Основные методы развития истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).

Оглавление

1. Охарактеризовать основные методы развития истории психологии.
2. Проанализировать первые психологические теории Нового времени (Френсис Бекон, Рене Декарт, Спиноза).
3. Дать определение понятию «схоластика».
4. Проанализировать становление экспериментальной психологии.
5. Проанализировать особенности психологических взглядов Жульена Ламетри.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Истори психологии.docx

— 61.46 Кб (Скачать)

Хотя Ламетри сравнивает человеческое тело с часами, он полагает, что человеческий организм продолжает действовать и  после поломки, т.е. в результате заболевания. Таким образом, «человек-машина»  для Ламетри - это «человек-животное», являющееся единым материальным существом, существом органического мира.

Ламетри первым из философов высказал мысль о возможности происхождения  человека от животных. Он также полагал, что появление человека необходимо объяснять не только биологическими факторами, для формирования человека требуется язык, членораздельная  речь. Для него также было важным воспитание человека: «Без воспитания даже наилучшим образом организованный ум лишается всей своей ценности». Общественная жизнь - необходимое условие формирования человека.

Ламетри полагает, что человек от природы представляет собой вероломное, хитрое, опасное и коварное животное, что люди рождаются злыми. Добродетель  Ламетри считает лишь результатом  того воспитания, которое получает человек в процессе жизни в  обществе. А возможности воспитания очень большие, так как люди как  флюгеры под воздействием воспитания поворачиваются в ту или другую сторону.

В то же время в работе «Анти-Сенека»  Ламетри высказывал многие положения, которые представляют его как  вульгарного гедониста. Надо попытаться подчиняться нашим ощущениям  и стремиться сделать их приятными, заявлял он. Под ощущениями, которые  приятны для нас, Ламетри имел в виду прежде всего чувства сладострастия. Он считал, что необходимо больше думать о теле, чем о душе, и доставлять побольше удовольствий телу. Для счастья, полагал Ламетри, не требуются ум, знания. Человека, испытывающего сладострастные ощущения, он называл «по-свински счастливым». Образ человека, который нарисовал Ламетри и которому он сам стремился следовать, создал ему скандальную известность.

Полагая, что предрассудки и заблуждения  составляли основу общественного развития того времени, он думал, что философия  должна культивировать истину. Существующая система законов должна изменяться под воздействием философии. Лишь философия  раскрывает заблуждения и несправедливость законов, лишь она стоит на правильной точке зрения, чтобы здраво судить о том, что «честно или бесчестно, порочно или добродетельно». Таким  образом, философия - это средство истинного  преобразования общества на прогрессивных  началах. Ламетри считал, что государственные  деятели должны быть философами, чтобы  успешно управлять государством, выступал как сторонник просвещенного  абсолютизма.

Ламетри предлагал материалистическое решение психофизической проблемы, в соответствии с которым психические функции трактовались как обусловленные особенностями мозговой и телесной организации индивида. На основании данных о стадиях развития человеческого эмбриона, о регенерации у животных, о вымерших видах животных предлагал рассматривать психику в ее эволюционном развитии, подводящем к возникновению сознание - у человека. Трактовал потребности - живого организма к качестве движущей силы поведения - , в соответствии с чем пришел к заключению, что, чем интенсивней потребности, тем более развиты умственные способности. При описании различных психических функций наибольшее значение Л. придавал вниманию как проявлению активной деятельности субъекта по внесению порядка в «поток» представлений. (Е. Е. Соколова.)

 

 

Список литературы:

 

1. Ананьева Б.Г.  Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков— СПБ: речь, 1947.

2. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., Психологическое общество России, 1990.

3. История зарубежной психологии. Тексты. М., МГУ, 1986.

4. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 381 с.

5.Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. - М., 1995.

6. Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. М., МОДЭК, 1996.

7. Марцинковская Т.Д. История психологии—М.: ACADEMA,2004

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

9. Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

10. Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., Алетейя, 2001.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

12. Хрестоматия по истории психологии. М., Академический проект, 1999.

13. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., Евразия, 1998.

14. Ярошевский М. Г. История психологии. М., Академия, 1996.

 


Информация о работе Основные методы развития истории психологии