Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:03, реферат
Актуальность исследования механизмов управления межличностными конфликтами на предприятиях культуры и искусств обусловлена тем, что сам факт конфликта как неотъемлемой составляющей функционирования предприятия на сегодняшний день является общепризнанным. Большинство руководителей учреждений культуры и искусств либо стремятся подавлять конфликтные ситуации в своей организации, либо стараются вообще не вмешиваться в них. И одна, и другая позиция ошибочны, так как они приводят к негативным последствиям в жизнедеятельности предприятия. Позиция, при которой руководитель подавляет любой конфликт в организации, может мешать развитию полезных для организации конфликтных ситуаций.
- неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность в деятельности организации, отсутствие ясной кадровой политики и защиты интересов персонала;
- резкие различия в материальной обеспеченности, не связанные с оплатой по основному месту работы, вызывающие не только зависть, но и несовпадение круга интересов, полярные различия в образе жизни [4; с. 188].
Большинство представителей управления сферой культуры и досуга считают, что конфликтные ситуации на этом этапе несут в себе разрушительную силу, приводят к общему ослаблению деятельности организации, вплоть до ее ликвидации или ухода наиболее лучших перспективных сотрудников. В то же время считается, что конфликтные ситуации порождают структурные преобразования, приводят к размежеванию людей с различными этическими идеалами, и, как их последствие, формируют новые творческие коллективы, нестандартные учреждения культуры и искусств.
Возникновение и развитие конфликтов
обусловлено действием
- объективных;
- организационно-управленческих;
- социально-психологических;
- личностных [7].
Рассмотрим объективные причины конфликтов.
К числу объективных причин конфликтных ситуаций мы можем отнести главным образом те аспекты общественного взаимодействия людей, которые приводят к столкновению установок, мнений, интересов. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной ситуации, обстановки.
Субъективные причины
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организации.
Распределение ресурсов. Даже в самых
крупных и богатых организациях
ресурсы всегда ограничены. Необходимость
распределять их практически неизбежно
ведет к конфликтам. Люди всегда
хотят получать не меньше, а больше,
и собственные потребности
Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.
В процессе деятельности Досугового центра в Санаторном комплексе «Светлана» ежедневно возникает большое количество разногласий, перерастающих в конфликтные ситуации. В основном возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с высокими нравственно-психологическими травмами.
Как мы можем отметить, в большей части эти конфликтные ситуации несут в своей основе несовместимость общения между сотрудниками.
Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения.
Различия в способах достижения
целей. У руководителей и
Неудовлетворительная
Различия в психологических особенностях. Это еще одна причина возникновения конфликтов. Как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д. Каждый человек своеобразен и уникален.
Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию «слаженных команд».
Существование перечисленных источников, или причин, конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов [6; с. 308].
Межличностный конфликт в
учреждениях культуры и искусств
чаще всего возникает при отсутствии
объективных
Межличностный конфликт может развиться и на почве разногласий в производственной сфере. В этом случае деловая основа разногласий переходит во взаимную неприязнь или даже вражду. Если организационный и производственный конфликты носят мобильный характер и могут быть прекращены после устранения причин, то межличностный конфликт зачастую протекает ожесточенно, враждебно, носит затяжной, длительный характер.
Каждый конфликт независимо от причин возникновения имеет следующую структуру:
1. В конфликте обозначены стороны — участники конфликта.
2. Налицо несовместимость ценностей и намерений сторон.
3. Поведение сторон
характеризуется стремлением
4. Допускается применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в нужном для себя направлении.
Межличностные конфликты в учреждениях культуры и искусств возникают в результате наличия как объективных, так и субъективных факторов. Объективные факторы создают потенциальную возможность возникновения конфликта. Например, на вакантную должность претендуют два или несколько сотрудников. Между ними возникает соперничество, которое может стать причиной конфликта. Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных особенностей личности. Они в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта.
Истоки межличностных конфликтов, их природа относятся к области социальной перцепции, под которой понимается восприятие, взаимопонимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). При взаимодействии в совместной деятельности важно именно взаимопонимание, то есть восприятие человека и изучение особенностей межличностной перцепции. На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. Кроме того, в расчет должны быть приняты все три измерения «Я»:
1) Я как данность, то есть сам субъект, каков он есть в действительности;
2) субъект, каким он видит самого себя;
3) субъект, каким он видится другому.
Всякий реальный межличностный конфликт в учреждении культуры и искусств развивается и протекает во времени, то есть представляет собой процесс, состоящий из определенных стадий.
Первая стадия - возникновение
объективной конфликтной
Вторая стадия - осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из участников. На этой стадии могут быть два пути разрешения конфликта. Первый путь - переход участников к конфликтному поведению. Второй путь - стремление одного или обоих участников предотвратить конфликт. Когда правомерность требований и притязаний разных сторон изначально отвергается, вторая стадия означает переход к конфликтному поведению. Второй путь более целесообразен. Успех ее зависит от ряда причин (личности руководителя, принципов руководства, уровня социально-психологических знаний руководителя, участников конфронтации и т. п.).
Третья стадия - непосредственный переход к конфликтному поведению. Каждая из сторон стремится блокировать достижения и цели противоположной стороны, активно реализовать свои намерения. Это приводит к обострению эмоционального фона конфликтного поведения. Эмоции же еще больше обостряют конфликтное поведение сторон.
Четвертая стадия - это последняя стадия развития конфликта и его разрешение. Пути разрешения конфликтных ситуаций разнообразны и зависят от многих причин как субъективного, так и объективного характера.
На основе вышеизложенного, мы можем подчеркнуть, что конфликт в учреждении культуры и искусств - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в межорганизационном пространстве, который может быть определен тремя моментами: различия в объемах социальных систем, ролевая структура организации и восприятия учреждения как единого целого, некой «общины».
Заключение
Таким образом, на основе проведенного нами исследования особенностей разработки механизмов управления межличностными конфликтами в учреждениях культуры и искусств, мы можем сделать следующие выводы.
Конфликт – это реальная
борьба между людьми и группами,
в независимости от истоков этого
противоборства и средств, мобилизуемых
каждой из сторон. Это столкновение
противоположных тенденций
Межличностные конфликты
в учреждениях культуры и искусств
возникают в результате наличия
как объективных, так и субъективных
факторов. Объективные факторы создают
потенциальную возможность
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные нами в начале исследования выполнены и цель исследования: выявить эффективные механизмы управления межличностными конфликтами в учреждении культуры и искусств, - достигнута.
Список использованных источников
Информация о работе Особенности межличностных конфликтов в учреждениях культуры и искусств