Особенности общания детей дошкольного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:08, реферат

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………......3
1.Особенности общения детей дошкольного возраста…………………….…...4
1.1 Общение мальчиков и девочек…………………………………………...4
1.2 Структура межличностных отношений в группах детей……………....5
1.3 Становление и развитие межличностных отношений………………….7
2. Причины, мотивы и формы проявления конфликтов………………………12
3. Эффективные пути разрешения конфликтов………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….…22
Литература

Файлы: 1 файл

психология на печать.docx

— 55.65 Кб (Скачать)

К 5-6 годам число  конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться  в глазах сверстника. Дети чаще говорят  о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся. Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию. Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А в не ситуативно-деловой форме общения формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

2. Причины, мотивы  и формы проявления  конфликтов.

В период дошкольного  детства ребенок, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу  общения со сверстниками, а поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, выполняющим  особые функции и предъявляющим  особые, новые для ребенка требования. На этом этапе развития ему становятся доступными более глубокие формы  общения с людьми, принципиально  иной становится сфера деятельности. В дошкольном возрасте ребенок осваивает  такие сложные виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра (ведущая  деятельность этого возраста), рисование, конструирование, восприятие сказки и  многие другие виды активности. Продолжает интенсивно развиваться и деятельность общения: внеситуативно-познавательного  и внеситуативно-личностного, а также  взаимодействие со сверстниками. Заметно  возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а эгоцентрическое  понимание деятельности постепенно уступает место способности учитывать  не только свою точку зрения, но и  принимать во внимание взгляды и  мнения других людей — как взрослых, так и сверстников. В детском возрасте начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности, которые во многих случаях могут стать источниками серьезных будущих проблем дошкольника. Основной круг проблем, возникающих у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка. Так, например, дисгармоничные отношения в семье могут рождать у ребенка стойкий эмоциональный дискомфорт, сказываться на его познавательной активности, на взаимоотношениях со сверстниками, накладывать свой тяжелый отпечаток на формирование всей его личности. И, напротив, к примеру, трудности ребенка, коренящиеся в снижении его интеллектуального развития, могут осложнять детско-родительские отношения, проявляться в ходе игры и общении со сверстниками, препятствуя взаимопониманию, и создавать почву для взаимной неудовлетворенности и конфликтов. Непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т. е. детское фантазирование), слабоволие (непроизвольность поведения) — весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников. Они часто служат причиной недовольства родителей, воспитателей, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Разнообразные жалобы со стороны родителей и воспитателей на ребенка-дошкольника, с которыми сталкиваются психологи, имеют в своей основе общие причины:

• незнание или  сознательное игнорирование возрастных норм и необходимых условий развития ребенка;

• различные  личностные проблемы самих взрослых;

• дефицит совместной деятельности и общения с родителями;

• необоснованно  завышенные, с точки зрения возрастных возможностей, требования к произвольному  управлению и контролю поведения и даже за психическими процессами;

• дисгармоничные отношения между родителями (характеризующиеся  выраженными различиями их темпераментов  или характерологического склада);

• неверные воспитательные установки и представления взрослых.

