Основные принципы и направления урегулирования конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе будут исследованы понятие конфликта, его субъекты, объекты и предметы. Также будут рассматриваться методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций.Поэтому целью данной работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации
1.1. Определение конфликта……………………………………………… 5
1.2. Основные типы конфликтов…………………………………………. 10
Глава 2. Управление конфликтом
2.1. Понятие управления конфликтом…………………………………… 16
2.2. Предупреждение и стимулирование конфликта……………………. 21
Глава 3. Основные принципы и направления урегулирования конфликтов
3.1.Этапы урегулирования конфликтов…………………………………… 26
3.2. Модели, стили, методы разрешения конфликтов……………………… 29
Заключение …………………………………………………………. 36
Список литературы ………

Файлы: 1 файл

Основные принципы и направления урегулирования конфликтов.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский  государственный технический университет  им А.Н. Туполева»

_________________________________________________________________

Институт социальных технологий 

Кафедра социологии, политологии, менеджмента 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ» 

Тема: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

 
 
 

                                                                                  Работу выполнил:

                                                                             студент гр.7674

                                                                             Кудряшов О.Д.

                                                                              Преподаватель:

                                                                                       доцент кафедры СПМ

                                                                            Горбачева О.В                                
 

                                                                            
 
 
 
 
 
 

Казань-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили своими корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов. Конфликты представлялись настолько очевидными, что долгое время не привлекали к себе внимания со стороны обществоведов. Конфликты, особенно массовые, были объектом практической морали, в основе которой лежит борьба добра и зла, и права, преследующего противозаконные поступки граждан. Люди , сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако ими при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков была присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить1.Конфликты в обществе, любого уровня и вида это прежде всего комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы.    

Методы  изучения конфликтов многообразные, комплексные. В этой работе будут кратко рассмотрены  основные понятия разрешения конфликтов. Будет сделан акцент на то, что приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом  конфликта. Методы напрямую зависят от видов конфликта, их предмета, целей и направленности. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы изучения.

Тема конфликтов и их урегулирования считается сегодня актуальной, особенно ввиду глобализации, всемирных отношений, всемирной экономики, политики, развития международных отношений. Различные военные конфликты, которые периодически встречаются в современной мировой политической жизни также требуют урегулирования, причем желательно мирным путем переговоров. Конфликтология , как наука, еще достаточно молодая. Поэтому существует много спорных вопросов в определении понятии конфликта, в методологии урегулировании конфликтов. Соответственно масштаб данной работы не может включить в себя все существующие учения по конфликтологии. В работе используются исторические, политологические методы анализа данной темы.                                                                                                      В этой работе будут исследованы понятие конфликта, его субъекты, объекты и предметы.                                                                                                                                      Также будут рассматриваться методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций.Поэтому целью данной  работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.                                                                                                                  В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:                              Раскрыть содержание понятия “конфликт”;                                                                 Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;  Обозначить методы и цели управления и предотвращения, основные направления урегулирования конфликтов;                                                               Исходя из целей и задач исследования, мы использовали следующие методы научного исследования: методы направленные на теоретическое изучение проблемы – изучение литературных источников, и анализ и приведение практических примеров из отечественной истории. 

   
    

Глава 1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации в коллективе организации

1.1 Определение  конфликта

     Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский  означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется  множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций2.

     Конфликт  чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации3.

     Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

     Один  из основателей чикагской школы  социальной психологии Р. Парк включил  конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. видоизменять). С его точки зрения, соревнование являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

     Американский  социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов  и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение  статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям4.

     Конфликт  как социальное действие дает, без  сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает"5. Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.

     Как и множества других понятий, у  конфликта имеется множество  толкований и определений. Одним  из них является такое: конфликт- это  отсутствие согласия между двумя  и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц6. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

     Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт- явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

     Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

     Критерии  конфликта:

     1) взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т. д., таким образом, происходит взаимодействие сторон, их контроля, однако, если существуют жесткие правила контакта (например, бой боксера), то это не конфликт;

     2) осознание ситуации как конфликтной,  т. е. одна или обе стороны  оценивают чужие действия как  преднамеренно враждебные с целью  помешать достижению желаемых целей или унизить;

     3) выбор стратегии дальнейшего  поведения: к поиску компромисса  или рационально приемлемого  решения, либо к эскалации конфликта,  к усилению борьбы, например, от  борьбы точек зрения (когнитивный  конфликт) переходят к борьбе  личностей (межличностный конфликт), затем к борьбе групп и насилию.

     В конфликте нет виноватых и  правых, каждый хочет достичь своих  целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в  конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: “В конфликте виноват не я, а другой человек”, “Я прав, а другой — не прав, он плохой”, и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: “Я прав!”. Так происходит расширение конфликта.

     Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

     Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.

     Динамика  развития конфликта:

  • возникновение конфликтной ситуации,
  • осознание конфликтной ситуации,
  • собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;
  • развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

Информация о работе Основные принципы и направления урегулирования конфликтов