Основные методы развития истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).

Оглавление

1. Охарактеризовать основные методы развития истории психологии.
2. Проанализировать первые психологические теории Нового времени (Френсис Бекон, Рене Декарт, Спиноза).
3. Дать определение понятию «схоластика».
4. Проанализировать становление экспериментальной психологии.
5. Проанализировать особенности психологических взглядов Жульена Ламетри.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Истори психологии.docx

— 61.46 Кб (Скачать)

Предварительное интервью.

Основное интервью.

Контрольное интервью.

  в) По количеству участников

Индивидуальное интервью

Групповое интервью

Массовое интервью           

Безусловно, характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в  виду тот факт, что в конкретной работе, как правило, используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет  существенным образом уменьшить  степень субъективизма историка психологии при интерпретации или  оценке им тех или иных фактов становления  и развития психологического знания.

  1. Проанализировать первые психологические теории Нового времени (Френсис Бекон, Рене Декарт, Спиноза).

 

Появление новых подходов к построению науки в XV-XV1 вв., связанных  со стремлением к рациональности и доказательности теоретических  положений, ознаменовало наступление  нового этапа в процессе становления  психологии.

Психология в этот период, также как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь  с философией. Однако уточнялся предмет психологии, она становилась наукой о сознании.

Анализ становления предмета психологии дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически  психология ограничивалась вопросами  сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило  к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.

В XVII в. утвердился новый  взгляд на Вселенную, природу в целом  как гигантский механизм. Аналогичный  подход развивался и в учениях  о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей  по принципу любого механизма по строгим  законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический  детерминизм, именно в этот период господствовал  в психологии.

Первые теории.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма, утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Утверждал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Задачу науки ученый видел в покорении природы и в усовершенствовании человека.

Концепция души. Выделяются два типа души и свойственные им способности.

1. Рациональная, божественная  душа (или дух) обладает памятью,  разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная  душа обладает способностью к  ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным  и от неблагоприятных обстоятельств  и возможностью совершать произвольные  движения.

   Теория познания. Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира. Объективное познание заключается в применении рационального метода к чувственным данным. Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека. «Учение об идолах» было одной из важнейших частей его методологии. Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

    1. Идолы рода - это ошибки, которые связаны с тем, что человек судит о природе, исходя из собственных представлений. Но органы чувств человека могут ошибаться. Ограничивают познание человека.
    2. Идолы пещеры - это ошибки познания, которые вытекают из ошибок индивидуального характера. Зависят от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. Человеку бывает очень трудно поменять свою точку зрения.
    3. Идолы рынка - привычки пользоваться распространенными мнениями, без критического отношения к ним. Обывательская психология.
    4. Идолы театра - ошибки связаны со слепой верой в авторитеты, веры в то, что тот, кто находится выше на социальной лестнице, лучше знает.

Значение психологических  идей Бэкона

1. Завершил этап развития  психологии, где предметом изучения  являлась душа, и дал начало  развитию нового этапа, где  главным предметом изучения становится  сознание.

2. Предложил конкретные  способы практического изучения  предмета: опыт, эксперимент.

3. Предлагал единую науку  о человеке, частью которой является  психология: философия рассматривает  человека как такового, гражданская  философия изучает его во взаимодействии  с другими людьми, заложил принцип  междисциплинарности наук.

4. Способствовал разделению  наук о человеке на учение  о личности и учение о связи  души и тела, разделение их  предметов и задач, что повлекло  за собой разделение предмета  психологии в соответствии с  конкретными задачами.

Свой новый метод - индуктивную  логику - Бэкон понимал как орудие познания, органон. Приверженец теории «двойственности истины», он признавал две истины - божественную и научную, философскую. Согласно его воззрениям, существуют душа боговдохновленная (разумная или рациональная) и душа чувственная (созданная). Боговдохновленную душу Бэкон оставил для изучения богословию, этиологии, а чувственная душа стала предметом исследования философии и психологии. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты.

 

Рене Декарт (1596- 1650гг.). - полная противоположность Бэкону. Профессия - военный юрист. Труд Декарта - "Взгляды о душе". Учение - дуализм Декарта.

С его именем связаны многие выдающиеся открытия в различных  областях науки - в математике, физике, анатомии, биологии, астрономии.

Исследуя психологические  основы самосознания, Декарт открыл, что  утверждение «я мыслю, следовательно, я существую» является единственным неоспоримым и достоверным.

        Первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание.

Объяснение сосуществования  в организме души и тела как  независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в  ней страсти в виде чувственных  восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и  изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним.

         Методологический принцип Декарта - сомневаться во всем. Сомневаться в достоверности чувственности познания. Я - это сомнение, сомнение - это акт мышления - я мыслю - следовательно я существую.

Заслугой Декарта стало  открытие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему; внешний импульс приводит в движение частицы, называемые -животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса -животные духи» заносятся в мозг по «трубкам*, из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Исследование страстей было предметом последней работы Декарта  «Страсти души». .В ней он пришел к выводу о том, что существуют два вида страстей: активные и страдательные.    Рассматриваются причины страстей, дает их классификацию и предлагает воспитывать страсти. Причины страстей являются - внешние воздействия, которые запускают движение животных духов и происходят физиологические изменения, которые отражаются эмоциональные проявления.В ней он пришел к выводу о том, что существуют два вида страстей: активные и страдательные.

Классификация страстей:

  • первичные (врожденные) - удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Назначение первичных страстей - сигнал - что полезно, а что вредно.
  • вторичные - которые проявляются при жизни человека, и они должны принимать участие в воспитании страстей. Средства борьбы - разум и воля. Разум зависит от опыта человека, а воля помогает отделить мысль о предмете от движения животных духов. Страсть выражает у человека врожденные идеи, врожденные знания.

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ. Создал философское произведение «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»; в нем содержались основные положения его учения, которые впоследствии получили развитие в главном труде Спинозы «Этика». Спиноза стремился построить объективную, достоверную науку, основу которой он видел в математике. Преодолевая дуализм Декарата, Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является единственной реальностью. Сделал вывод о единстве и целостности человека, сущностями которого являются душа и тело. Сущность человеческой души состоит именно в познавательной деятельности.

Теория познания. Существует четыре способа познания: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины. На основе этих четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и воображение,  которые существуют в виде  образов. Эти познания являются  смутными и искаженными, а также  дают лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных  свойствах вещей. Они составляют  основание для наук, но страдают  отрывом от конкретных индивидуальных  особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности  вещей, в котором конкретное  и индивидуальное выступает в  их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естественные проявления природы, и их необходимо рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышления аффекты - это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать, а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать.

Выделяются три первичных  аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все  многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления  о предмете, через сопереживание  или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину  несвободы человека, так как поглощенность  ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает  человеческую свободу и дает представление  об истинной силе и возможностях, показывая  человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как  возможность следовать своим  аффектам, а как возможность познания необходимости и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

В концепции Спинозы можно  выделить три основных положения - это  понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление; рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину; распространение механистических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли. Эти положения, его теория познания и этика повлияли па взгляды других психологов.

 

 

 

 

 

 

 

3. Дать определение  понятию «схоластика».

 

Термин «схоластика» этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola (школа). В образовательных  центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных  церковью школ, поэтому термином «схоластика» стали со временем обозначать целый  комплекс явлений, характеризовавших  интеллектуальную жизнь главным  образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков.

Информация о работе Основные методы развития истории психологии