Часто у взрослых вызывает беспокойство чрезмерная увлеченность ребенка игрой и фантазированием, проявление самостоятельности и  инициативы (характерных для данного  возраста), неприятие (отвержение) ребенка  детским коллективом или стойкие  трудности в его общении со сверстниками. Это доказывает незнание взрослыми возрастных особенностей развития ребенка-дошкольника, недооценку значения личностных форм общения и игровой деятельности в его полноценном развитии. Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ребенка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребенок проходит «школу» реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами. А это значит освоение им соответствующих коммуникативных навыков, приобретение умения согласовывать свои действия с учетом позиции партнеров по игре или иным занятиям, осознание своих качеств на основе сравнения с качествами других детей, общение со сверстниками. Совместные формы деятельности дошкольников вносят особый, крайне важный вклад в сложный процесс формирования самооценки ребенка и многие другие процессы его общего психического развития. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении детей можно наблюдать такие действия и обращения, как спор, навязывание своей воли, требования, приказы, обман, проявление жалости и желание успокоить. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая специфическая  особенность контактов детей  заключается в их нестандартности  и нерегламентированность. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и дразнилки. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна особенность общения сверстников — это преобладание инициативных действий над ответными действиями. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей. Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками, как показывает практика, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, ребенок слишком робок, зажат, неверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам. В число таких детей, как правило, попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с гипо-или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания. Другой широко распространенный вариант «непопулярного» дошкольника — агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Показано, что уже у дошкольников может иметь место доминирование потребности в признании в сочетании с общей высокой активностью в общении и малой способностью удовлетворить коммуникативные потребности своих партнеров по игре и совместной деятельности. Непопулярные дети, тяжело переживают свою не включенность в совместные игры сверстников, что, в свою очередь, крайне отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства самоуважения в целом. Специальная помощь в освоении коммуникативных навыков обычно требуется детям с такими особенностями эмоционально-личностного реагирования, как высокая тревожность и неуверенность в себе, зависимость от окружающих, повышенная потребность в их одобрении и другими особенностями, возникающими вследствие недостаточно четкого и гибкого воспитания ребенка в семье. Особый круг проблем возникает в связи с таким важным, но чрезвычайно мало разработанным в возрастной психологии вопросом, как ранний этап формирования характера и, в частности, его акцентуаций. В дошкольном возрасте в ряде случаев необходимо учитывать возможность раннего обнаружения некоторых типов акцентуаций характера (например, по истероидному, гипертимному, лабильному, неустойчивому и некоторых другим типам). Важно знать, что при определенных акцентуациях формирующегося характера ребенка неправильные виды воспитания могут оказывать крайне негативное влияние и способствовать психопатическому развитию. Так, например, причины истерии это сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи») по существу обрекает ребенка на путь психопатического развития. Детям, имеющим акцентуацию характера (явную или скрытую), особенно остро требуется индивидуальный подход в воспитании. Опасно, когда родители и воспитатели не знают и не учитывают имеющихся< у таких детей зон «наименьшего сопротивления», не представляют себе возможных последствий потакания нежелательным проявлениям. Соответствующие разъяснения психолога могут способствовать формированию осознанного учета взрослыми, окружающими ребенка, устойчивых особенностей характера акцентуированных детей, а значит предотвращению психологических срывов ребенка и взрослых, помогать находить пути успешного взаимоприспособления. Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Практика показывает весьма раннее деление дошкольников на «популярных» и «непопулярных» или, другими словами, «звезд» и «изолированных», обнаруженное и в социометрических, и в психологических исследованиях. Специальные проблемы характерны для каждой из названных групп, но особенно тяжелые последствия для развития личности влечет за собой положение «отверженного». Среди таких последствий — стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность поведения, невротические реакции и др.  Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка.

Первый тип  — это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. Конфликты со сверстниками у  этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной  обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Эмоциональная несдержанность и импульсивность таких детей  приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип  поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как  правило, обида, недовольство, неприязнь  надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более  сдержанны. Эти дети избегают общения  и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и  за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе.

Основной чертой поведения третьего типа детей является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становится мало контактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть неадекватны ситуации. В ряде случаев возникшая реакция на травмирующую ситуацию (это может быть конфликт) может закрепиться и формировать устойчивое агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с окружающими. Это вызывает отрицательное отношение со стороны окружающих взрослых и сверстников, что еще больше усиливает травмирующую ситуацию и провоцирует агрессию ребенка. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых — это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим), что представляет опасность, как для самого ребенка, так и для других детей. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. В более сложных случаях агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени они связаны с реальной ситуацией. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии (способность чувствовать состояние другого ребенка, умение вставать на его позицию). Таких детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа воспитателя (педагога) по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Следует отметить, что сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, хронических конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие. На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.

