Особенности моего характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 75.22 Кб (Скачать)

     Надо  сказать, что именно ригидность в  широком смысле слова обусловливает реальную проблемность как индивидуального, так и группового поведения. Любой поведенческий акт, сам по себе, если только он не носит откровенно антисоциальный и агрессивный характер, как правило, не является серьезной личностной проблемой по той простой причине, что даже если он оказывается неэффективным или приводит к отрицательным последствиям, в большинстве случаев это может быть компенсировано за счет изменения формы активности, используемых технологий, целей деятельности.

       

     2. Агрессия, ее виды. Понятия фрустрация, тревожность.

     Вербальная (речевая, словесная) агрессия – это  словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

     В рамках терминологической системы  Дж.Остина акт вербальной агрессии в более широком смысле может быть определен как деликт (delictum – от лат. «поведение против закона») – «нарушение поведенческих норм; поведение, которое (по конвенции в данной среде) считается предосудительным», синонимами которого в разных ситуациях выступают такие понятия, как промашка, проступок, провинность, прегрешение, преступление, грех, вина. В этой связи можно вполне согласиться с точкой зрения одного из наиболее известных отечественных исследователей психологического аспекта агрессии – Н.Д. Левитова, отметившего, что в «некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку… Однако «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в в узко специальной сфере» (например, имитация агрессии в психотерапии). «Агрессия, - утверждает Н.Д. Левитов, - должна рассматриваться прежде всего в аспекте воли, направленной в дурную, а часто и порочную сторону»

     Такие образные понятия, как, например, «праведный гнев», «благородная ярость», «героическая ненависть» выходят за рамки явления вербальной агрессии. Как справедливо замечает Г. Линденфилд, «гнев и агрессия – не одно и то же»

     При этом если в определенном смысле целесообразно  говорить о позитивном значении и продуктивной направленности отдельных негативных переживаний (позиция ряда современных психологов), то в отношении словесных проявлений переживаний, отрицательно воздействующих на адресата (эмоциональных выплесков в агрессивной словесной форме), аналогичные утверждения представляются неправомерными.

     На  этих основаниях, несмотря на то, что  ряд ученых разделяют проявления агрессии на деструктивные (враждебность, ненависть, жестокость, экспансивность, нетерпимость, нанесение вреда, причинение ущерба, жажда мести и т.п.) и недеструктивные, или конструктивные (настойчивость, упрямство, защита, преодоление барьеров, актуализация личности, конфронтация без причинения вреда и т.п.), в настоящем исследовании речевая агрессия рассматривается как однозначно негативное (хотя и в различной степени), имеющее отрицательные последствия коммуникативное воздействие и взаимодействие, а агрессивная речь оценивается в таких пейоративных определениях, как грубая, бранная, ругательная, обидная, оскорбительная, неприязненная, невежливая, унижающая, подавляющая и т.п.

     Поэтому предложенное ранее определение  вербальной агрессии целесообразно дополнить и уточнить, в частности, такими понятиями, как негативный способ коммуникативного взаимодействия; отрицательное речевое воздействие; обидное общение; деструктивное общение; проявление грубости в речи.

     Понятию фрустрация, в отличие от понятия  стресс, на внимание исследователей повезло значительно меньше. Работ посвященных его анализу написаны единицы, неопределенность в понимании его сути похожа на море с небольшим островком, на котором. Робинзоном приютился. Розенцвейг со своим тестом. Фрустрацию (от лат frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) определяют в официальной литературе как состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. То ли у автора этого определения все цели достижимы и он уже там, где от каждого по его возможностям, каждому по его потребностям», то ли он весь во фрустрациях «как в шелках». Он явно не ведает, что пишет, но, как отмечает Ф. Василюк [1], большинство исследователей считает необходимыми признаками фрустрирующей ситуации:

     а) наличие сильной мотивированности достичь цель,

     б) наличие преграды, препятствующей этому  достижению.

