3) Недостатки
стиля работы и неправильное
поведение руководителя, столкновение
со стереотипами, утвердившимися в
сознании подчиненных под влиянием стиля
работы прежних руководителей.
4) Расхождение
мнений работников в оценке
явлений производственной жизни.
5) Нарушение
внутригрупповых норм поведения,
распад коллектива на различные
группировки, возникновение разногласий
между разными категориями работников
(например, «старожилами» и «новичками»,
выделение «незаменимых»).
6) Противоречия
интересов людей, их функций
в трудовой деятельности.
7) Несовместимость
в силу личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное происхождение)
различий. Личностные конфликты учащаются
в однородных по полу коллективах, они
в итоге затрагивают деловую сферу отношений
сотрудников и перерастают в деловые конфликты,
не способствуя развитию трудового коллектива.
8) Личностные
характеристики отдельных людей
- специфические особенности поведения,
отношения к труду и коллективу, черты
характера14.
К психологическим
особенностям трудового коллектива,
также оказывающим влияние на
вероятность возникновения в нем конфликтов
относится общий характер отношений сложившихся
в нем. Сложная система деловых и личных
отношений может быть охарактеризована
с точки зрения взаимной доброжелательности,
направленности на сотрудничество, готовности
членов коллектива к совместному мирному
урегулированию возникших проблем. Отмечается,
что склонность руководителя к конфликтному
поведению, внесения им компонента напряженности
в отношения с подчиненными, оказывает
отрицательное воздействие и на их отношения
между собой. Напротив, умение руководителя
не только не обострить сложные ситуации,
но и снять напряженность, перевести зарождающиеся
конфликты в русло конструктивного делового
обсуждения, способствует развитию подобного
же стиля и в отношениях между рядовыми
членами коллектива. Таким образом, общий
стиль отношений в коллективе может стать
в благоприятном климате гарантией против
возникновения излишней конфликтности,
а при неблагоприятной атмосфере - предрасполагать
к перерастанию возникающих в группе трудностей
и напряженных ситуаций в конфликты15.
Заключение.
Застраховаться
от конфликтов практически невозможно,
так как в любой организации
существует масса объективных причин,
которые могут способствовать обострению
обстановки. Так, любая ситуация, связанная
с ограничением ресурсов, подлежащих распределению,
ведет к возникновению напряженности.
Появление информации, приемлемой для
одной стороны и неприемлемой для другой
(слухи, сплетни), стимулирует неадекватное
поведение некоторых сотрудников. Примером
такой ситуации может служить проведение
аттестации в коллективе, когда работников
не поставили в известность об изменении
системы отбора и возможных сокращениях.
Расхождение ценностей и целей сотрудников
с целями организации является весьма
существенной причиной для развития споров.
Существовали и будут существовать коммуникативные
или поведенческие причины, включая поведение
сотрудников, несоответствующее ожиданиям
окружающих, а также вопросы собственности,
социального статуса, властных полномочий,
ответственности и т.д. Последствия конфликтных
ситуаций в современных организациях
тоже не всегда однозначны. Конфликт может
привести как к улучшению функционирования
организации в целом (ее отделов в частности),
так и к распаду организационной структуры,
прекращению деятельности организации
(в соответствии с ее целями и задачами).
И если при наличии стольких объективных
причин застраховаться от конфликта нельзя,
то научиться управлять им не только можно,
но и крайне необходимо.
Список
литературы
- Ишбутани Т. Социальная
психология. – М.: 2000., 128 с.
- Фролов С.С., Социология
организаций. – М.: Русский Гуманитарный
Интернет-Университет, 2001.
- Большаков А.Г.,
Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций.
– М.: МЗ Пресс, 2001.
- Громова, О. Н.
Конфликтология: курс лекций / О. Н. Громова.
– М.: Экмос, 2000. –319с.
- Аверченко, Л.
К. Психология управления / Л. К. Аверченко
– М., 1997.
- Социальная напряженность:
Методика социологического анализа и
прогнозирования тенденций
развития социальных процессов в трудовом
коллективе.- Харьков, 1990.- С. 9.
