Основные показатели психологического развития детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Оглавление

Введение 2
1 Основные показатели психологического развития детей раннего возраста. А.Н.Корнев 2000г 3
Практическая часть 14
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..…30
Приложения…………………………………………………………………….…..32

Файлы: 1 файл

100 Особенности психол развития детей раннего возрата .doc

— 259.50 Кб (Скачать)

РИСК: Коммуникативное  поведение Низкая коммуникативная  активность

Эмоциональное развитие Пассивность. Тревожный тип. Дистемичность

Познавательная активность Хаотические и нецеленаправленные пробы после 18 мес. Исследование ртом (если не стресс). Нефункциональный характер предметной деятельности. Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры 3 год

ПОКАЗАТЕЛИ: Коммуникативное  поведение Начало развития делового общения. Формирование общения со сверстниками, сотрудничество. Поведенческие сценарии диалога со взрослыми и сверстниками. Кризис 3 лет

Эмоциональное развитие Продолжение формирования разнообразных форм поведения. Дифференциация отношений со взрослыми. Положительный фон настроения. Эмоциональная лабильность

Познавательная активность Наглядно-образное мышление. Сенсорный  интеллект. Сенсорные эталоны Стратегия проб и ошибок Символическая игра. Разнообразные игры

РИСК: Коммуникативное поведениеБоязнь и избегание сверстников. Автономность отношений ребенка к родителям, т е. не привлекает к совместной деятельности родителей (нарушение детско-родительских отношений). Низкая коммуникативная активность, что может быть задержкой психомоторного развития. Низкая речевая активность

Эмоциональное развитиеПассивность  в эмоциональных контактах. Тревожный тип

Познавательная активностьПреобладание элементарных форм исследования. Использование силовых проб. Несформированность предметной деятельности. Отсутствие символической игры. Стереотипный характер игры1 год ПОКАЗАТЕЛИ: Коммуникативное поведение 3 мес: - комплекс оживления; про язык - мимиознаки и кинознаки -информация о чувствах и состояниях обмен посланиями. 5 мес: - гуление, лепет, контакт глаз, обмен посланиями, особый язык матери и ребенка, вокализация, т.е. продиалог. 8 мес: - дифференцированная реакция на взрослых Эмоциональное развитие 2 мес: - осознанная ответная улыбка. Положительный фон настроения. Мимически и интонационно передает свое состояние Познавательная активность Внимание - длительность сосредоточения: около 6 мес. - 5 сек., 12 мес. - до 30 сек.; прослеживает взглядом за предметом. Предметно-манипулятивная игра, бросание игрушек - привлечение внимания взрослого. 6-8 мес. константность объекта, предвосхищение событий (игра «тю-тю»)

РИСК: Коммуникативное  поведение Отсутствие комплекса  оживления после трех мес; Пассивность  и недифференцированная реакция на взрослых. После 8 мес. паника на чужих взрослых. Избегание глазного контакта после 6 мес. Избегание телесного контакта, ощущение ребенка как «тряпичной куклы». Отсутствие лепета после 5-8 мес. Эмоциональное развитие Пассивность. Отрицательный фон настроения. Монотонный плач. Депрессивность. Невротические проявления (инверсия формулы сна, ПЭП и т.п.) Познавательная активность Отсутствие интереса к игре. Нет константности предмета. Нет предвосхищения событий к 1 году

2 год

ПОКАЗАТЕЛИ: Коммуникативное поведение Уже появившиеся коммуникативные навыки не снимаются, а продолжают развиваться. Невербальные коммуникативные циклы ребенка и матери: 12-16 мес. - 10-15 циклов, к 2 годам - до 20-30 циклов. Личностно-деловое взаимодействие. Языковые средства общения: голофразы и собственно фразы

Эмоциональное развитие Дифференцированные межличностные  отношения. Рост поведенческого репертуара. Положительный фон настроения. Эмоциональная лабильность Познавательная активность Наглядно-действенное мышление. Сенсомоторный интеллект. Сенсорные эталоны на практическом уровне. Формирование стратегии проб и ошибок: зрелая и незрелая. Игровая деятельность: символическая игра (понарошку «ест» вначале сам, потом «кормит» маму, позже - куклу)

