Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если про­тивоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при об­щении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, его последстви­ями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, от­рицание, уход, эскалация, поляризация

Оглавление

1. Введение.
2.Причины, функции и субъекты социального конфликта.
3.Причины конфликтов и пути их разрешения.
4.В чем заключается причина возникновения конфликтов.
5.Каким образом можно разрешать конфликты.
6.Позитивное урегулирования конфликтов.
7. Как разрешать конфликты, возникающие в семье, школе, вузе.
8.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Социальная психология Word.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


                                 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижнетагильская государственная социально-

педагогическая академия

 

РАБОТА ПО              Социальная психология_____

                                                 ( Наименование предмета)

(1 ступень обучения)

Тема:____ Конфликты____

Выполнил: Слушатель пропедевтических курсов

факультета (института)______ИППО___412 группы   2 курс________

                                                                        (факультет, группа)

Скопкарёва Светлана Анатольевна____________________________________

                                                 (Ф.ИТО. (полностью))

Проверил:_________________________________________________________

                                                                 (Ф.И.О. преподавателя0

 

Форма отчетности: зачет, экзамен (подчеркнуть)

                                        

 

 

 

 

 

 

                                    Нижний Тагил 2010

 

 

 

 

План

 

 

 

1. Введение.              

2.Причины, функции и субъекты социального конфликта.

3.Причины конфликтов и пути их разрешения.

4.В чем заключается причина возникновения конфликтов.

5.Каким образом можно разрешать конфликты.
6.Позитивное урегулирования конфликтов.

7. Как разрешать конфликты, возникающие в семье, школе, вузе.

8.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.              

 

Конфликт в психологии рассматривается как столкно­вения противоположно направленных целей, интересов, по­зиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов вза­имодействия. Конфликтная ситуация возникает при нали­чии противоречивых позиций сторон.

Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если про­тивоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при об­щении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, его последстви­ями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, от­рицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность.

Выделяют разные типологии конфликтов:

а) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, социальные;

б)ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достиже­ния целей и норм;

в) социально-политические, межэтнические, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские.

Выделяется и особая группа конфликтов — педагогические.

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины, функции и субъекты социального конфликта.

Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая соци-альная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внима-ние к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания – конфликтологии.

Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них:

• возможно ли существование общества без конфликтов?

• является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняю-щегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми?

Конфликты классифицированы по своей структуре и по направлениям исследований.

Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт – всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного разви-тия, когда социальные конфликты исчезнут.

Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они под-держивают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт яв-ляется неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, по-рождая социальные изменения различного масштаба.

 

Элементы конфликта Социальное Международное Индустриальное Организационные:

      Группы по интересам

      Классы Нации

Национальные элиты организованные группы работников (управляющих):

      Индивиды

      Малые группы

      Группы, представ ленные индивидами

Стадии разногласия вмешивающееся поведение.

      Несовместимые различия вмешивающееся поведение.

      Несовместимые различия вмешивающееся поведение.

      Несовместимые различия несовместимые различия

Процесс, составленный из стадий. Вмешивающееся поведение

Причины Доминирование, приводящее к дефициту позиций и ресурсов Дефицит ресурсов

Идеологические различия.

Доминирование Структурная дифференциация Понимание.

Дифференциация

Коммуникация.

Личностные различия.

Социальный контекст Укоренившаяся социальная система Открытое и

мобильное общество Установившаяся система соперничества. Установившаяся система коопераци

 

2.Причины конфликтов и пути их разрешения.