     То  есть, считают аналогично. Однако, не смотря на то, что это мнение большинства, с таким определением согласиться  невозможно, ибо под него подпадают, помимо прочего, и все те, кто находятся  в состоянии стресса. С другой стороны, этим определением описывает  также и ситуация невротического конфликта, известная как «не может, но очень хочет»

     В английском языке слово frustration означает а) расстройство, срыв (планов), б) крушение (надежд), в) разочарование. В этом его суть. Анализ этого кризисного состояния проведем на ситуации, которая моделирует весь процесс от старта и до финиша этого состояния.

     16. Ситуация, моделирующая процесс  фрустрацногенеза.

     Вернемся  в недавнее социалистическое прошлое. Выйдя в прекрасном настроении из своего НИИ, в котором сегодня  вам выдали зарплату, вы увидели неподалеку очередь. Продавали очень красивую, очень вам нужную и очень дефицитную вещь. Денег у вас достаточно для того, чтобы ее купить. Очередь относительно небольшая Вы становитесь в конце. Очередь движется. Чем ближе вы подходите к прилавку, тем сильнее ощущаете себя обладателем заветной вещи. И вот вы уже перед продавцом с необходимой суммой денег в руке. Но продавец сообщает вам, что весь товар продан, что вам он не достался. В этот момент и возникает у вас то состояние, которое называют фрустрацией.

     Возникновение фрустрации.

     Анализируя  приведенную ситуацию, мы находим, что  для возникновения состояния фрустрации не обходимы следующие условия:

а) наличие  у человека субъективно значимой положительной потребности,

б) резкое падение субъективной оценки вероятности  удовлетворения этой потребности, после  возможного, но это не обязательно, подъема. Смотри рис

     Следует обратить внимание на то, что вероятность  удовлетворения потребности в данном примере менялась не объективно, а субъективно - в воображении человека. Объективно она сохранялась на изначально низком уровне, и была равна той вероятности, которая у человека была до встречи с очередью. На основании сказанного можно сделать вывод, что попадать в состояние фрустрации будут скорее те люди, которые склонны оценивать неопределенную ситуацию нереально, преувеличивающие свой шанс на успех. Подобной склонностью обладают эмоционально незрелые личности. Чаще это женщины, а не мужчины, дети, а не взрослые. Среди них могли бы оказаться и неисправимые оптимисты, но субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности у них не падает при любых поворотах, поэтому и фрустрация не возникает. А вот пессимисты оказаться среди них не могут по определению. Разве что начинающие. Ибо у них субъективная оценка вероятности настолько низкая, что падать ей уже некуда.

     Течение фрустрации.

     Фрустрация  начинается с резкого, бесконтрольного  со стороны сознания эмоционального возбуждения, прямо пропорционального величине положительной потребности и величине (а также скорости) падения субъективной вероятности удовлетворения этой потребности

     Резкое  падение вероятности удовлетворения значимой потребности создает для человека внезапно возникшую проблемную ситуацию. Эту ситуацию еще можно отнести и к аффектогенным ситуациям. Продуцируется огромное количество энергии на решение этой, объективно нерешаемой проблемной ситуации. Поскольку рационального выхода из этой ситуации нет и быть не может, эта, фактически бесцельная энергия, находится в крайне неустойчивом состоянии и быстро разряжается в какой-то случайной, иррациональной, энергетически насыщенной деятельности, напоминающей аффективную вспышку. Энергетическая разрядка служит псевдорешением этой проблемной ситуации. Здесь также возможны три (почти как у Розенцвейга) варианта.

     Вариант I. Неотсроченная агрессия, направленная на окружающих, количественно пропорциональная неустойчивому субъективному представлению фрустрированного человека об их вине в сложившейся ситуации.

     Например, в данном случае фрустрированный человек кидается на продавца, который якобы припрятал часть товара под прилавком, и вырывает ему на голове волосы, разрывает верхнюю одежду, а также наносит ему легкие телесные повреждения. Агрессия может быть направлена и на покупателя, якобы купившего товар без очереди, и на мебель, т.е. на прилавок, стулья, зеркало. Фрустрированные поражением своей футбольной команды, некоторые болельщики переворачивают автомобили, бьют витрины магазинов и т.д. и т.п.