РИСК: Коммуникативное  поведение Низкая коммуникативная активность

Эмоциональное развитие Пассивность. Тревожный тип. Дистемичность

Познавательная активность Хаотические и нецеленаправленные пробы после 18 мес. Исследование ртом (если не стресс). Нефункциональный характер предметной деятельности. Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры 3 год

ПОКАЗАТЕЛИ: Коммуникативное  поведение Начало развития делового общения. Формирование общения со сверстниками, сотрудничество. Поведенческие сценарии диалога со взрослыми и сверстниками. Кризис 3 лет

Эмоциональное развитие Продолжение формирования разнообразных форм поведения. Дифференциация отношений со взрослыми. Положительный фон настроения. Эмоциональная лабильность

Познавательная активность Наглядно-образное мышление. Сенсорный интеллект. Сенсорные эталоны Стратегия проб и ошибок Символическая игра. Разнообразные игры

РИСК: Коммуникативное поведениеБоязнь и избегание сверстников. Автономность отношений ребенка к родителям, т е. не привлекает к совместной деятельности родителей (нарушение детско-родительских отношений). Низкая коммуникативная активность, что может быть задержкой психомоторного развития. Низкая речевая активность

Эмоциональное развитиеПассивность  в эмоциональных контактах. Тревожный тип

Познавательная активностьПреобладание элементарных форм исследования. Использование силовых проб. Несформированность предметной деятельности. Отсутствие символической игры. Стереотипный характер игры

При проведении диагностики важно  помнить о том, что психическое развитие детей – это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученныеданные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от работы[9, с. 92].

Анализируя полученные данные, важно  установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики  обследуемого ребенка (познавательными  способностями, личностными качествами, характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, которые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, неспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного развития, так и с высокой тревожностью ли замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения.

Правильная диагностика – первый шаг в организации коррекции  психических отклонений, так как  она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы. Таким образом на основании психотической характеристики составляется план коррекции – от помощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики является не простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.

Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с  определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.

Собственно обследование ребенка  начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок  открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты связаны как  с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или ригидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали  за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.

При проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет  успешной.

Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества – какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, цаосновании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.

Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция 
может полностью изменить содержание задания и, следовательно, 
полученный Вами результат.

Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы воз- 
ласт исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого 
составлена данная методика. Существуют методы, которые можно 
использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

Результаты, полученные Вами, также  не могут быть одинаковыми для  разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации  результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.e. с теми результатами, которые типичны для детей данноговозраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, уже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае,если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

Многие методики требуют специального «стимульного материала, т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. 
Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе 
дачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них 
имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, 
другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более ясные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.

Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его  добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.

 

                                        Практическая часть

              Объект исследования: эмоциональная сфера детей раннего возраста.

Предмет: особенности развития эмоциональной  сферы в раннем детстве.

Цель: выявить особенности развития эмоциональной сферы в раннем детстве.

Гипотеза:

1) существуют особенности развития  эмоциональной сферы ребёнка  в раннем детстве в зависимости  стиля взаимоотношений в семье;

2) существуют особенности развития  эмоциональной сферы ребёнка  в раннем детстве в зависимости  от наличия или отсутствия  братьев и сестёр и порядка  рождения.

Методы исследования:

1) наблюдение;

2) Опросник для родителей "Типы воспитания детей" [3, с. 339];

3) Опросник «Оценочная шкала  эмоциональных проявлений ребенка» (Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф., 2001, с. 267-268).

В выборку испытуемых вошли 38 воспитанников  раннего возраста (2-3 лет) и их родители- 38 человек (мамы).

1) Исследование началось с наблюдения за испытуемыми. Использовались две схемы наблюдения.

Схема 1. "Отношение ребенка к взрослому"[2, с. 103] .

Информация о работе Основные показатели психологического развития детей раннего возраста