Основные показатели психологического развития детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Оглавление

Введение 2
1 Основные показатели психологического развития детей раннего возраста. А.Н.Корнев 2000г 3
Практическая часть 14
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..…30
Приложения…………………………………………………………………….…..32

Файлы: 1 файл

100 Особенности психол развития детей раннего возрата .doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Схема включает в себя наблюдение следующих особенностей поведения  ребенка в привычных для него ситуациях:

1. Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий "разговорить" его.

2. Лжет из боязни.

3. Очень бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают  замечание.

4. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

5. Любит, чтобы к нему проявляли  симпатию, но не просит о ней.

6. Никогда не приносит взрослому  и не показывает найденных  им вещей.

7. Здоровается с воспитателем  только тогда, когда тот обратит  на него внимание.

8. Не подходит к взрослому по собственной инициативе.

9. Никогда не просит о помощи.

10. Легко становится "нервным", краснеет, если ему задают вопрос.

Оценка: Если особенность поведения  характерна для ребенка, то соответствующее  утверждение оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов.

Схема 2. "Отношение ребенка к сверстникам" [2, с. 103].

Оценка: Если отмеченная особенность  поведения свойственна ребенку, соответствующее утверждение оценивается  в 1 балл, если нет — 0 баллов.

1. Старается устраниться от активного  участия в игре.

2. Не проявляет дружелюбия и  доброжелательности к другим  детям.

3. Никогда не делится с другими  детьми игрушками и сладостями.

4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.

5. Соглашается на второстепенные  роли, никогда не высказывает желания быть главным в игре.

6. У него нет друзей ни в  детском саду, ни во дворе.

7. Избегает общения с другими  детьми.

8. В игре всегда стремится  получить значимую роль, если  не получает, отказывается играть.

9. Не проявляет интереса к  коллективным играм, играет один.

10. Часто жалуется взрослым, что  его обижают другие дети.

На основе наблюдения по вышеуказанным  схемам все испытуемые были разделены  на две группы[9, с. 86].

В первую группу вошли 18 испытуемых: 9 девочек и 9 мальчиков. Сюда вошли  испытуемые, которые не имеют проблем в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: легко общаются с воспитателем или другими значимыми для них взрослыми, спокойно относятся к замечаниям, охотно общаются со сверстниками.

В первой группе испытуемых: 7 детей  – единственные в семье, 9 детей, в семье которых имеются два ребенка и 2 ребенка из многодетных семей. В этой группе 10 детей являются первым ребенком в семье, 8 детей являются вторым ребенком в семье.

Во вторую группу испытуемых вошло 20 человек: 12 девочек и 8 мальчиков. В эту группу вошли дети, у которых отмечаются проблемы в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: разговаривают с воспитателем или другим значимым для них взрослым только тогда, когда находятся с ним наедине или после некоторых усилий "разговорить" их, тревожны, стараются устраниться от активного участия в игре, не проявляют дружелюбия и доброжелательности к другим детям, избегают общения.

Во второй группе испытуемых: 5 детей – единственные дети, 12 детей из семей, в которых  имеются два ребенка, и 3 ребенка - из многодетных семей. В этой группе: 12 детей являются первым ребенком в семье, 5 детей - вторым ребенком и 3 ребенка - третьим ребенком в семье.

Различия  в поведении детей в зависимости  от количества детей в семье и  порядка рождения в ходе наблюдения не были выявлены.

2) Опросник  для родителей "Типы воспитания  детей" [3, с. 339].

Цель  методики: выявить тип воспитания ребенка в семье.

Типы  воспитания:

1. "Кумир  семьи": потакание всем желаниям  ребенка, чрезмерное покровительство  и обожание.

2. Гиперопека: обостренное внимание и забота  о ребенке сочетается с мелочным  контролем, обилием ограничений  и запретов.

3. Гипоопека:  недостаток опеки и контроля  за поведением.

Наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла  и заботы, невключенности в жизнь  ребенка. В основе этого типа воспитания лежит фрустрация потребности в  любви и принадлежности, эмоциональное  отвержение ребенка, невключение его  в семейную общность.

4. Безнадзорность: недостаток опеки  и контроля за поведением, доходящий  до полной безнадзорности, проявляется  как недостаток внимания и  заботы к физическому и духовному  благополучию ребенка, делам,  интересам, тревогам.