- Щербак В.Е. Конфликтные
ситуации на предприятии // ЭКО, 1999, №11.-
С. 164.
- Регнет Э. Конфликты
в организациях. - М.: Гуманитарный Центр,
2005 - с. 36-39
- Гришина Н.В.
Социально-психологические конфликты
и совершенствование взаимоотношений
в коллективе.// Социально-психологические
проблемы производственного коллектива
/ Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.
- Виханский О.С.,
Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд.
М.: Гардарика, 1998. – 527 с.
Приложение.
Кейсы.
Задача:
установить причину
организационного конфликта,
выявить истинные
интересы сторон, цели,
ресурсы, возможные
варианты решений.
Конфликты:
разжигать или
гасить?
Каждому
руководителю хочется, чтобы в его
компании не было места выяснению
отношений между сотрудниками – только
эффективная работа. Однако наличие качественных
конфликтов на работе весьма полезно и
продуктивно, главное - научиться ими грамотно
управлять.
Заветной
целью многих руководителей является
создание «безоблачных» компаний, в
которых не будет места для конфликтов
и выяснений отношений между сотрудниками.
Однако, определенная степень конфликтности
в организации все же должна быть. Если
конфликтность высока, то ее избытки надо
гасить, если чересчур низкая – стимулировать.
При этом руководитель может либо влиять
на ход конфликта, либо идти у него на поводу,
то есть занимать активную или пассивную
позицию. Принимать решения о целесообразности
конфликта следует исходя, прежде всего,
из того, насколько он влияет на эффективность
работы компании.
Конфликт
– это форма целенаправленного
противодействия сторон в ситуации
противоречивых интересов и потребностей.
Внутриличностный
конфликт является наиболее распространенным
и одновременно самым тяжелым из всех.
Появляется в результате внутренней несогласованности
человека – один внутренний голос говорит
поступить так, а другой – иначе. В результате
одним из признаков такого конфликта является
неспособность принять решение. Для наглядности
давайте разберем кейсы.
Кейс
«Продвижение». Представьте ситуацию,
когда руководство компании начинает
активно продвигать руководителя одного
из подразделений компании. В результате
у «объекта продвижения» возникает дилемма
– поступать ли так, как того ожидает его
группа, или же следовать интересам организации?
Что делать, если интересы не совпадают?
Эта ситуация - своеобразный тест на лояльность,
провокация ценностного самоопределения
человека.
Кейс
«Зона смерти». Нередко конфликт
является стимулом сделать следующий
шаг. Существует категория людей, которая
предпочитает хвататься за все дела сразу,
а на деле не справляется ни с одним из
них. В таких ситуациях руководство может
дать человеку задание, платой за невыполнение
которого станет увольнение, то есть внутренний
конфликт человека – между «хочу» и «могу»
- является лакмусовой бумажкой, проверкой
на крепость.
Отсюда
одна из функций конфликта - развивающая.
Межличностный
конфликт. Он развиваются из-за личностного
неприятия, когда сотрудники не находят
точек соприкосновения, например, в эмоциональном
плане. Причем чаще всего межличностные
конфликты возникают на этапе адаптации
в компании новичков.
Кейс
«Новичок». Новый сотрудник активно
начинает работу, но к окончанию испытательного
срока понимает, что не дотягивает до нужного
уровня, хотя уже прекрасно влился в коллектив.
В результате новичок начинает критиковать
начальство, ставить под сомнения профессионализм
коллег… В этом случае стремление пойти
на конфликт объясняется нежеланием быть
уволенным из-за недостаточной компетенции,
уж лучше уйти по статье «не сошлись характерами».
В этой ситуации конфликт является формой
защиты самооценки, то есть выполняет
маскирующую функцию.
Важно
отличать межличностные конфликты
от конфликтов должностных позиций.
Внутригрупповые
конфликты. Возникают при столкновении
персон с различными интересами, при этом
соперники активно вербуют союзников.
Если руководитель заметил межличностное
противостояние сотрудников, то его следует
купировать, дабы не перевести к внутри-
и межгрупповой.