 

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Когда мы говорим о конфликте, нам уже известно, что это явление – постоянная реальность в жизни человека на протяжении тысяч лет и существует по сей день.
Мы видим, как много конфликтуют в мире вокруг нас: на Ближнем Востоке, в Боснии, Ирландии, Индии и т. д. Многие районы мира охвачены постоянно продолжающимся конфликтами до сих пор. Это реальность, но если спросить кого угодно: нравится ли ему конфликт, ни один человек в здравом уме не ответит “да”. Все с этим согласны? Что вы предпочитаете:
гармоничные отношения или конфликтные? Что лучше? Гармония, правда? Это потому, что согласие является очень важным элементом для создания счастья. С конфликтом приходят только несчастья и страдания. Посмотрите на этих парней на экране. Выглядят ли они счастливыми? Нет. Тем не менее, это окружающая нас действительность.
Существующая реальность конфликта принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, подчас ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и в школьных классах.
Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.
Правильно ли я описал реальность? Многие считают, что конфликт – это естественная неотъемлемая часть нашей жизни. Это нормально, и здесь бесполезно что-либо делать. Конфликт всегда существовал и всегда будет существовать. Для возникновения подобных мыслей есть достаточно оснований.
Давайте более глубоко рассмотрим и обсудим данную тему. В этой лекции я хочу обсудить несколько вопросов. Во-первых, что лежит в основании конфликта? Далее, как разрешить конфликт? Можем ли мы найти примеры его разрешения? Какую стратегию при этом можно применить? В заключении я хочу дать кое-какие практические советы для разрешения конфликта в семье и школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.В чем заключается причина возникновения конфликтов.
Итак, начнем. Что создает конфликт? Как мы уже говорили об этом вчера, каждое существо имеет две цели. С одной стороны, у каждого есть индивидуальная цель. Нам необходимо поддерживать свое существование как индивидуумов. С другой стороны, я думаю, все мы понимаем или интуитивно чувствуем, что наша жизнь должна служить более высокой цели. Природа взаимодействия этих двух целей очень важна, и одной из трудностей в нашей жизни является понимание того, как развивать их правильное взаимодействие. Как уже было сказано сегодня, одна из первых наших целей – развить себя как зрелую личность. Это включает понимание того, как поставить общую цель выше собственной. Иногда приходится жертвовать личными интересами и желаниями. Это значит учиться жить такой жизнью, в которой вы заботитесь о других, то есть жить ради чего-то большего.
Мы называем это бескорыстием. Проблемы возникают тогда, когда мы ставим свою цель над общей. Мы называем людей, которые заботятся только о себе, эгоистами.
Эгоизм это отправная точка или суть конфликта. Никто не является полным эгоистом или абсолютно бескорыстным человеком. В каждом из нас присутствует смешение обоих качеств. В нашей повседневной жизни мы имеем дело с внутренними распрями постоянно. Никто не свободен от такого рода внутреннего конфликта. Часто мы как бы разделяемся на две противоборствующие части. Одна часть желает добра, стремится помогать ближним и готова служить другим. Но, в то же время, другая часть нас же самих не желает думать ни о ком и действует только ради себя. Я думаю, великий русский писатель Достоевский хорошо сказал в романе “Бесы”: “Я все так же, как и всегда прежде, могу пожелать сделать доброе дело и ощущаю от того удовольствие; рядом желаю и злого и тоже чувствую удовольствие”. Этот внутренний конфликт между добром и злом существует в нас на протяжении всей истории. Бескорыстие означает заботиться, в первую очередь, о других. Я думаю, что все согласятся с тем, что это составляет основу добра. Ее составляют определенные качества: скромность, самоконтроль, служение, прощение, великодушное и справедливое отношение. Мы признаем чаще тех людей, которые проявляют подобные качества. Каждая культура наделяет своих героев величием, служением и жертвенностью ради спасения других. Для этой цели основным побуждением является любовь.
Любовь лежит в основе всех духовных ценностей, потому что нашей сущностью является Сердце. Сердце – это основа нашей личности и характера. Именно Сердце дает нам толчок к любви. Так любовь является основой всего хорошого и всех добродетелей в жизни.