5. "Золушка": игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.

6. "Ежовые рукавицы": неприятие  индивидуальных особенностей ребенка,  попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения.

7. Повышенная моральная ответственность:  не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

8. "Культ болезни": повышенная  неуверенность родителей, боязнь  ошибиться, преувеличенные представления  о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний  родителей коренится в истории  появления ребенка на свет - его  долго ждали, обращения к врачам-гинекологам  ничего не давали, родился хрупким  и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей  к ребенку формировалось под  воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их, в других случаях - мелочно опекать его.

В типичных высказываниях родителей  отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

9. "Кронцпринц". Такой тип воспитания  все чаще и чаще культивируется  в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых  имеют значительный вес в обществе  и занимают в нем высокие  посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью — одаривая и задаривая малыша.

10. Противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка" идти у него на поводу.

Характерное проявление данного типа воспитания - выражение недовольства воспитательными методами другого  супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько  то, как воспитывать ребенка, сколько  то, кто прав в воспитательных спорах.

11. Смена образцов воспитания. Такой  тип воспитания встречается тогда,  когда ребенка до каких-то пор  воспитывали одним методом и  вдруг из-за семейных обстоятельств  (появления новорожденного, развод  родителей) стиль воспитания внезапно  изменился.

3) Опросник «Оценочная шкала  эмоциональных проявлений ребенка»  заполняется взрослым с целью  определения степени выраженности  эмоциональных проявлений ребенка.

Опросник «Оценочная шкала эмоциональных  проявлений ребенка» предназначен для  выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:

Эмоциональный опыт ребенка.

Под эмоциональным опытом ребенка  понимается эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т.е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Имеются в виду: эмоциональное возбуждение, полная или частичная заторможенность, различного рода депрессии, дисфории и эйфории, шоковые и коматозные состояния.

Присутствие у ребенка фактора  эмоциональной напряженности.

Под фактором эмоциональной напряженности  понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной  возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка.

Наличие у ребенка знаний и представлений  о чувствах, эмоциях.

Знания и представления о  чувствах, эмоциях у ребенка формируются в дошкольном детстве и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний.

Эмоциональное поле ребенка.

Под эмоциональным полем понимается комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Этот комплекс включает: эмотивность, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность и др. В совокупности эти особенности дают представление об общей эмоциональности личности.

Эмоциональный (модальный) стиль ребенка.

Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных  состояний, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение).

Экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка.

Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при  эмоциональном реагировании.

А также некоторые вопросы выявляют позицию родителей по отношению  к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов.

Родителям также предлагается заполнить  следующую таблицу:

                      Таблица Эмоциональные проявления детей ( cтр-31)

                  1. Опросник для родителей "Типы воспитания детей"

Анализируя результаты тестирования родителей, получили следующее (см. Приложение 1):

-родители (мамы) первой группы детей  используют адекватную практику  родительского отношения, которая  характеризуется высоким уровнем  вербального общения между детьми  и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка;

-родители второй группы пользуются различными типами воспитания:

- в шести семьях (30%) потакают  всем желаниям ребенка, чрезмерно  покровительствуют и обожают.  Такие родители не учитывают  или недооценивают реальные психофизические  особенности и ограничения ребенка. В этих семьях происходит культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям ила членам семьи.

- неприятие индивидуальных особенностей  ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа  реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения. Не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Наряду с жестким контролем происходит сочетание с равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством происходит в пяти семьях (25%).

- в четырех семьях (20%) обостренное  внимание и забота о ребенке  сочетается с мелочным контролем,  обилием ограничений и запретов.

- в трех семьях (15%) - недостаток  опеки и контроля за поведением.

- в одной семье (5%) - противоречивое  воспитание.

- в одной семье (5%) произошла  смена образцов воспитания.

2. Опросник «Оценочная шкала  эмоциональных проявлений ребенка»

С помощью опросника выявлялись представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:

- эмоциональный опыт ребенка (вопросы 9, 10);

-присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности(вопрос8);

-наличиеуребенка знаний и представлений о чувствах,эмоциях(вопрос16);

- эмоциональное поле ребенка  (вопросы 3, 13, 14);

- эмоциональный (модальный) стиль ребенка (вопросы 4, 5, 15);

Информация о работе Основные показатели психологического развития детей раннего возраста