Основные методы развития истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).

Оглавление

1. Охарактеризовать основные методы развития истории психологии.
2. Проанализировать первые психологические теории Нового времени (Френсис Бекон, Рене Декарт, Спиноза).
3. Дать определение понятию «схоластика».
4. Проанализировать становление экспериментальной психологии.
5. Проанализировать особенности психологических взглядов Жульена Ламетри.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Истори психологии.docx

— 61.46 Кб (Скачать)

  Что представляет собой схоластика? Ответить на этот вопрос тем более трудно, что сам этот термин прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. Хотя все они были согласны между собой относительно вопросов вероучения, ясно выраженных в божественном Откровении и официально утвержденных Римско-католической церковью, однако в рамках этого вероучения каждый схоласт развивал и интерпретировал эти истины в свете своих собственных философских представлений и опираясь на свои собственные идеи.

 Cхоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям). Большое место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях. Исторически схоластика разделяется на несколько периодов: для ранней (9-13 вв.) характерно влияние неоплатонизма (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Ибн-Рушд, Ибн-Сина, Маймонид). В пору «классической» (14-15 вв.) господствовал «христианский аристотелизм» (Альберт Великий, Фома Аквинский). Происходившие позднее (15-18 вв.) споры между католическими (т. наз. неосхоластики, исп. иезуит Ф. Суарес) и протестантскими (Ф. Меланхтон) богословами в конечном счете отражали борьбу католической церкви против Реформации. С этой идейной борьбой некоторые буржуазные авторы связывают расцвет схоластической философии.

 Впоследствии влияние Декарта (1596-1650) и других философов Нового времени привело к сужению круга схоластических мыслителей и утраты ими своего былого авторитета, однако во второй половине 19 в. схоластика вступила в пору нового расцвета, которая длится до сегодняшнего дня. Этот последний период принято называть неосхоластикой. Первоначальный импульс к развитию неосхоластики дали энциклика Aeterni Patris (1879) папы Льва XIII, содержавшая призыв вернуться к подлинному учению средневековой схоластики (прежде всего к учению Фомы Аквинского), а также ряд более поздних энциклик.

Таким образом, под схоластикой  следует понимать не столько общность учений, сколько единую духовную среду, в которой различные схоласты развивали свои учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проанализировать становление экспериментальной психологии.

 

Выделение психологии в самостоятельную  науку сопровождалось интенсивным  развитием экспериментальных исследований.

Уже в XVIII в. обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления  о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. появились психологические  лаборатории и были проведены  первые эмпирические исследования, названные экспериментальными, которые, по сути, часто таковыми не являлись. Так, в первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции. В то же время Л. Фехнером(1801-1887). были разработаны основы построения психофизического эксперимента. Первые эксперименты Фехнера показали различия между ощущениями в зависимости от первоначальной величины вызывающих их раздражителей. Фехнер ввел в психологию представление о пороге ощущения, т.е. о величине раздражителя, вызывающей либо изменяющей ощущение. Была установлена закономерность: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула (закон Вебера-Фехнера).

Данное направление исследований назвали психофизикой, поскольку  в этой науке экспериментальными методами изучалась зависимость  психических состояний от физических воздействий.

        Появление экспериментальной психологии по праву связывают с именем немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). 
Организовав в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он занялся в нем темами, заимствованными у физиологов – изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

 Экспериментирование полагалось им в качестве метода изучения низших процессов; для познания высших процессов им была предложена другая дисциплина – «психология народов». Два критерия экспериментального метода были использованы в лаборатории в качестве дополняющих интроспекцию: 1) стандартизация условий, позволяющая сравнивать результаты разных исследователей; 2) аналитическое сравнение показателей, что помогает перейти от целостного описания субъективной реальности к выделению переменных. Итак, аналитическое сравнение процессов в контролируемых условиях и воспроизводимость результатов выступили критериями перехода к объяснительной психологии, связавшей свой метод с представлениями о научном объяснении.

