Особенности моего характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 75.22 Кб (Скачать)

     5. Еще очень важный момент. Необходимо  чувствовать фрустрированность человека и быть достаточно дипломатичным, чтобы не оказаться тем случайным объектом, на котором он разрядит свою безадресную энергию фрустрации.

     Тревожность - чувство опасения или страха, часто  не вполне оправданное.

     Тревожность отличается от настоящего страха, т.к. последний появляется в ответ на явную, непосредственную опасность, напр. когда кто-либо угрожает физической сохранности человека.

     В противоположность этому тревожность  возникает в ответ на достаточно безобидные ситуации или является результатом субъективных внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых человек может сам и не осознавать.

     Некоторая тревожность неизбежно проявляется  в то или иное время в течение  дня, и это нормально. Однако устойчиво  сохраняющаяся, сильная, хроническая  или возникающая вновь и вновь  тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов, обычно считается признаком эмоциональных нарушений.

     Тревожность вызывается многими причинами. Зигмунд  Фрейд смотрел на тревожность  как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими.

     Тревожность также рассматривается как то, что возникает в ответ на угрозу Я или самооценке, как это бывает при неадекватном проявлении в сексуальной  сфере или на работе.

     Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни; возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием, и, т.о., эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события.

     Если  человек недостаточно контролирует у себя проявление тревожности, то у него может развиться состояние повышенной тревожности, приступов раздражительности, усиления сердцебиения и страха смерти или страха умопомешательства. Такое психическое расстройство относится к классу неврозов.

     Др. виды расстройств, связанных с тревожностью, включают ипохондрию, истерию, навязчивые состояния, фобии и шизофрению.

       
 
 

     3. Понятие характер, основные категории отношений. Понятие воля и качество личности.

     Характер  — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

     Характер  может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

     В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей.

     Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

     Существует  разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

     Перечислим  основные черты личности, которые  входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др

     Воля - это психический процесс сознательной целеустремленности регуляции человеком своей деятельности и поведения с целью достижения поставленных целей. 
Исходя из этого, основную единицу воли - волевое действие, надо понимать как действую сознательную, целенаправленную. 
В волевых действиях человек осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет образ действий и характер. Ученик или студент, стремясь успешно учиться, выявляют инициативу, напряженность физических и умственных сил, преодолевают трудности, которые препятствуют достижению цели, сдерживают желание, которые отвлекают от деятельности. 
Преодоление препятствий и трудностей требует от человека так называемого волевого усилия - особого залога нервного напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

     Функции воли.

     1. Побудительная - организация активности человека. Активности присущие непроизвольность и произвольность протекания действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, то есть обусловленностью действий и поведения сознательно поставленной целью.Если у человека отсутствующая актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее она осознает, то воля создает вспомогательное побуждение, меняя смысл действия (делает его более значащим).

     Побуждение человека к действиям создает определенную благоустроенную систему - иерархию мотивов - от естественных нужд к высшим побуждениям, связанным с переживанием моральных, эстетичных и интеллектуальных чувств. Если выходить из понимания воли как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет покорение личных мотивов социально значащим.

     2. Тормозная функция - сдерживание нежелательных проявлений активности. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведение, которые противоречат представлениям об образце, эталоне. Волевое регулирование поведения было бы невозможное без тормозной функции.(Например отдельные проявления людской воспитанности: не дать выхода агрессии, не оказать негативные эмоции).

     Ведь в понятии "воля" прослеживается целостный характер психики человека: проблема воли касается и есть неотделимой от проблем личности, сознания, самосознания, мотивов, нужд, эмоций, познавательной деятельности.

     Характерные особенности воли.

     1. Воля является продуктом общественно-исторического развития человека ее формирование связанное с появлением и развитием трудовой деятельности.

     2. Воля не является прирожденной способностью. Она формируется в процессе деятельности, которая нуждается в определенных волевых качествах и привычках волевой регуляции.

     3. Волевая регуляции - это регуляция сознательная, опосредствованная знаниями человека о внешнем миру, о своих ценностях и возможностях, на основании которых осуществляются предусмотрения и оценка следствий активности личности.

     4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоций, мотивации с развитием сознания и самосознания личности вообще.

     4. Определение общения, основные условия адекватного общения.

Общение – это процесс обмена информацией  и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.

Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):

1. Обмен  информации – коммуникативная  сторона общения.

2. Взаимодействие  и взаимовлияние – интерактивная  сторона общения.

3. Восприятие  и понимание людьми друг другом  – перцептивная сторона общения.

Анализ  структуры общения позволяет  выделить функции общения (Ломов):

1. Информационно-коммуникативная  функция.

2. Регуляционно-коммуникативная функция.

3. Аффективно-коммуникативная  функция.

Эти три  функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.

Перечень  этих функций можно расширить.

4. Общение  является основанием, необходимым  условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.

Так как  в процессе общения удовлетворяются  все основные социальные потребности человека:

● в  социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

● потребность  в привязанностях;

● в  значимости или самоутверждении;

● в  социальных ориентирах и объекте  подражания;

● в  самосознании, в самооценке.

Значение  общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3-х критических ситуациях:

1. Отсутствие  общения (“Маугли”) ==> деградация  личности и резкие необратимые задержки психологического развития.

2. Дефицит общения (особенно интеллектуального или дружеского) ==> как компенсация – отклонения поведения: алкоголь, наркотики, автообщение (общение с самим собой) = шизофрения, чрезмерная разговорчивость, привязчивость, персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными), религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).

3. Дисгармоничное общение (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность своим партнером ==> (стрессы) ==> психологические заболевания: 1) неврозы; 2) сердечно-сосудистые заболевания, язвы и др.; 3) суицид.

 

Список  литературы:

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  2. Шпалинский В.В., Шелест  Э.Г. Основы современной психологии: Учебное пособие. – Харьков, ИМВО  ”ХК”,1997. – 145с.

Информация о работе Особенности моего характера