     Вариант II. Аутоагрессия, т е агрессия направленная на себя, выражающаяся в моральном мазохизме, в самообвинениях и в самобичевании, вплоть до самодеструкции - нанесении себе увечий или самоубийства.

     Примерный вариант для приведенного случая. Фрустрированный человек сосредотачивается на негативе, вспоминая о всех тех случаях, когда ему «не досталось», сравнивает себя с более удачливыми сотрудниками НИИ. «Все, все имеют. Мне же стоит стать в очередь, так товар сразу же кончается. Я неудачник, я конченный. И зачем только меня родили. Я так больше не могу. Это не жизнь. Кому она нужна.

     Вариант III. Если разрядка не происходит по первому, либо по второму варианту, она, затягиваясь, становится относительно отсроченной. Человек находится среди людей  в состоянии «крайне взвинченного». Объект, на который, спустя некоторое время, все таки «выпадете разрядка этой безадресной энергии, образовавшейся благодаря фрустрации, часто оказывается случайным, не имеющим ни малейшей связи с ситуацией. В которой произошла фрустрация. Разрядив агрессию на случайном объекте, человек сам не понимает, зачем он это сделал. «Попался, мол, под горячую руку». Но, и на это следует обратить внимание, безадресная энергия фрустрации никогда не является источником эмоционального напряжения, так как никогда ее разрядка не блокируется.

     Защита  от фрустрации.

     Итак, фрустрация - это состояние эмоционального возбуждения, которое возникает у человека при неожиданном, резком крушении его надежды на реализацию значимой положительной потребности, либо при внезапной реализации значимой отрицательной потребности. Возникшая при этом безадресная энергия разряжается через иррациональную агрессию. Тем самым фрустрация может стать источником преступлений различной степени тяжести, вплоть до тяжкого. А поэтому фрустрация заслуживает негативной оценки и разработки мер по защите от возможности ее возникновения.

     После фрустрации бороться с ней поздно. Борьба с фрустрацией должна быть превентивной. Прежде всего, необходимо сделать человека неспособным оказываться в состоянии фрустрации. (сделать человека возможным преодолевать состояние фрустврации). В случае необходимости - провести тренинг следующих его возможностей.

     1. Умение обесценивать свои, даже  значимые, потребности. Подобно тому, как это сделала Лиса в басне  Эзопа «Лиса и виноград».

     2. Умение критически оценивать  свои шансы на успех - не  страдает ли он их переоценкой.

     3. Гибкости воли и принимаемых  решений. Умение отказываться  от намеченного при неблагоприятных обстоятельствах.

     4. С другой стороны, необходимо  следить за тем, чтобы своими  непоследовательными действиями не фрустрировать своих сотрудников. Показателен следующий пример.

     Рабочий три года подряд уходил в отпуск в зимний период. И вот, с КзоТом в руках, он убеждает мастера, что ему положен отпуск летом. Мастер соглашается. Вывешивается предварительный график отпусков. Рабочий удовлетворен - в этом графике он идет в отпуск в июле. С гордостью оповещает всех своих знакомых, покупает путевку на отдых в Крыму всей семьей. Тем более, что у жены его, учительницы, отпуск всегда летом. Однако, за месяц до ухода в отпуск, вывешивается окончательный график отпусков, составленный уже начальником цеха, у которого есть свои понятия, кому когда идти в отпуск. В этом графике отпуску рабочего в еще относительно теплом октябре. Рабочий пишет заявление на увольнение и ломает свой дорогостоящий станок. С мастером, который попытался его успокоить, завязывается драка, в результате которой мастер оказывается в больнице. Так психологически безграмотными действиями начальник цеха поставил под угрозу работу участка, лишил участок станка, мастера и высококвалифицированного рабочего.

Информация о работе Особенности моего характера