Психология, по Вундту, имеет  уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции.  
        Задачи психологии: 1) выделить путем анализа исходные элементы; 2) установить характер связи между ними; 3) найти законы этой связи. 
В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны.

Он считал, что сознание (бессознательные процессы отрицал) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой  по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную реальность. Простейшими элементами сознания являются ощущения и чувства (эмоциональные  состояния).

До Вундта универсальным  механизмом соединения отдельных элементов  в комплексы считались ассоциации. Он ввел еще одну связь – апперцептивную.  
 Главной заслугой Вундта является разработка экспериментального метода исследования психики. Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследование сознания способны, по Вундту, внести экспериментальные процедуры физиологии. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки.

В дальнейшем Вундт занялся разработкой направления, посвященного психическому аспекту создания культуры. Он написал 10-томную «Психологию народов» (1900-1920). В этой работе Вундт высказал важную мысль о том, что методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов его творческой деятельности (сказок, мифов, религии).  
К началу ХХ века психологические лаборатории были созданы во многих городах Европы и США.

Наиболее интересные экспериментальные  исследования связаны с Германией, в частности с Германом Эббингаузом (1850-1909). Его капитальный труд «О памяти» (1885) посвящен экспериментальному изучению запоминания и забывания на материале бессмысленных слогов. По оценке Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка обусловлена возможностью изучать процессы памяти независимо от смыслового содержания. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, или ассоциативные методики, в эмпирической психологии сознания предшествовали разработке схем экспериментальных воздействий.

Хотя Эббингауз не разработал своей психологической теории, его  исследования стали ключевыми для  экспериментальной психологии. Он на деле показал, что не только элементарные процессы, но и память можно изучать  объективно. Была также показана важность статистической обработки данных с  целью установления закономерностей  психических явлений.

 Г. Эббингауз первым отказался от интроспекции и реализовал удачный подход к построению объективного метода в эмпирическом психологическом исследовании (фехнеровская психофизика решала несколько иные задачи). Он же открыл путь экспериментальному изучению навыков, продолженному на иных основах понимания объективности исследования в бихевиоризме.

Основателем американской экспериментальной  психологии называют С. Холла, который  в течение 3 лет учился в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Затем  он стал первым президентом Американской психологической ассоциации. При  изучении проблемы стадиальности развития животных и человека С. Холл вышел за рамки только лабораторных экспериментов. Основной его труд выполнен в рамках возрастной психологии и посвящен юношескому возрасту.

Из других исследователей следует назвать Джеймса Кеттэлла, который также получил докторскую степень у В. Вундта (в 1886 г.), а затем создал лаборатории психологии в двух американских университетах. Его экспериментальные исследования (в области изучения ассоциаций, времени реакции, чтения, психофизики) акцентировали проблему индивидуальных различий. Он первым ввел понятие интеллектуального теста (mental tests). Его преемниками стали Э. Л. Торндайк и Р. С. Вудвортс. Первый – знаменитый автор метода проб и ошибок, примененного в исследованиях научения, а второй известен отечественному читателю как автор уже старого учебника экспериментальной психологии [11]. Р. С. Вудвортс стал одним из лидеров функциональной психологии в США, поставившей целью изучить, как индивид посредством психологических функций приспосабливается к изменчивой среде, а также найти пути улучшения этого приспособления.

Итак, не география, а методологическая преемственность позволяет выявлять общие основы метода экспериментирования  в первых реализациях экспериментальных  работ.

Во Франции основания  научной психологии сформулировал  Т. Рибо, который не занимался экспериментальной  психологией в духе В. Вундта, а  считал достаточным метод патологического  исследования. Однако именно он сформулировал  представление о предмете экспериментальной  психологии, которая должна заниматься не метафизикой или обсуждением сущности души, а выявлением законов и ближайших причин психических явлений. Болезнь он рассматривал в качестве эксперимента, поставленного природой, и таким образом, изучал болезни внимания, памяти, воли, личности. В дальнейшем Ж. Пиаже и А. Бине (в ряду других представителей нового поколения психологов) развивали идеи целостного подхода к изучению человека, которому, как писал Т. Рибо, не могли соответствовать ни немецкий атомизм, ни английский ассоцианизм.

