в отношении  к ребенку. Например, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который Э.Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.

Признаки  «мамочки» по Э.Эриксону:

1)«Мамочка»  - бесспорный авторитет в вопросах  нравов и нравственности в  своем доме и в своей общине;

2) В любой  ситуации, где это расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует от своих детей, она винит детей, но никогда не винит себя;

3) Она  демонстрирует непреклонную враждебность  к любому свободному выражению  самых наивных форм чувственного  и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточно ясно дает понять, что их отец, с его сексуальными притязаниями, смертельно ей наскучил;

Информация о работе Особенности общения подростка со сверстниками