Особенности мечты слепых и слабовидящих

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:44, реферат

Краткое описание

Мечта-это самое ценное, что есть у человека. Мечта дает осознание человеку того, чего он хочет и может добиться. Она заставляют человека работать, двигаться к цели. Лишь до конца верный своим мечтаниям человек добьется успеха. Но при этом нельзя забывать адекватно, оценивать свои способности. Ведь если ваша мечта не способна воплотиться в реальность, то это превратит вашу мечту в простую мечтательность. Что приведет к отрыву от реальности и негативному влиянию на психику. Именно поэтому эта проблема так актуальна.

Файлы: 1 файл

Тифлопсихология.docx

— 19.51 Кб (Скачать)

Учереждение высшего профессионального образования.

ЧГПУ

 

Реферат по курсу: Тифлопсихология.

 

Тема: Особенности мечты слепых и слабовидящих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 102 группы

Евсеева Маргарита.

Проверила: Матвеева О.А.

 

 

г. Челябинск 2012.

 

Введение.

Мечта-это самое ценное, что есть у человека. Мечта дает осознание человеку того, чего он хочет и может добиться. Она заставляют человека работать, двигаться к цели. Лишь до конца верный своим мечтаниям человек добьется успеха. Но при этом нельзя забывать адекватно, оценивать свои способности. Ведь если ваша мечта не способна воплотиться в реальность, то это превратит вашу мечту в простую мечтательность. Что приведет к отрыву от реальности и негативному влиянию на психику. Именно поэтому эта проблема так актуальна.

Особенности мечты у слепых и слабовидящих.

Мечта́ — заветное желание, исполнение которого сулит счастье. Мечта может быть у любого человека, но также говорят о мечте социальных групп, общественных классов. Мечта является одной из основных тем романтической литературы, кинофильмов. Обычно полагают, что мечтательность присуща молодому поколению. Мечта также является идеологическим клише, используемым в пропаганде, например «мечта о свободе», «мечта о светлом будущем», «мечта о безопасных отношениях». В США популярно клише «американская мечта». Иногда мечте приписывают цвет — «голубая мечта», «розовая мечта». Так же мечты бывают не столь глобальными, как это принято считать. У одного человека может быть несколько "мечтаний". Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность. Например, такой мечтой может быть желание поехать в какое-либо место - это не осчастливит человека до конца его дней, зато он будет вспоминать об этом событии достаточно долго, как об одном из наиболее приятных моментов в каком-нибудь периоде его жизни.

Мечта-фантазия – это образ будущего, который теряет связь с действительностью, когда, говоря метафорой, «земля уходит из-под ног» и нет прочного фундамента, на который могли бы опираться желанные идеи о будущем. В детском и подростковом возрасте предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели. Такие мечты Б.И. Додонов называет «мечтами-играми». Чаще всего дети и подростки прибегают к таким мечтам ради самоутешения или «самоуслаждения». Большинство психологов полагает, что позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, «мечта-план», которая обогащает его жизнь, делает ее яркой и интересной. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей человека, направленных на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ему большую целеустремленность в жизни, помогают бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечта-это особы вид воображения. Мечта на основе воображения создает картины будущего. Именно поэтому чтобы лучше понять особенности мечты слепых и слабовидящих людей, вначале нужно разобраться с их воображением.

В тифлопсихологии конца XIX - начала XX вв. существовали две диаметрально противоположные точки зрения на воображение слепых.

Представители ассоциативной психологии утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования и создания новых образов, образов воображения, особенно творческого. Характерно, что, утверждая, причем совершенно справедливо, зависимость воображения от ощущений, Г.П. Недлер, К. Краузе и другие тифлологи не видели его тесной связи с мышлением и речью, позволяющими в значительной мере восполнить пробелы чувственного отражения, и разрывали таким образом единство чувственного и понятийного.

В противовес тифлопсихологам и педагогам, придерживавшимся сенсуалистического направления, А.А. Крогиус, А.М. Щербина и другие авторы развивали идеалистическую концепцию преимущественного развития психики при слепоте, утверждая, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству “внутренней” жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, по их мнению, создает с помощью мышления и воображения свой “внутренний мир”, а это способствует развитию “высших” психических процессов. Воображение слепых характеризуется упомянутыми авторами как более живое, чем у зрячих, слепым приписывается высокое развитие творчески-музыкального и математического воображения. Приведенные взгляды, несмотря на их противоположность, имеют много общего, но только диалектико-материалистический подход может объективно вскрыть особенности воображения при слепоте.

Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления - при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Психологи, изучавшие сновидения слепых (Герман, Джестроу, Челпанов), отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов. Таким образом, развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов.

Как уже отмечалось, качественные и количественные изменения образов памяти при слепоте и слабовидении существенно затрудняют процесс их включения в комбинаторную сферу воображения и тем самым препятствуют развитию механизмов трансформации представлений. Таким образом, развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов.

Однако, несмотря на ограниченные возможности, воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функции. Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения. Обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей учителя. Целенаправленное, управляемое педагогом воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение. опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую. учебную) склонны слепые.

Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. “Эти образы фантазии, являющиеся для его (слепого. - А.Л.) развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, слепой оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира”, ( Цит. по кн.: Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1934. С. 191.) - писал С. Геллер..

Отход воображения слепых от действительности, возникновение желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте - особом виде воображения, создающем картины будущего. Исследование М.Г. Морозовой показало, что слепые в своих мечтах часто видят себя летчиками, капитанами, актрисами, археологами и т.д. Подобный отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности. Поэтому для правильного развития способности мечтать необходимо, чтобы человек с дефектом зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности, познакомился со сферой их применения. И в этом ему должен помочь педагог. Только тесно связанная с жизнью мечта будет активизировать деятельность человека, потерявшего зрение, поможет ему занять соответствующее место в жизни.

Необходимо глубокое осознание своего недостатка человеком с дефектом зрения, оценка своих возможностей, знакомство с той сферой деятельности, где он сможет наиболее полно проявить свои силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

1. http://www.studentmedic.ru

2.http://www.b17.ru/article/2146/

3. http://pedlib.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности мечты слепых и слабовидящих