Основные показатели психологического развития детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Оглавление

Введение 2
1 Основные показатели психологического развития детей раннего возраста. А.Н.Корнев 2000г 3
Практическая часть 14
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..…30
Приложения…………………………………………………………………….…..32

Файлы: 1 файл

100 Особенности психол развития детей раннего возрата .doc

— 259.50 Кб (Скачать)

У третьей части детей первой группы развита способность эмоционального сопереживания и "заражения", отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое.

Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер.

Во всех семьях первой группы принято  открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по мнению родителей, развитию эмоциональной сферы ребенка. Родители первой группы часто рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь матерям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.).

Больше половины родителей детей  первой группы принимают активное участие в эмоциональном развитии детей. Около трети родителей понимают важность эмоционального развития детей.

Большинство родителей первой группы бережно относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, заинтересованы в его делах и занятиях, уверенны в его достижениях; вместе с тем — требовательны и последовательны в воспитательных воздействиях. Родители умеют дать оценку деятельности и поведения ребенка; формируют личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Родители второй группы пользуются различными типами воспитания.

Они имеют низкий уровень родительского  контроля (контролирующие требования больше направлены на модификацию проявлений зависимости детей от родителей); родительских требований, побуждающих к развитию у детей зрелости; способов общения в ходе воспитательных воздействий, эмоциональной поддержки.

Из результатов исследования представлений родителей об эмоциональных особенностей детей родителей второй группы не могут дать полной объективной оценки эмоционального развития своих детей.

Во второй группе три четверти родителей  не осознают важности развития эмоциональной  сферы своего ребенка.

В некоторых семьях есть проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком.

Большинство родителей второй группы не знают индивидуальных особенностей своего ребенка, не заинтересованы в  его делах и занятиях, не уверенны в его достижениях; вместе с тем — требовательны в воспитательных воздействиях или наоборот. Родители не умеют дать правильную оценку деятельности и поведения ребенка; не знают и не умеют формировать личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; не побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Проведенное исследование подтвердило  поставленную в начале исследования гипотезу о том, что существуют особенности  развития эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста в зависимости от типа взаимоотношений в семье: семейная дисгармония и неправильное воспитание негативно отражается на развитии эмоциональной сферы детей. Различия в поведении детей в зависимости от количества детей в семье и порядка рождения в ходе исследования не были выявлены.

 

Заключение

 

Раннее детство - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Исследователи  отмечают, что от того, в каких  условиях будет протекать эта  стадия развития, во многом зависит будущее ребенка. К концу первого года жизни с расширением возможностей возрастает активность ребенка, теперь его интерес направлен на манипуляции с предметами, расширяется круг социальных контактов. Активность и самостоятельность ребенка требуют изменения его отношений со взрослым, который должен учитывать потребности ребенка, опираться на его возможности.

Развитие эмоциональной сферы  детей раннего возраста имеет  свои особенности.особенности эмоционального развития в раннем возрасте следующие: эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения; развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда; включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Основным условием развития ребенка  раннего возраста является его общение  с близким взрослым. Именно в общении  со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения.

В общении взрослый проявляет любовь и заботу, тем самым, демонстрируя принятие ребенка, а это основное условие формирования базового доверия  к миру. Важную роль в развитии детей раннего возраста играют прародители. Вклад старшего поколения в воспитание ребёнка зависит не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Результаты эмпирического исследования особенностей развития эмоциональной  сферы детей раннего возраста позволяют сделать вывод о  том, что в тех семьях, где родители (матери) используют адекватную практику родительского отношения, принимают активное участие в эмоциональном развитии детей, бережно относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, заинтересованы в его делах и занятиях, уверенны в его достижениях и, вместе с тем — требовательны и последовательны в воспитательныхвоздействиях, детям более присущ положительный эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности.

 

                   Список использованных источников

 

1. Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. - М., 1990.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов.Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.

3.Адлер А. Понять природу человека.М: Академический проект, 1997. - 256 с.

          4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М.: Педагогика, 1984.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999

           6. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб., 1995. – 221 с.

 7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

8. Развитие общения у дошкольников/ под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.,1964.

9. Стерн В. Психология раннего детства / В. Стерн. - Минск: Харвест, 2003. - 400с.

          10. Эльконин  Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б Эльконин - М.: 27. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. - М.: Просвещение, 1978.

 

Таблица Эмоциональные  проявления детей

Чувственное проявление

Интенсивность, баллы 

0

1

2

3

4

Возбуждаемость 

         

Капризность

         

Боязливость

         

Плаксивость

         

Злобность

         

Веселость

         

Завистливость

         

Ревность 

         

Обидчивость

         

Упрямство

         

Жестокость 

         

Ласковость 

         

Сочувствие 

         

Самомнение 

         

Агрессивность

         

Нетерпеливост ь

         

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Типы воспитания в семье

1 группа

2 группа

Адекватный стиль

100%

Адекватный стиль

0

 Воспитание по типу «кумир  семьи»

0%

 Воспитание по типу «кумир  семьи»

30%

 Воспитание по типу «ежовые  рукавицы»

0%

Воспитание по типу «ежовые рукавицы»

25 %

Гиперопека

0%

Гиперопека

20 %

Гипоопека

0%

Гипоопека

15 %

 Смена образцов

воспитания 

0%

 Смена образцов

воспитания

5 %

 Противоречивое воспитание 

0%

Противоречивое воспитание

5 %


 

Приложение 2

Степень участия родителей в  развитии эмоциональной сферы детей

1 группа

Высокий уровень участия

Средний

Низкий

72 %

28%

0


 

2 группа

Высокий уровень участия

Средний

Низкий

5 %

20%

75%


 

 

 

Приложение 3

Эмоциональные проявления детей(количестводетей)

1 группа

Чувственное проявление

Интенсивность, баллы 

0

1

2

3

4

Возбуждаемость 

-

6

8

4

-

Капризность

-

9

9

-

-

Боязливость

-

4

14

-

-

Плаксивость

1

8

6

1

2

Злобность

10

5

3

-

-

Веселость

-

-

9

9

-

Завистливость

10

5

1

1

-

Ревность 

4

13

-

1

-

Обидчивость

-

14

3

1

-

Упрямство

1

6

5

5

1

Жестокость 

14

3

1

-

-

Ласковость 

-

1

6

6

5

Сочувствие 

-

2

7

7

2

Самомнение 

1

2

14

1

-

Агрессивность

3

8

7

-

-

Нетерпеливость 

-

5

5

8

-


 

2 группа

Чувственное проявление

Интенсивность, баллы 

0

1

2

3

4

Возбуждаемость 

-

3

7

10

-

Капризность

-

5

12

2

1

Боязливость

-

3

15

1

1

Плаксивость

1

1

8

-

4

Злобность

12

5

3

-

-

Веселость

-

-

8

11

1

Завистливость

13

5

1

1

-

Ревность 

4

14

1

1

-

Обидчивость

-

12

4

4

-

Упрямство

1

5

6

6

2

Жестокость 

16

3

1

-

-

Ласковость 

-

3

6

6

5

Сочувствие 

-

2

7

9

2

Самомнение 

1

2

16

1

-

Агрессивность

3

8

9

-

-

Нетерпеливост ь

-

4

2

14

-


 


Информация о работе Основные показатели психологического развития детей раннего возраста