Пионерами в области экспериментирования  можно назвать также П. Жане и  А. Бине, которые, как и 3. Фрейд, испытали на себе влияние Ж. Шарко, у которого они были учениками в клинике  Сальпетриер. Таким образом, ведущие  основатели экспериментальной психологии отнюдь не были лабораторными затворниками, каждый из них существенное значение придавал и другим методам в психологии. В частности, методы наблюдения, генетический патопсихологический методы дополняли  способы построения ими психологического исследования в контекстах решения  тех проблем, которые оставались за рамками узко понятого экспериментирования.

Взаимовлияние психологических  школ Старого и Нового Света продолжилось и в середине XX в. После прихода  к власти нацистов из Германии в  США эмигрировал Курт Левин. Его  экспериментальные исследования мотивации  и целевой регуляции поведения  сменились в американский период этапом экспериментирования в социальной психологии. Формула Левина о том, что поведение есть функция личности и среды, осталась ведущим принципом  исследований целевой регуляции  поведения, полное представление которых  в зарубежной психологии дает X. Хекхаузен. Ученица К. Левина, а позже одна из основателей отечественной патопсихологии профессор факультета психологии МГУ  Блюма Вульфовна Зейгарник продолжила развитие системы методов индивидуального  экспериментирования в отечественной  психологии. Ее оценка специфики построения исследований в левиновской школе  стала тем «знанием из первых рук», обращение к которому незаменимо на пути профессионализации современных студентов.

В отечественной психологии одним из первых примеров методологической работы на пути осмысления нормативов экспериментирования является концепция  естественного эксперимента А. Ф. Лазурского, которую он предложил в 1910 г. на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Им же обсуждался прием, когда испытуемые не знают о том, что подвергаются психологическому изучению, получивший позже название слепого опыта. Понятие естественного эксперимента в концепции Лазурского предполагало различение таких структур организации исследования, как наблюдение и эксперимент.

В отечественной психологии возникли новые подходы, различные  по формам контроля, характеру осуществляемых воздействий и соотнесению теории и интерпретационных гипотез. Их следует выделять в специальные  типы исследований, во многом условно  относимые к экспериментальным. Это, например, схемы методик «двойной стимуляции» в работах Л. С. Выготского и его учеников и метод «поэтапного  формирования умственных действий и  понятий» П. Я. Гальперина и его школы.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проанализировать особенности психологических взглядов Жульена Ламетри.

Ламетри Жюльен Офре де (1709 - 1751) - французский философ - материалист, врач, развивавший представления о необходимости эмпирического исследования психической жизни.

Процесс познания представлялся Ламетри  следующим образом: от чувственного восприятия вещей мы переходим к  опытно-экспериментальному исследованию, а затем - к рациональному обобщению  фактов, которые подвергаются эмпирической проверке. Опыту Ламетри придавал большое значение, но при этом считал, что опытные данные должны быть подвергнуты  философскому обобщению. Ламетри говорил, что человек представляет собой  мозговой экран, на котором отображаются внешние предметы, однако при этом зеркальное отображение предметов  происходит лишь в хрусталике глаза, познание же действительности достигается  в разуме человека.

Ламетри выступал против декартовского  положения, что животные лишены какой-либо чувствительности, считая, что все  живые существа обладают одинаковой способностью чувствовать, и это  характерно не только для человека, но и для всех животных. Этот взгляд он развивает в книге «Человек-машина» (1747). Хотя название произведения указывает  на механистический подход к проблеме человека, по своей сути взгляды  Ламетри были далеки от понимания  человека лишь как особого рода механизма. Человек, согласно Ламетри, существенно  отличается от механических устройств, так как он машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. «Человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного  движения». Человек - это часовой  механизм, который заводится не механическим способом, а посредством поступления  в кровь питательного сока, образующегося из пищи. Этот питательный сок Ламетри называет «хиласом».

Информация о работе Основные методы развития истории психологии