3. Эффективные пути  разрешения конфликтов.

Сложность решения  этой задачи заключается в том, что  традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных  примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение  и наказания, здесь бессильны. Такая  проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми. Для решения этой задачи была разработана  специальная программа коррекционных  игр и занятий, включающая ряд этапов.

 Задачей первого  этапа является преодоление отчужденной  позиции по отношению к сверстникам,  разрушение защитных барьеров, отгораживающих  ребенка от других. Страх, что  тебя недооценивают, отвергают,  порождает стремление утвердиться  любым способом через агрессивную  демонстрацию своей силы, либо  уход в себя и полное игнорирование  окружающих. Подчеркнутое внимание  и доброжелательность сверстников  могут победить этот страх.  Для этого устраивают игры, в  которых дети должны говорить  друг другу что-либо положительное,  давать ласковые имена, подчеркивать  в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь  приятное для друзей. Например, глядя  в глаза соседу, нужно сказать  ему несколько добрых слов, за  что-то похвалить, пообещать или  пожелать что-нибудь хорошее,  выбрать подарок и вручить  его. Можно предложить ребенку,  надев "розовые очки", постараться  увидеть в сверстнике как можно  больше достоинств. Особенно приятно  будет, когда эти совершенства  потом кто-то увидит и в нем.  Главная задача подобных игр  - показать "трудным" детям,  что все остальные к ним  хорошо относятся и готовы  сказать и сделать для них  что-то приятное. Однако далеко  не все агрессивные или замкнутые  малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова  или делать подарки. Ни в  коем случае нельзя заставлять  их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.

Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить  детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто  не замечают. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они  мешают или угрожают ему, или когда  в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы  привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и  присматриваться к ним. Наилучший  способ для этого - воспроизведение  чужих слов или действий. Способность  к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства  общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченный  телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были, мы не скажем, а что  делали - покажем" и др. Далее коррекционная  работа заключается в том, чтобы  дать непопулярному, обособленному  ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных  игровых обстоятельствах. Такая  поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего  лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров  объединяет детей и создает чувство  причастности друг другу. Эта поддержка  не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных  игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают  сами, без инструкций и призывов взрослого. Педагог – психолог Ирина  Ярушина предлагает программу социально-психологическую  коррекционно-развивающую работу с  детьми старшего дошкольного возраста.

Цель программы: Помочь детям старшего дошкольного  возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному  эмоциональному самочувствию и общению  со сверстниками.  

Содержание программы:

 Блок 1. Снятие  состояния эмоционального дискомфорта.  Развитие социальных эмоций Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное  настроение и атмосферу принятия  каждого; развить способности  понимать эмоциональное состояние  другого и умение выразить  свое; обучить приемам ауторелаксации. 1.«Знакомство», «Мое имя» (начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу», Рисование на тему «Автопортрет»

2.«Мое имя» «Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай» Рисование на тему «Я в трех зеркалах»

3.«Ялюблю...»  «Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение» Рисование на тему «Я люблю больше всего...»

4.«Настроение» (начало) «Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому» Рисование на тему «Мое настроение»

 Блок 2. Коррекция  тревожности. Формирование социального  доверия Задачи. Помочь в преодолении  негативных переживаний и снятии  страхов; уменьшить тревожность;  воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. 5.«Настроение» (продолжение)» На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод» Рисование на тему сценки.

6. «Наши страхи»  (начало) Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика» Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

7. «Наши страхи»  (продолжение)» Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

8. «Я больше  не боюсь», «Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь»

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Задачи. Корректировать поведение с помощью  ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать  моральные представления; снять  эмоциональное напряжение; тренировать  психомоторные функции.

9. «Новичок», «Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты» Рисование на тему сценки «Три характера»

Информация о работе Особенности общания детей дошкольного возроста