Кейс
«Белая ворона». Представьте маленькую
компанию в сибирском городке. В коллективе
все друг друга знают, поэтому - никаких
имиджевых наворотов, нормы поведения
максимально просты. В компанию приходит
женщина, которая внешне выделяется из
толпы – макияж, одежда, манеры… У нее
другие нормы. Чувствуя это, коллектив
начинает от нее дистанцироваться, в том
числе, и на уровне работы. Через некоторое
время женщина покидает компанию, а ее
нормы остаются и становятся повсеместными!
После ее ухода женщины меняют свой стиль
и отношение к внешнему виду. Вывод: сама
по себе норма не вызывает отторжения,
проблема кроется в том, кто эту норму
в группу принес. Новая норма отвергается
не по сути, а по характеру внедрения. Этот
прием называется «прививка». В 90% случаев
такой новичок - «смертник», ему суждено
покинуть компанию, а вот его норма останется,
ее будут передавать дальше. Здесь проявляется
эволюционная функция конфликта.
Межгрупповые
конфликты. Суть проблемы выражается
формулой «те, кто»: нам противостоят те,
кто имеют отличные от нас взгляды, убеждения,
эмоции. Такие конфликты имеют большой
накал.
Кейс
«Повара и официанты». Представьте,
что вы делаете заказ в ресторане - общаетесь
с официантом, он идет к повару и делает
заказ, нередко официант указывает повару,
как и что следует приготовить. В результате
возникает конфликт, потому что повар
не слушает. В результате в некоторых ресторанах
общение между поварами и официантами
делают опосредованным, то есть за счет
создания специального регламента. Конфликт
выполняет нормативную функцию.
Внутриорганизационный
конфликт. В отличие от межгруппового
конфликта, в этом случае принимают участие
люди, которые являются носителями обязанностей,
норм, ответственности, то есть руководители.
Кейс
«Мусор». Ситуация с работниками бригад,
работающими вахтовым методом: в три часа
бригада приезжает на пересмену, ее задача
– принять площадку от предыдущей бригады.
Вновь прибывшие обходят площадку и замечают
– мусор не убран, - предыдущая смена объясняет
это нехваткой времени. Новая смена убирает
за ними. При этом, уезжая, они точно также
оставляют новой смене кучу мусора, на
что прибывшая смена удивляется, мол, наша-то
куча была меньше. Таким образом каждый
раз виновником считают другую смену.
В результате группы конфликтуют с мастерами,
мастера - между собой. История негативных
отношений насчитывает несколько месяцев.
Очевидно, что здесь должна быть введена
норма за уборку мусора. Отсюда еще одна
функция конфликта – диагностическая.
Межорганизационный
конфликт. У компаний нередко возникают
проблемы с партнерами, клиентами, СМИ,
представителями госорганов. Многие конфликты
могут быть связаны с несоблюдением договоренностей.
Бывают ситуации, когда конфликтная некомпетентность
даже простую ситуацию способна превратить
в масштабный конфликт.
Кейс
«Расследование». Страховые компании
инициировали собственное расследование
относительно причин, почему машина определенной
марки на большой скорости переворачивается.
Компания, производящая машины, производит
свое расследование и называет виновником
компанию, производящую шину. В результате
возникает серьезный конфликт, имидж и
отношения компаний испорчены.
Как управлять
конфликтом? Необходимо обратить внимание
на три основных аспекта:
• Предвидеть
и готовиться, чтобы конфликт не стал неожиданностью,
• Учитывать
вероятность возникновения конфликтов
при планировании изменений и коммуникаций,
• И главное
- анализировать конфликт с точки зрения
его причин. Ответить себе на вопрос - для
чего я иду на конфликт?
Можно
выделить три основных элемента конфликтной
компетентности:
1. Самоорганизация.
Важно помнить, что мы нередко
наделяем оппонента негативными
характеристиками, которые оправдывают
наши действия,
2. Анализировать
действия партнера и избегать
провокаций с его стороны,
3. Нужно
грамотно выражать свои эмоции
- показать, какую именно реакцию
вызывает оппонент. Это поможет избежать
конфликта.