Эгоизм, соответственно, противоположен любви. Это значит, жить только для себя и за счет других. Я думаю, вы согласитесь, что это служит основанием зла, с которым ассоциируются такие пороки характера, как высокомерие, похоть, мстительность, жадность и предрассудительность. Тем не менее интересно то, что даже когда люди проявляют подобные качества, они не признают себя эгоистичными или злыми. Никто не желает сказать: “Да, я злой человек”. И злые люди, как мне кажется, вынуждены изображать себя хорошими. Так, зло постоянно представляется добром. Очень показательно. Это подтверждает то, что бескорыстная сторона нашего “Я” имеет более глубокие корни в аспекте нашего характера. По сути, мы добры, добро является нормой, и мы, прекрасно сознавая это, к нему стремимся.
До сих пор, однако, люди ведут эгоистичный образ жизни. Эгоизм происходит от ложной любви. Я бы назвал это безнравственным использованием любви. Это любовь только во имя себя. В конце концов, можно сказать, что любовь является началом как хорошего, так и плохого. Добро и зло зависят от направления, которое любовь принимает: к своим ближним или к себе самому. Это вопрос того, что служит поводом к совершению каких-либо действий по направлению ко злу или к добру. Ложная любовь направляет взаимоотношения и действия к возникновению конфликта: злость и зависть, неверность и беспорядочность, неуважительность и возмущенность, насилие, и в конце концов, убийство. Все эти вещи происходят из любви исключительно к себе за счет и против других. Это и порождает тот конфликт, который мы наблюдаем вокруг нас на всех уровнях.
Конфликт начинается внутри нас и переходит на семью, группу, нацию и на мировой уровень. Думаю, немаловажно указать на то, что мы не просто индивидуумы сами по себе, мы созданы течением истории, нашими предками и, конечно, собственными родителями. Их ошибки наследуются нами и оказывают на нас сильное влияние. Многие исследования ясно показывают, как грехи родителей отражаются на их детях. Хорошо известно, что определенные семейные проблемы повторяются от поколения к поколению. Алкоголизм, супружеская неверность, домашнее насилие, пристрастие к азартным играм и шизофрения проходят нитью через семейное наследие. Необходимо различать влияние, которое оказывается на нас, происходя из нас же самих.
Мы также находимся под влиянием культурных традиций, в окружении которых живем. Социальная и культурная атмосфера, в которой мы рождаемся, влияет на развитие нашего характера. Это влияет на то, какими людьми мы становимся.
Мы наследуем определенный тип отношений, убеждений и привычек через нашу культуру. Преступления, совершенные представителями нашей культуры, становятся также частью нас самих, сущностью наших собственных преступлений. Я могу представить пример с Америкой. Как вам известно, Америка испытывает тяжелые трудности с расовой нетерпимостью, начало которой было положено несколько сотен лет назад. Тогда африканцы были привезены в Америку в качестве рабов. На протяжении 300 лет преобладающая часть африканцев была в рабстве. Рабства уже не существует, но до сих пор продолжают возникать многие расовые проблемы. Эта ситуация до сих пор не разрешена. Даже если люди, представители белой и черной расы, не знакомы друг с другом, между ними часто, без каких-либо причин, возникает напряженность. Лично эти люди не допустили по отношению друг к другу ничего грубого или агрессивного, но из-за исторических проблем такого рода напряженность существует в Америке и сегодня. Проблемы такого рода не могут быть решены, если кто-нибудь не возьмет на себя ответственность за их решение.
Кем должен быть этот “кто-то”? Тенденция нашей точки зрения такова, что мы представляем себе кого-то, кто, по нашему мнению, виноват и должен все исправить. Стоит лучше подумать о том, что каждый из нас является причастным к возникновению конфликта. Из чего бы не исходила проблема, мы находимся в положении человека, который, как и мы, должен решить: оставить ее назамеченной или взяться за ее решение. Во многих случаях люди не берутся за такую ответственность или просто отказываются от этого не потому, что не хотят что-либо решать, а потому, что не знают, как надо делать. Когда мы размышляем над этим, то конфликт кажется делом неразрешимым. Мы чувствуем безнадежность в попытках что-либо предпринимать.
Неудовлетворительные коммуникации.
Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт- неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание

Информация о работе Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности педагогов